Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговые системы стран-членов Таможенного союза

Основные принципы построения налоговой системы. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.

Функции и роль налогов в современных условиях перехода к рыночным отношениям.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Налоги выполняют следующие функции:

· фискальную;

· распределительную;

· регулирующую;

· контрольную.

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог, сбор, пошлина не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. Поступления в виде налогов должны покрывать основные финансовые потребности общества, но при этом не лишать заинтересованность всех плательщиков в увеличении своих доходов.

Распределительная функция налогов связана с последующим распределением государством полученных от налогоплательщиков средств.

Регулирующая функция налогов направлена на достижение конкретных задач фискальной политики государства. С помощью этой функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс экономических интересов государства, юридических и физических лиц.

В регулирующей функции выделяют несколько подфункций:

· стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных процессов посредством системы различных льгот;

· дестимулирующая подфункция направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких либо экономических процессов посредством установления повышенных ставок налогов.

Через контрольную функцию государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов. С помощью контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через эту функцию выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Роль налогов может быть:

· позитивной;

· негативной.

Позитивная роль налогов будет тогда, когда потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной степени и достигнуто относительное равновесие между налоговыми функциями. На практике это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, в формировании бюджета, не ущемляющего интересов плательщиков.

Налоговая система – совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

В налоговых системах разных стран отразилась специфика государственного устройства, особенности внутренней и внешней политики, национальный менталитет. Вместе с тем возникла необходимость унификации налоговых систем, выработки единых принципов построения. В основу требований, принятых за аксиому положены четыре принципа налогообложения, сформулированные А. Смитом в ХVIII веке:

1. Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.

2. Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его трактовать и налогоплательщику и работнику налогового органа. Законом должны быть четко установлены все факторы, определяющие размеры платежа, сроки и способ его уплаты.

3. Удобство для налогоплательщика, выражающееся в приближении сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, простоте их исчисления, минимуме бюрократических процедур и требований со стороны налоговых органов.

4. Экономичность, т.е. налоги не должны быть обременительными для налогоплательщика. Для государства сбор налогов должен сопровождаться минимальными издержками.

Налоговая система любой страны учитывает следующие методологические подходы:

*равные доходы при равных условиях должны облагаться равными по величине налогами;

*ставка налога должна быть единой для всех предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности;

*налоговая система должна быть комплексной и умело сочетать различные способы налогообложения;

*налоговая система должна дополняться комплексом налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер;

*налоговые льготы должны отвечать стратегическим целям экономической политики;

*налоги должны платить те, чьи доходы выше, т.е. должен соблюдаться принцип платежеспособности;

*налоговая система должна утверждаться в законодательном порядке, что обеспечит обязательный и принудительный порядок взимания налогов;

*правила применения налоговой системы должны быть относительно стабильными.

Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на изменение экономической ситуации.

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для нашей республики зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы.

Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

· однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

· оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

· одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

· установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

· четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;

· обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

· стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа

Налоговая система в государствах – членах ТС (Республики Беларусь, Казахстан, Российская Федерация) в настоящее время сформирована, принят и действует ряд нормативных правовых актов (кодексов).

(В Республике Беларусь – Общая часть Налогового кодекса введена в действие с 1 января 2004 г. (Закон Республики Беларусь от 04.01.2003 N 184-З), Особенная часть Налогового кодекса введена в действие с 1 января 2010 г. (Закон Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

В Республике Казахстан – Налоговый кодекс (Общая и Особенная части) введен в действие с 1 января 2002 г. (Закон Республики Казахстан от 12.06.2001 N 210).

В Российской Федерации – Часть первая Налогового кодекса РФ введена в действие с 1 января 1999 г. (Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ). Часть вторая НК РФ введена в действие с 1 января 2001 г. (Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ).

 

В Республиках Беларусь и Казахстан действует двухуровневая система налогообложения (республиканский, местный уровни); в Российской Федерации – трехуровневая (федеральный, региональный и местный уровни).

В таблице приведены ставки основных налогов в государствах - членах ТС и ЕЭП.

N п/п Вид налога Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация
  Налог на добавленную стоимость (%) 20 (10; 0) 12 (0) 18 (10; 0)
  Налог на прибыль (%)   20 (15; 10)  
  Налог на доходы физических лиц (%)   10 (5)  
  Социальный налог (%)   11(4,5)  
  Налог на имущество 0,1 - 2 0,05 - 1,5 <= 2,2

 

Уровень ставок прямых налогов в государствах - членах ТС и ЕЭП различен.

Самая низкая ставка налога на прибыль - в Республике Беларусь (18%), в Российской Федерации и Республике Казахстан она составляет 20%.

Ставка подоходного налога с физических лиц в Республике Казахстан ("индивидуальный подоходный налог") является самой низкой (10%). В Российской Федерации ставка НДФЛ выше, чем в других государствах - членах ТС, и составляет 13%.

В Республике Беларусь ставка подоходного налога с физических лиц составляет 12%. В отношении отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены иные ставки указанного налога. Например, для доходов, полученных физическими лицами, участвующими в реализации бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий, действует ставка 9%. В отношении доходов, получаемых от осуществления предпринимательской (частной нотариальной) деятельности, - 15%.

В государствах - членах ТС действуют разные ставки социального налога. Самая низкая его ставка - в Республике Казахстан (от 4,5 до 20%). В Республике Беларусь и Российской Федерации функции социального налога выполняют страховые взносы, размер тарифов которых самый высокий среди государств - членов ТС – 34 % в Республике Беларусь (30% в Российской Федерации).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Отчисления в пенсионные фонды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.