Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер и черты личности. Акцентуация характера, психопатия




Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению

Суть алкоголизма и наркомании состоит в том, что здесь целью че­ловека выступает стремление изменить свое психическое состояние. Поэтому найти психологические причины алкоголизма и наркома­нии — это значит ответить на вопрос: почему человек хочет изменить свое психическое состояние именно искусственным (химическим) путем.

Психологические аспекты борьбы с алкоголизмом и наркоманией несовершеннолетних состоят прежде всего в выявлении психологи­ческой готовности к употреблению психотропных веществ, т. е. таких психологических особенностей подростков, которые являются своего рода «слабым звеном» в процессе социализации личности. Существует ряд общих черт, свойственных людям, злоупотребля­ющим наркотиками или алкоголем:

♦ слабое развитие самоконтроля, самодисциплины;

♦ низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздей­
ствиям, неумение преодолевать трудности;

♦ эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реаги­
ровать на фрустрирующую ситуацию, неумение найти продук­
тивный выход из конфликта.

Эти черты личности свойственны не только алкоголикам и нарко­манам, а и просто плохо социально адаптированным людям, тем более несовершеннолетним. Следовательно, влечение подростка к употреблению психоактив­ных веществ является симптомом общего личностного неблагополу­чия. Психологическая готовность подростка к употреблению психо­тропных веществ, формируясь постепенно, исподволь, реализуется при возникновении соответствующей ситуации в его жизни.

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определя­ющих отношение человека к людям, к выполняемой работе.

Черты личности проявляются в деятельности и общении (как и тем­перамент) и придают поведению человека специфический, характер­ный для него оттенок.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпри­нимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наибо­лее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его аме­риканский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.

При создании типологии человеческих характеров ученые исходи­ли из ряда идей. Основные из них следующие:

♦ характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или
менее устойчивый;

♦ те сочетания личностных черт, которые входят в характер челове­ка, не являются случайными. Они образуют четко различимые ва­рианты, позволяющие выявлять и строить типологию характеров;

♦ большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на определенные группы.

Акцентуация характера, по А. Е. Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации — как временные состо­яния психики — чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое.

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные ре­акции, ведущие к дезадаптации, поэтому становится возможным наметить перспективы для психопрофилактики.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением человека. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени ак­центуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привыч­ных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, по­рой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психиче­ских травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».

Существует две классификации типов акцентуаций — первая пред­ложена К. Леонгардом (1968), а вторая — А. Е. Личко (1977).

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают следующие основные типы акцентуаций характеров:

I) лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

2) циклоидный — склонность к резкой смене настроения в зависи­мости от внешней ситуации;

3) астенический — тревожность, нерешительность, быстрая утомля­емость, раздражительность, склонность к депрессии;

4) боязливый (сенситивный) тип — робость, стеснительность, повы­шенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство не­
полноценности;

5) психастенический — высокая тревожность, мнительность,- нере­шительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям
и рассуждениям, тенденция к образованию ритуальных действий;

6) шизоидный — отгороженность, замкнутость, трудности в установ­лении контактов (см. экстраверсия-интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпатия), недостаток интуиции в процессе общения; 7)застревающий (параноидный) — повышенная раздражитель­ность, стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчи­вость, подозрительность, повышенное честолюбие;

8) эпилептоидный — недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому на­ строению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости),
конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятель­ность речи, педантичность;

9) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вы­теснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживо­сти, фантазированию и притворству, используемым для привле­чения к себе внимания, характеризуемая отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании;

10) гипертимный — постоянно приподнятое настроение, жажда де­ятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость (скачка мыслей);

И) дистимный — напротив, преобладание пониженного настроения, чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, склонность к депрес­сии, недостаточная активность;

12) неустойчивый (экстравертированный) тип — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых
впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты,
носящие, однако, поверхностный характер;

13) конформный — чрезмерная педчиненность и зависимость от мне­ния других, недостаток критичности и инициативности, склон­ность к консерватизму.

В развитии акцентуаций характера ученые выделяют две группы динамических изменений:

Первая группа — это преходящие, транзиторные изменения. Они по форме те же, что и при психопатиях.

1. Острые аффективные реакции:

-интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта
путем аутоагрессии

-экстрапунитивные реакции представляют собой разряд аффек­
та путем агрессии на окружающих

иммунитивная реакция проявляется в том, что аффект разря­
жается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуа­
ции, хотя это бегство никак эту ситуацию не справляет, а часто
даже усугубляет. Этот вид реакции чаще встречается при неус­
тойчивой, а также при шизоидной акцентуациях;

-демонстративные реакции, когда аффект разряжается в «спек­
такль», в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток
самоубийства и т. п.

2. Преходящие психоподобные нарушения поведения («пубертат­ные поведенческие кризы»):

делинквентность, т. е. проступки и мелкие правонарушения,
достигающие наказуемого в судебном порядке криминала;

токсикоманическое поведение,

• побеги из дома, бродяжничество;

транзиторные сексуальные девиации (ранняя половая жизнь,
подростковый гомосексуализм и др.).

3.Развитие на фоне акцентуацийхарактера разнообразных пси­
хогенных психических расстройств
— неврозов, реактивных
депрессий и т. п.

Ко второй группе динамических изменений при акцентуаци­ях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов.

1. Переход «явной» акцентуации в скрытую, латентную. Под вли­янием взросления человека и в результате накопления им жиз­ненного опыта акцентуированные черты характера сглаживают­ся, компенсируются.

2. Формирование на почве акцентуаций характера под действием
благоприятных условий среды психопатических развитии,
до­
стигающих уровня среды патологии («краевые психопатии», по
О. В. Кербикову). Для этого обычно бывает необходимо, чтобы
сочетались действия нескольких факторов:

• наличие изначальной акцентуации характера;

• неблагоприятные условия среды должны быть такими, чтобы
адресоваться именно к «месту наименьшего сопротивления»
данного типа акцентуации;

• их действие должно быть достаточно продолжительным;

• и, главное, оно должно упасть на критический для формирова­ния данного типа акцентуации возраст.

3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним
из кардинальных явлений в их возрастной динамике.
Суть этих
трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого,
совместимого с прежним типа и даже в том, что черты последнего
становятся доминирующими.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.