КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация работы органов социально обеспечения 10 страница
Взаимодействует в работе с центром социального обслуживания населения «Надежда»: сбор информации о социально-бытовых условиях проживания обслуживаемых инвалидов и участников Великой Отечественной войны, граждан, принимавших участие в вооруженных конфликтах и локальных войнах; оказание консультативной помощи заведующим отделением социального обслуживания социальным работникам по законам и нормативным документам федерального, регионального и местного уровней, направленным на социально-экономическую защиту ветеранов. 10. Ведет прием граждан, работает с заявлениями граждан. Ведущий специалист по работе с инвалидами отдела по труду и социальным вопросам Принимает участие в разработке социальных программ. Обеспечивает взаимодействие работы отдела с общественными организациями инвалидов. Осуществляет работу по выдаче талонов на льготный проезд, в том числе в соответствии с федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ»; с межправительственным Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним. Осуществляет работу по обеспечению инвалидов велоизделиями и креслоизделиями; оформляет документы по определению в дома-интернаты для престарелых граждан и инвалидов. Участвует в организации благотворительных мероприятий, акций по привлечению спонсорских средств, идущих на нужды малоимущих инвалидов. Принимает участие в работе комиссии по изъятию велоизделий и креслоизделий у инвалидов по минованию надобности. Проводит разъяснительную работу в общественных и иных организациях по вопросам правовой и социальной зашиты в соответствии с законодательством. Организует работу с инвалидами по направлению на обучение в специальные учебные заведения. Ведущий специалист отдела по труду и социальным вопросам Реализует государственную политику в области труда. Организует работу по развитию в городе системы социального партнерства и коллективно-договорных отношений: участвует в подготовке проекта и заключении городского трехстороннего соглашения между администрацией, профсоюзами и товаропроизводителями города, подводит итоги его выполнения; проводит уведомительную регистрацию коллективных договоров организаций всех форм собственности, осуществляет контроль за соблюдением в них трудового законодательства; оказывает консультативную и методическую помощь организациям при заключении коллективных договоров; осуществляет взаимодействие с отраслевыми горкомами профсоюзов, направленное на развитие в городе коллективно-договорных отношений. 3. Определяет уровень жизни населения путем: производства расчетов прожиточного минимума в среднем на душу населения и по четырем социально-демографическим группам; производства расчетов средней заработной платы по городу; изучения социально-экономического положения организаций в плане задержки выплаты заработной платы работающим, нахождения в отпусках без сохранения заработной платы по инициативе администрации, неполной занятости работающих в течение рабочего дня, недели. Организует совместные проверки организаций города всех форм собственности с участием органов надзора и контроля, профсоюзов города по вопросам соблюдения трудового законодательства. Подготавливает проекты распоряжений и постановлений главы города в области трудовых отношений. Подготавливает и предоставляет в установленном порядке отчеты по труду, информацию и доклады о состоянии дел в этой области. Ведет прием граждан, работу с письмами и обращениями граждан. 3. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения по назначению и выплате государственных пособий на детей. Подготовка дел получателей пособий Один из родителей либо лицо, его заменяющее, обращается за назначением пособий в органы социальной защиты населения по месту жительства. В отделе ведутся журналы регистрации: нового назначения пособий; перерасчета пособий; единовременного пособия на ребенка; доплат за прошлое время; списков для выплаты детских пособий. Подготовка личных дел получателей пособий начинается с приема заявлений и оформления документов для назначения, перерасчета пособий. Прием документов ведется специалистами по назначению пособий в приемные дни и осуществляется по участковой системе. Участки формируются по алфавиту. У каждого специалиста на участке создается картотека личных дел получателей пособий. При приеме специалист проверяет: 1) принадлежность документов заявителю (фамилия, имя, отчество во всех документах должны соответствовать данным паспорта). В случае обнаружения несоответствия факт принадлежности документов данному лицу устанавливается в судебном порядке; данные паспорта (они сверяются с данными, указанными в заявлении); не получает ли заявитель пособие на ранее рожденных детей. При перемене места жительства делается запрос по прежнему месту жительства и выясняется, состоял ли заявитель на учете в отделе, получал ли пособие, по какое время выплачено пособие; наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер документа, дата, наименование организации, фамилия, имя, отчество, основание выдачи, подписи, печати). После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан для назначения государственных пособий на детей. Если заявитель обратился за перерасчетом пособия, то заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан о перерасчете государственных пособий на детей. Журнал регистрации ведется специалистом на каждом участке и содержит следующие графы: порядковый номер заявления, фамилия, имя, отчество, адрес, год рождения получателя, дата обращения, вид пособия, номер протокола, дата рождения ребенка, сумма пособия, срок назначения пособия, номер лицевого счета. Специалистами участка назначения пособий выборочно проверяются данные о доходах семьи, указанные в заявлении о назначении пособия в соответствии с п.54 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. По итогам проверок составляются акты. После проверки документов специалист оформляет личное дело получателя пособия. Полностью готовое дело передается на контроль главному специалисту, который после проверки подписывает его и передает на подпись заведующему отделом и затем на выплату. Специалист по выплате после приема информации распечатывает протокол выплаты, где указывается сумма и срок выплаты. Далее личное дело получателя пособий отрабатывается специалистом по контролю за выплатой, который сверяет суммы и срок выплаты, и затем возвращается на участок и ставится в картотеку. Примерный график документооборота приведен в табл. 2. Для усиления контроля за назначением государственных пособий на детей приказом по управлению создается комиссия в составе председателя, заведующего отделом, главного специалиста по назначению, главного специалиста по выплате. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости. Таблица 2. График документооборота отдела по назначению и выплате государственных пособий на детей
4. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов Целью социальной государственной политики многих государств в отношении инвалидов является гарантия основных прав и обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. В силу ряда экономических, социальных и демографических причин во всем мире наблюдается неуклонный рост числа лиц, утративших трудоспособность и ставших инвалидами. По экспертным оценкам ООН, инвалиды составляют 10 % общей численности населения. В связи с этим остро встает проблема обеспечения полноценной жизнедеятельности инвалидов. В Российской Федерации около 10 млн инвалидов, а по прогнозам в ближайшие годы ожидается увеличение их численности более чем в два раза. Значительное количество лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности в социальной структуре общества, а также ожидаемое дальнейшее увеличение числа инвалидов в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране свидетельствуют о масштабности этой проблемы и о необходимости проведения комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество. Что касается политики государства в данной сфере, то в настоящее время формируется сеть учреждений государственной службы реабилитации, создается отечественный рынок технических средств реабилитации, происходит структурная перестройка и реорганизация службы экспертизы. Согласно Федеральному закону о социальной защите инвалидов, комплексная реабилитация является одним из важнейших звеньев в системе социальной защиты граждан Российской Федерации. Она представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации состоит в восстановлении социального статуса инвалида, достижении им материальной независимости и его социальной адаптации. Реабилитация инвалидов включает: 1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования; профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства; социальную реабилитацию инвалида, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. Основу механизма реабилитации инвалидов составляет индивидуальная программа, которая разрабатывается государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и реализуется учреждениями различной ведомственной принадлежности, имеющими реабилитационную направленность. Координация деятельности по реабилитации инвалидов возложена на органы социальной защиты населения. Учреждения, осуществляющие реабилитацию, могут заниматься только ею или сочетать ее с другими видами деятельности. Ответственность за выполнение и реализацию соответствующих разделов индивидуальной программы реабилитации инвалидов возложена на: органы здравоохранения (отвечают за программу медицинской реабилитации); органы службы занятости населения во взаимодействии с органами социальной защиты населения, образования и науки (отвечают за программу профессиональной реабилитации); органы социальной защиты населения во взаимодействии с жилищно-коммунальными службами, органами по физкультуре и спорту, культуры, общественными организациями инвалидов (отвечают за программу социальной реабилитации). 4.1. Профессиональная реабилитация инвалидов Процесс профессиональной реабилитации инвалидов охватывает систему мер по восстановлению конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Это прежде всего его профессиональная ориентация, профессиональное образование и рациональное трудоустройство. Данные, полученные при освидетельствовании инвалидов в учреждениях службы медико-социальной экспертизы, показали, что в профессиональной реабилитации нуждаются свыше 62% от общего числа инвалидов, в том числе: потребность в профессиональной ориентации отмечена у 10 % инвалидов; в профессиональном образовании нуждается от 5 до 15 % инвалидов в зависимости от возраста и характера патологии; потребность в обеспечении занятости (профессиональное консультирование, профессиональный подбор, содействие в трудоустройстве) имеется у 54 % инвалидов; в профессионально-производственной адаптации нуждается от 30 до 90 % инвалидов. Вопросами профессиональной ориентации инвалидов в зависимости от возраста занимаются службы медико-социальной экспертизы, служба занятости, соответствующие структуры управлений по социальной защите населения администраций городов и районов, школы, а также родители и сами инвалиды. Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние или высшие профессиональные учебные заведения они пользуются определенными льготами. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа. Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется и в специальных учебных заведениях системы Министерства труда РФ. В учреждения начального и среднего профессионального образования для инвалидов органами социальной защиты населения направляются инвалиды с учетом трудовых рекомендаций на обучение, выданных службой медико-социальной экспертизы. Срок обучения в техникуме три, а в училище — один-два года, в зависимости от избранной специальности. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 г. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» обучение инвалидов в первую очередь осуществляют по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 августа 1993 г. Например, в образовательных учреждениях комплектуются группы швейного, обувного отделений. Спрос на эти профессии не снижается, что дает возможность выпускникам, при отсутствии рабочих мест на предприятиях, работать в домашних условиях. Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться и непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ вследствие наличия на предприятиях широкой производственной базы и возможностей выбора профессий и сокращения сроков подготовки, более высокого уровня материального обеспечения в процессе обучения. В целом все виды профессиональной подготовки инвалидов — это необходимая мера по обеспечению им реальной возможности получить работу с учетом состояния здоровья и степени потери трудоспособности. Несмотря на сложную ситуацию на рынке труда, вопросами профессиональной реабилитации инвалидов занимается также служба занятости населения, в приоритетном порядке оказывает им содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве. В целях проведения единой государственной политики в сфере занятости населения службой занятости ежегодно разрабатываются мероприятия по обеспечению трудоустройства инвалидов. К их числу, в частности, относятся: установление квоты для приема на работу инвалидов организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, но не менее 3 % от среднесписочного состава работников; обеспечение взаимодействия учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы с органами службы занятости при разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов с учетом ситуации на рынке труда; предоставление инвалидам, имеющим показания к труду, возможности получения профессии (специальности), профессиональных навыков и знаний для последующего устройства; оказание содействия в трудоустройстве инвалидам, имеющим трудовые рекомендации службы медико-социальной экспертизы, обратившимся в службу занятости в поисках подходящей работы. В решении проблем трудоустройства инвалидов важная роль принадлежит муниципальным центрам социального обслуживания. В соответствии с Законом РФ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 28) они вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства и надомные производства специально для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста. Такие цехи, мастерские и другие производства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания. Непосредственно же вопросами трудоустройства инвалидов занимаются органы социальной защиты населения. Закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях, должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 223). Кроме того, отдельные предприятия создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и IIгрупп устанавливается сокращенный рабочий день (не более 35 ч в неделю),; ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней). Органы социальной защиты населения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать на дому. В настоящее время, когда обострились проблемы трудоустройства вообще и трудоустройства инвалидов, в частности, возникает потребность в расширении надомного труда инвалидов. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1996 г. «Об утверждении порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» в стационарных учреждениях социального обслуживания создаются специальные рабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудоспособность Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационарных учреждениях проводится под руководством инструкторов по труду и инструкторов по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации. Важное значение в трудоустройстве инвалидов занимают специализированные предприятия общественных формирований. Создаются предприятия, принадлежащие организациям ВОИ, ВОС, ВОГ. Еще одна немаловажная проблема связана с реабилитацией психически больных. Трудовая реабилитация этого контингента должна осуществляться в лечебно-трудовых мастерских, подведомственных психиатрическим учреждениям здравоохранения, соцзащиты и в спеццехах на предприятиях промышленности. Наиболее активно организован труд этой категории инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты. Там создаются условия для работы по интересам и с учетом физических возможностей инвалидов. Они занимаются столярным, швейным делом, пошивом и ремонтом обуви, вязанием, плетением кружев, макраме. Многие работают в строительных бригадах, организованных при домах-интернатах. Как показывает анализ, при ежегодно возрастающем количестве инвалидов увеличивается и число инвалидов, нуждающихся в трудовом устройстве (около 60 %). Поэтому именно профессиональная реабилитация должна занимать ведущее место в общей системе реабилитации, быть решающим условием интеграции инвалида в общество. 4.2. Социальная реабилитация инвалидов В социальной реабилитации как системе социальных, социально-психологических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, нуждается от 72 до 93 % инвалидов. Органы и учреждения социальной защиты населения основное внимание в решении вопросов социальной реабилитации инвалидов уделяют прежде всего их социально-бытовому и материально-бытовому обслуживанию. В рамках реализации федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы социальной защиты населения организуют работу по обеспечению инвалидов транспортными и техническими средствами реабилитации, протезированием, санаторно-курортными путевками, обеспечивают выплату компенсаций на транспортные расходы и санаторно-курортное лечение. Обеспечение инвалидов транспортными и техническими средствами является важнейшим условием их социальной реабилитации. Инвалиды обеспечиваются следующими средствами передвижения: автомобилями, мотоколясками, велокресло изделия ми. Обеспечение транспортными средствами отдельных категорий инвалидов регулируется постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах». В соответствии с ним инвалиды при наличии медицинских показаний на обеспечение специальными средствами и отсутствие противопоказаний, препятствующих допуску к управлению ими, имеют право на получение мотоколяски бесплатно. Разрешение на получение мотоколяски выдается органами социальной защиты населения по месту постоянного жительства инвалидов при наличии медицинских показаний, которые должны быть подтверждены службой медико-социальной экспертизы, заявления инвалида и удостоверения на право вождения мотоколяски. Заявления и документы инвалидов рассматриваются транспортной комиссией. Они дают рекомендации об очередности получения мотоколяски инвалидами с учетом их нуждаемости в средствах передвижения. Мотоколяски выдаются сроком на пять лет без права их продажи и передачи. По истечении этого срока они подлежат замене на новые. В случае смерти инвалида полученная им бесплатно мотоколяска подлежит возврату органам социальной защиты населения (это правило не распространяется на инвалидов Великой Отечественной войны). Мотоколяски, приобретенные инвалидами за плату, в том числе со скидкой к их стоимости, наследуются в порядке, установленном законодательством РФ. Законодательство закрепляет право инвалидов на приобретение легковых автомобилей с ручным и обычным управлением с учетом стоимости мотоколяски или автомобиля «Ока». Заявления о покупке легкового автомобиля с ручным управлением подаются инвалидами в органы социальной защиты населения по месту постоянного жительства и предварительно рассматриваются транспортной комиссией. Автомобили продаются инвалидам при наличии установленных медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению автомобиля, которые определяются службой медико-социальной экспертизы. Продажа осуществляется на основании разрешения соответствующего органа социальной защиты населения специализированными магазинами по месту постоянного жительства инвалидов. Очередная продажа инвалидам легковых автомобилей с ручным управлением разрешается по истечении семилетнего срока их эксплуатации. При приобретении инвалидами, имеющими право на бесплатное получение автомобиля «Ока», автомобилей других марок органы социальной защиты населения перечисляют торгующим организациям суммы в размере действующих на момент продажи свободных (рыночных) цен на автомобиль «Ока» с ручным управлением соответствующей модификации. При приобретении автомобилей инвалидами, имеющими право на бесплатное получение мотоколяски, органы социальной защиты населения перечисляют торгующим организациям сумму в размере свободной (рыночной) цены на мотоколяску на момент ее приобретения. Продажа инвалидами автомобилей, приобретенных ими с зачетом стоимости полагающегося бесплатно автомобиля «Ока с ручным управлением или мотоколяски, производится с разрешения органов социальной зашиты населения по заявлениям инвалидов независимо от срока эксплуатации автомобиля. Законодательство предусматривает обеспечение инвалидов не только транспортными средствами, но и в определенных случаях специальными средствами передвижения — велокреслоизделиями. Выдаются они инвалидам бесплатно. Наличие в пользовании у инвалидов автомобилей или мотоколясок не является основанием для отказа в обеспечении их велокреслоизделиями (велоколяски, кресла-коляски). Органами социальной защиты населения приоритет отдается предоставлению велокреслоизделий как более значимым в медико-социальном плане для инвалидов средств реабилитации. Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов. Одним из основных направлений социальной реабилитации инвалидов является обеспечение протезно-ортопедическими изделиями. Права инвалидов на протезно-ортопедическое обеспечение закреплены в ст. 27 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г. и в ст. 28 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядок обеспечения инвалидов всеми видами протезно-ортопедических изделий регулируется Инструкцией «О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, обеспечивающими жизнь инвалидов», утвержденной приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г. Пенсионеры и инвалиды, нуждающиеся в протезно-ортопедических изделиях, а также в средствах, облегчающих жизнь инвалидов (приспособления для ванны, поручни, устройства для приготовления пищи), имеют право на бесплатное обеспечение протезами за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ. При этом каждый инвалид в зависимости от медицинских показаний имеет право на обеспечение протезов рук, ног, а также на получение ортопедической обуви, ортопедических аппаратов, кожаных брюк бесплатно один раз в два года; инвалиды войны, страдающие сосудистыми поражениями нижних конечностей, имеют право на получение одной пары ортопедической обуви в год, дети-инвалиды — двух пар обуви в год.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |