Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование готовности к ролевому поведению




 

При подготовке резерва основное внимание уделяется профессиональным знаниям и навыкам. Между тем успех в работе руководителя и специалиста предопределяется не только качеством выполнения должностных обязанностей, но и стилем поведения при выполнении этих обязанностей. По своей сущности - это ролевое поведение, т.е. оно осуществляется на основе норм, традиций, образов, сформировавшихся под влиянием ценностей общества, коллектива, отдельных групп и личностей, пользующихся высоким социальным авторитетом. В каждом трудовом, производственном коллективе складывается достаточно своеобразное, отличное от других, представление о стиле поведения, соответствующего тому или иному должностному уровню. Но в целом в формировании этих представлений наиболее заметную роль играют нормы и ценности общества. Вследствие этого ролевые ожидания различных коллективов, независимо от их особенностей в главном, в основном очень схожи между собой. А это главное состоит в отношении к подчиненным, к коллективу, к делу. Именно внутри этого треугольника отношений и складываются как ролевые ожидания коллектива, так и ролевая идентификация руководителя или специалиста. Отмечается, что работник, назначенный на новую для него должность, обычно быстро усваивает новые должностные обязанности и медленнее - новые для себя социальные роли или, что наблюдается чаще, новые аспекты, новое содержание уже привычных для исполнения ролей.

Почему происходит запаздывание в усвоении ролевого поведения? Причины в основном субъективные и сводятся к следующему.

Функциональные обязанности предполагают осуществление действий и поступков, ориентированных на приведение в активность производственных (технологических, технических) или организационных систем. В связи с этим функции, выполняемые в процессе труда человеком, практически унифицированы, не требуют каких-либо поправок в связи с теми или иными обстоятельствами. Напротив, определенные изменения, предпринятые в чьих-либо личных интересах, могут привести к сбоям в работе как системы в целом, так и каждого отдельного элемента.

Совсем другое дело роли. Роль реализуется через поведение и общение. Следовательно, роль проявляется только в связи с другим человеком, а точнее, в отношении к нему. Таким образом, в роли реализуются ценности, позиции, интересы руководителя или специалиста, важнейшие личностные образования. Можно прямо сказать, что в роли личность выражает саму себя, свою сущность. Кажется, что проще выразить самого себя в той деятельности, которая для нас привычна, повседневна, да еще в среде людей, с которыми мы встречаемся ежедневно в течение нескольких часов, с которыми совместно работаем. Но оказывается, что выразить самого себя в роли гораздо труднее, чем выполнить функцию.

Конечно, способность выразить себя в роли зависит в первую очередь от того, что представляет собой личность по мировоззрению, убеждениям, направленности. Если социальные навыки личности отражают прогрессивные, общественно значимые ценности, то они естественно и последовательно воплощаются во всех поступках и действиях личности, вписываются в общий строй деятельности наиболее активной части трудового коллектива.

Но далеко не всегда убеждения, мотивы и установки личности непротиворечивы, находятся как бы на одной плоскости. Чаще всего они образуют как бы ломаную поверхность причудливой формы. Одни качества личности действительно близки к общественно одобряемым нормам, другие - нет. Вот эти различные уровни развитости качеств личности и влияют на ее способность реализовать себя в социальной роли. Это может проявиться, например, в изъятии из деятельности специалиста, руководителя тех действий, благодаря которым устанавливаются тесные рабочие контакты, создается климат доверия и сотрудничества, уверенности в том, что каждый работник может рассчитывать на выражение своих способностей в деле. Таким образом, роль, связываемая с поведением в определенной профессионально-должностной позиции, оказывается ущербной, отклоняющейся от ролевых ожиданий коллектива или большей общности. Ролевая ущербность неизбежно приводит к различного рода напряженностям, непониманию между сотрудниками, а также между руководителем и коллективом.

Следовательно, непротиворечивость в убеждениях, последовательная их реализация в поступках, в поведении, опора в будничной рядовой работе на принципиальные позиции - вот основные средства и методы предупреждения последствий, связанных с неправильным усвоением ролей.

Нужно указать и еще на некоторые сложности усвоения ролей. Нередко смена должности сопровождается весьма незначительным изменением выполняемых функций. Например, при переходе с должности начальника цеха на должность директора при всем различии диапазона влияния, власти содержание деятельности остается в основном тем же.

Наконец, приходится сталкиваться со случаями навязывания исключительно своего понимания ролевого поведения. Это своеобразная позиция “новой метлы”. Нетрудно прийти к выводу, что подобная позиция неизбежно приводит к деформации психологического климата в коллективе, заставляет людей вспоминать о прошлом как о добром времени, порождает настроение ностальгии, хотя как раз прошлое вовсе не заслуживает сожаления и симпатии, но такова реакция коллектива или во всяком случае некоторых его членов на попытки ввести новые ролевые стандарты на поведение руководителя или других работников, непосредственно вступающих в деловые контакты.

Конечно, в полной мере представить все стороны ролевого поведения без непосредственного включения в реальные отношения нельзя. Но членов резерва можно ознакомить с набором ролей каждой должностной позиции, показать, как изменяется содержание ролей в различных должностных позициях. Членов резерва необходимо ознакомить с представлениями коллектива о ролевом поведении, с его ролевыми ожиданиями.

Самое главное - это сформировать у личности психологическую готовность к принятию новых ролей и к модификации ролевого поведения. Другими словами, сформировать психологическую готовность к большей социальной ответственности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.