Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциация научного стиля




Тема № 6. Функциональные стили русского языка

 

1. Научный стиль

Научный стиль обслуживает разнообразные отрасли науки (точные, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства и реализуется в монографиях, научных статьях, диссертациях, рефератах, тезисах, научных докладах, лекциях, учебной и научно-технической литературе, сообщениях на литературные темы и т.д.

Функции научного стиля:

1) отражение действительности и хранение знания (эпистемическая функция);

2) получение нового знания (когнитивная функция);

3) передача специальной информации (коммуникативная функция).

Основная форма реализации научного стиля – письменная речь, хотя с расширением научных контактов возрастает роль устной формы общения.

Специфические черты научного стиля:

1) отвлеченность;

2) обобщенность;

3) логичность изложения.

Более частные стилевые черты:

- смысловая точность (однозначность выражения мысли);

- информативная насыщенность;

- безобразность;

- скрытая эмоциональность.

Для научного стиля характерно широкое использование абстрактной лексики: мышление, отражение, излучение, невесомость, изменяемость и т.д.

Слова, обозначающие конкретные предметы, могут использоваться в научном стиле в обобщенных значениях: Микроскоп – это прибор, увеличивающий в несколько сот и даже тысяч раз. Слова «микроскоп», «прибор» обозначают не конкретный предмет, а микроскоп, прибор вообще (всякий, любой, каждый).

Специфической особенностью словарного состава научного стиля является использование терминологии.

Термин (от лат. граница, предел) – слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства.

Термин обязательно основан на определении (дефиниции) понятия. Например: Лексикология – раздел языкознания, занимающийся изучением словарного состава языка (лингвистика).

Каждая отрасль науки располагает своей терминологией, объединенной в единую терминосистему (термины медицинские, математические, физические, философские, лингвистические и др.).

Некоторые термины могут употребляться в нескольких терминосистемах:

Реакция – 1) Биол. Ответ на внешнее и внутреннее раздражение. 2) Хим. Взаимодействие между двумя или несколькими веществами.

 

 

Функциональное назначение научного стиля состоит в том, чтобы обеспечить адекватную передачу научной информации, аргументированное изложение современного знания. В текстах данного стиля находит свою реализацию функция сообщения.

Точность в передаче научной информации, информативная насыщенность речи, строгая логичность, аргументированность изложения, логическая завершенность текста – отличительные черты научного стиля. Построение текста, рациональная организация изложения, актуализация речевых средств, способных оптимально выразить научное содержание, его аргументацию и прикладное назначение, применение, - все в нем подчинено сверхзадаче: объективно, максимально точно (адекватно), обобщенно и вместе с тем внятно, логично, выразительно изложить новое знание, полноценно представить систему современного знания во всех его методологических, теоретических, научно-практических аспектах и осмыслениях.

Научный стиль стремится к однозначности номинаций – обозначений, понятий, явлений, предметов. Это достигается благодаря хорошо разработанной терминологии научной дисциплины (и, разумеется, точному употреблению терминов).

Для научного изложения характерны строгая композиционная структура доказательства, описания, отработанные модели дефиниций.

Дефиниция – определение научного понятия – один из центральных компонентов композиции научного текста, особенно текстов учебной и научно-популярной литературы.

Сложилось несколько моделей дефиниции, из них наиболее распространены следующие:

- «сущ. в им. п. или именное словосочетание (подлежащее) + тире» или «это есть + именительный предикативный (сказуемое), как правило распространяемый причастным оборотом или придаточным определительным». Н-р: «Риторика – учение о развитии мысли и слова» (Ю. Рождественский «Теория риторики»;

- «сущ. в тв. п. + называется (является) + сущ. в им. п. или именное словосочетание (безличное, реже – обобщенно-личное предложение)». Н-р: Текстом словесного произведения называется материал речи, обработанный орудиями речи в соответствии с замыслом словесного произведения (Ю. Рождественский «Введение в общую филологию»);

- перевернутый вариант: «сущ. в им п. – определяющая (дефинирующая) часть + причастный оборот (или придаточное определительное со словом который) + называется (называют) + сущ. в т.п. (реже в им.п.) – определяемая часть». Н-р: «Углеводы, которые не присоединяют водород и другие элементы, называются предельными углеводородами…».

Научному стилю присущ композиционный блок «дефиниция и ее комментарий». Комментарий дефиниции подготавливает читателя (учащегося) к восприятию, пониманию, усвоению понятия или разъясняет его по частям (блок характерен для учебной литературы).

В научном стиле выделяются следующие подстили:

- собственно научный (академический),

- научно-учебный,

- научно-деловой,

- научно-попоулярный

Собственно научный подстиль характеризуется строгим академическим изложением, ориентированным на специалистов. Академическое изложение предполагает логическую стройность, систему аргументации, систематизацию научных фактов и явлений, максимальную информативную насыщенность известными и новыми для науки данными. Достижение новых научных результатов влечет за собой модификацию или расширение сложившейся специальной терминологии.

Основные жанры собственно научного подстиля – монография, статья в научном журнале.

Научно-учебный подстиль ориентирован на подготовку будущих специалистов, поэтому в речевой структуре текстов учебной литературы наряду с развернутой системой аргументации, которая здесь имеет иную направленность (обоснование уже известного в науке), существенную роль играют:

- целенаправленная систематизация материала с тем, чтобы передать иерархию понятий внутри категориального аппарата и обучить студента языку данной научной дисциплины;

- развернутые дефиниции понятий;

- приемы презентации вводимых понятий и обучающего комментария дефиниций, а также терминов, новых для учащихся.

Научно-деловой подстиль представлен в патентных описаниях, реферативных изданиях, в разного рода аннотациях. Текст предельно насыщен информацией, изложение лаконично, способ изложения – систематизирующий. С эти связана актуализация рубрикации и конструкций с однородными членами предложения. Активны также бессоюзные сложные предложения.

Аннотация – краткая, содержательно емкая характеристика печатного текста (книги, монографии, статьи), его тематики (обозначены основные вопросы, освещаемые в данном тексте). Аннотация отвечает на вопрос, о чем говорится в книге (брошюре, монографии, статье).

Краткие аннотации – одно простое предложение (обычно безличное, назывное) предложение – практикуется в библиографических списках литературы:

Попов И.А. Диалектологическая экспедиция на п-ов Заонежье // Диалектная лексика. 1973. Л., 1974.

Предварительный анализ собранного материала.

Более развернутая аннотация – краткая информация о тематике издания, с указанием адресата и общей характеристикой способов представления в книге, в статье теоретических вопросов и иллюстративного материала – в изданиях учебного и научно-популярного профиля.

Реферат представляет собой оптимально сжатое и вместе с тем полное адекватное изложение основного содержания первичного документа (так в специальной литературе называется реферируемый текст), построенное по стабильной структуре. Реферат выполняет ряд функций: информативную, поисковую (применяется для текущего и ретроспективного поиска документов в информационно-поисковой системе), индикативную (наряду с характеристикой содержания первичного документа дается его библиографическое описание), справочную, сигнальную (в процессе межведомственного и международного обмена информацией). При всем многообразии функций цель реферата заключается в том, чтобы, по М.В. Ломоносову, «уметь схватить новое и существенное в сочинениях».

Существует несколько классификаций рефератов. Так, в соответствии с классификацией, принятой в 1949 г. на Международной конференции по научному реферированию в Париже, рефераты подразделяются на информативные (рефераты-конспекты) и индикативные (указательные, описательные).

Структура реферата стабильна: заголовочная часть и собственно реферируемая часть.

Описание первичного документа должно опираться на ключевые слова (предметные слова, выбираемые из описываемого документа и используемые для его координатного индексирования). Имеются в виду термины из данной области знания.

Синтаксис реферата характеризуется:

- распространением простых предложений с нормативным порядком слов;

- преобладанием односоставных предложений, в основном неопределенно-личных. Широко представлены безличные и номинативные предложения;

- актуализация бессоюзных сложных предложений, конструкций с однородными членами предложения. Многокомпонентные сложные предложения редки.

В научно-популярном подстиле изложение рассчитано на передачу уже известной научной информации неспециалистам. Здесь исключительную роль играют способы популяризации научных знаний, приемы изложения, предполагающие включение в текст разнообразных средств выразительности, вплоть до художественно-беллетристических для доходчивой, понятной (при полной научной достоверности и при соблюдении адекватности описания научных понятий и явлений) передачи читателю-неспециалисту информации из соответствующей области знаний. Жанровое разнообразие тестов этого подстиля сравнительно велико – от строгого жанра энциклопедии до беллетризованного изложения в изданиях типа «Жизнь замечательных людей».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.