Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык и действительность




Принципиальное отличие мышления от чувственного познания состоит в том, что оно неразрывно связано с языком. С помощью языка (речи) происходит и формирование мысли, и ее внешнее выражение. Поэтому, имея дело с мышлением, логика уделяет внимание исследованию некоторых аспектов языка. Ее интересует язык именно как средство познания.

Нам важно выяснить хотя бы в общих чертах, как, каким образом язык может выполнять эту функцию. Ответ на этот вопрос состоит в том, что слова и словосочетания языка соотносятся каким-то образом с объектами, существующими в самой действительности, то есть являются их представителями в нашем сознании, исполняют роль их знаков. Задача логики - выяснить характер связи выражений языка с объектами действительности.

Всякий язык состоит из знаков. Знаком называется материальный объект, который для некоторого интерпретатора (человека) выступает в качестве представителя какого-то другого объекта.

Основная функция знака, как явствует из приведенного определения, состоит в том, что он репрезентирует (представляет) какой-то объект для человека, владеющего данным языком, то есть для некоторого интерпретатора. Таким образом, ситуация употребления знака включает в себя три компонента:

1) сам знак;

2) объект, представляемый знаком;

3) интерпретатор, т.е. человек, для которого этот знак представляет данный объект.

В нашей жизни мы наблюдаем большое разнообразие знаков. Дорожные знаки, показания приборов, следы на снегу, дым из трубы, азбука Морзе – все это знаки. Различают три основных вида знаков в зависимости от характера их отношения к обозначаемым объектам: 1) знаки-индексы; 2) знаки-образы; 3) знаки-символы.

Знаки - индексы связаны с представляемыми ими объектами как следствия с причинами. К ним относятся: следы на снегу, положение флюгера, дым из трубы и т.д.

Знаки - образы являются в какой-то мере изображениями обозначаемых объектов, имеют с ними структурное сходство (картины, чертежи, схемы, фото).

Знаки-символы – это большинство слов и словосочетаний естественного языка. Их связь с обозначаемыми объектами устанавливается либо по соглашению, либо стихийно при формировании языка и практического усвоения его отдельным человеком. В мышлении решающую роль играют знаки именно этого типа, они и будут интересовать нас в дальнейшем.

Слова и словосочетания языка являются знаками, потому что, с одной стороны, они являются материальными объектами (представляют собой колебания воздуха или следы чернил, типографской краски, графита и т.п.) и, как таковые, доступны органам наших чувств. С другой стороны, они представляют какие-либо объекты внеязыковой действительности. Это могут быть отдельные предметы, классы предметов, процессы, ситуации, а также многообразные свойства и отношения предметов.

Язык, рассмотренный с этой точки зрения, представляет собой систему знаков. При рассмотрении языка как системы знаков важно принимать во внимание три его основных аспекта: синтаксис, семантику и прагматику.

Синтаксический аспект языка составляет отношения одних знаков к другим в соответствии с принятыми в данном языке правилами образования одних знаков из других и правилами их преобразования. При синтаксическом подходе к языку учитываются отношения между знаками как физическими объектами, и при этом отвлекаются от того, кто и для чего использует эти знаки, какие объекты они представляют в мышлении. Задачами синтаксического анализа языка являются, например, выделение элементарных знаков, правил образования из них сложных знаков, правил перехода от одних знаковых структур к другим.

Семантический аспект языка связан с отношениями знаков к объектам внеязыковой действительности, т.е. к тому, что они в данном языке представляют. Слово «Белгород» обозначает определенный и хорошо знакомый нам город, слово «Волга» - известную реку, слово «жидкий» указывает на известное свойство объекта, «старше», «больше» - на реально существующие отношения. Семантический подход к языку предполагает исследование отношений между знаками и репрезентируемыми ими объектами. «Каково значение этого слова?», «Истинно ли данное предложение?» - это семантические вопросы.

Воздействие языковых выражений на психику, сознание людей, на их поведение составляет прагматический аспект языка. Прагматический анализ языка состоит в исследовании функций (роли) языковых выражений в мышлении и общении. Эти функции связаны с определенными речевыми актами – высказываниями, совершаемыми одним говорящим (пишущим) с учетом другого. Различают следующие виды речевых актов:

Репрезентативы – информационные речевые акты, или сообщения. В ходе этих речевых действий происходит представление адресату тех или иных событий, ситуаций или явлений («Сегодня в Белгороде идет дождь»).

Директивы – предписывающие речевые акты. Осуществляя их, адресант побуждает (заставляет, вынуждает) адресата к совершению (или не совершению) чего-либо («Будь честным», «Следует быть законопослушным гражданином»).

Экспрессивы – служат для выражения разнообразных чувств («Прошу прощения, что разбудил вас», «Искренне рад вашему приходу»).

Аппрейзоры – речевые акты для оценок, выражения предпочтений («Хорошо, когда много верных друзей», «Плохо, что все хорошее рано или поздно кончается»).

В соответствии с выделенными речевыми актами мы будем говорить о четырех способах использования (функциях) языка: сообщение о положении дел (описание), регламентация деятельности (нормы), выражение чувств (экспрессивы), выражение позитивного или негативного отношения к чему-либо (оценка). Для целей логического анализа мышления первостепенное значение имеет описательная функция языка.

Наш обычный язык, на котором мы говорим, является языком естественным (или этническим). Этот язык складывался стихийно, он полифунционален, то есть предназначен для выполнения самых разных ролей, что делает его пластичным, богатым и непрерывно развивающимся. Однако, универсализм естественного языка оказывается недостатком в решении некоторых частных задач, например, точного (однозначного) выражения понятий и суждений, анализа логической структуры мыслей и т.п. Это обстоятельство обусловило появление искусственных языков. Характерная их черта состоит в определенности их словаря, точности и ясности их правил – правил образования (синтаксических правил) и правил значений (семантических правил). Таким языком пользуется не только математика, но и логика.

Логический язык является языком формализованным. Формулам этого языка придается строго определенное и точное логическое содержание, т.е. логическая интерпретация. Это и позволяет заменить оперирование суждениями манипулированием символами по простым и точным правилам. Такой подход сделал возможным не только описание закономерностей правильного мышления, но и создание систем искусственного интеллекта, «мыслящих» ЭВМ, которые сами доказывают сложнейшие математические теоремы, играют в шахматы на гроссмейстерском уровне, осуществляют тонкую дифференциальную диагностику заболеваний. Элементы формализации логического процесса будут применяться и в нашем курсе.

Необходимо различать объектный язык и метаязык. На объектном языке мы говорим о мире (предметах, событиях, процессах действительности), а на метаязыке обсуждаем свойства объектного языка. «Логика – полезная наука» - это предложение предметного языка, а «Предложение «Логика – полезная наука» является истинным» - это предложение метаязыка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.