КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс и стадии социализации
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Он распадается на стадии или этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. Мудрик Анатол.Викторович в процессе социализации выделяет этапы в соответствии с возрастной периодизацией: – младенчество (от рождения до 1 года), – раннее детство (1-3 года), – дошкольное детство (3-6 лет), – младший школьный (6-10 лет), – подростковый (10-14 лет), – ранний юношеский (15-17 лет), – юношеский возраст (18-23 года), – молодость (23-33 года), – зрелость (34-50 лет), – пожилой возраст (50-60 лет), – старость (60-70 лет), – долго жительство (свыше 70 лет). Сластенин Витал.Александрович, Исаев Илья Федор. и Шиянова Евг.Никол. исходят из того, что социализация происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадии: – дотрудовая (включает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности); – трудовая (охватывает период зрелости человека, однако демографические границы этой стадии определить трудно, т.к. она включает в себя весь период трудовой деятельности человека); – послетрудовая (наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности). Мустаева Флюра Альтафовна выделяет этапы социализации, совпадающие с жизненными циклами, которые помечают важнейшие вехи в биографии человека, служащие качественными этапами становления личности. Жизненные циклы связаны со сменой ролей, приобретением нового статуса, изменением привычного образа жизни. Первый этап - детство (0-12 лет) - период первичного обучения и социализации. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70 % формируется человеческая личность, хотя происходит только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девочки - в дочки-матери. В детстве закладывается фундамент социализации, хотя это самый незащищенный этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, так как социализация для них началась слишком поздно, а она не поддается искусственному управлению или манипулированию. Индийская девочка Камала, попав к людям в 7-8 лет, только через 2 года научилась стоять, через 6 лет – ходить. К 17-18 гг. сумела с трудом приобрести умственное развитие четырехлетнего ребенка. Словарный запас таких детей ограничивается несколькими десятками слов; писать и выполнять простейшие арифметические действия они вообще не могут. Хорошо известны каждому школьному педагогу печальные истории детей из неблагополучных семей, не получивших надлежащего воспитания, судьбы детей и подростков-правонарушителей, пагубные последствия алкоголизма, наркомании и токсикомании детей и подростков. Чем выше мы поднимаемся по эволюционной спирали, тем необходимее становится потребность в специальном обучении и социализации. Второй этап - юность (13-19 лет). В этом возрасте происходят психофизиологические изменения, которые не влияют на ход и содержание социализации. В этот период заканчивается формирование личности. Трудности социализации в этот период связаны с несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса, который задан возрастом; несовпадением старого стиля родительства (для родителей подростки всегда дети) и новых потенциальных возможностей, заданных психофизиологическим повзрослением; противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников. На двух первых этапах социализации выявляются факторы социализации: образование, идеологическое просвещение, усвоение определенной социальной информации, профессиональное обучение. Третий этап - зрелость (в зависимости от конкретных обстоятельств до 55-60 лет) охватывает период активной трудовой и общественно-политической деятельности, характеризуется расцветом человеческой личности. Зрелый возраст - это собирательное понятие из нескольких циклов человеческой жизни: овладение профессией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или замужество, создание семьи, рождение детей. Взрослая жизнь - самый активный период социализации: в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой форме, а в реальной ситуации. Впервые уравниваются объемы прав и обязанностей, потребностей и средств их удовлетворения. Здесь значительнее выступает фактор морального и материального стимулирования, а также регулятивно контролирующий (предписания, нормы, эталоны духовных и материальный ценностей). Четвертый этап - старость. С выходом на пенсию завершается активный период социализации, изменяется трудовой статус, содержание работы, мотивации и отношение к жизни, круг общения и самооценка. Пожилой человек превращается из производителя в потребителя, но перед ним раскрываются новые социальные возможности. С точки зрения американского ученого Орвиль Брим (1966) существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых: 1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. 2. Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваивать их. 3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета". Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. 4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками. Социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Амер. психолог Р.Гоулд (1978) считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей как у Орвиль Брим, а представляет собой процесс преодоления детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. Таким образом, в процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли человек имеет возможность проявить себя, раскрыть. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью на определенных этапах или стадиях социализации. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |