Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вывод в обратном направлении

 

База знаний:База фактов:

R1: Если B и D и E, ТО F Известные факты: B,C

R2: Если D и G, ТО A Цель: H

R3: Если C и F, ТО A

R4: Если B, ТО X

R5: Если D, ТО E

R6: Если A и X, ТО H

R7: Если C, ТО D

R8: Если C и X, ТО A

R9: Если X и B, ТО D

Рис. 4.

Очевидно, вывод в обратном направлении работает, только когда все цели или гипотезы, для которых система может затребовать поиск, могут быть определены предварительно и связаны с управляемым числом условий и определены наборы правил. В качестве примера, в котором этот подход неприменим, можно привести систему, играющую в шахматы, с выводом в обратном направлении с гипотезой “шах и мат”. На практике существует целый класс проблем, при решении которых необходимо начать с начального состояния БЗ, выраженного посредством правил и фактов, от которого осуществляется передвижение вперед к новому состоянию, в которое включаются некоторые правила и исправляются факты. Игра в шахматы иллюстрирует проблему подхода вывода в прямом направлении - не смотря на то, что имеются средства, управляющие выбором правил, число возможностей быстро нарастает до неуправляемого и сводится к “шах и мат” или становится невозможным для вычислений. Программа игры в шахматы должна иметь мощную стратегию поиска для нахождения выигрышного хода в этой сети. Это осуществляется на базе вывода в прямом направлении.

Конечно, большое число реальных проблем требует вывода как в прямом, так и в обратном направлении, чтобы находить решение.

В дополнении к проблеме вывода необходимо отметить, что в ЭС реализуется возможность работы с неуверенностью в данных (с неопределенностью). Для этого используются нечеткая логика, Байесовская логика, коэффициенты уверенности, многозначная логика и другие средства. Работоспособность указанных методов объясняется тем, что организация знаний играет большую роль, чем связанные с ними числовые значения. В большинстве БЗ предусмотрена избыточность, позволяющая ЭС прийти к правильному заключению несколькими различными маршрутами. Числа, измеряющие степень доверия, служат лишь для точной настройки.

 

Контрольные вопросы.

1. Из каких блоков состоит экспертная система?

2. Укажите отличия знаний I-го рода и II- го знаний рода.

3. Объясните основные отличия между выводами в прямом и обратном направлениями.

4. На какие вопросы отвечает подсистема объяснений.

5. На какие части можно разделить базу знаний, в которой фиксируются знания в ЭС?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вывод в обратном направлении | Программные языки, среды и инструментальные средства разработки экспертных систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.