Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное мнение и внутриколлективные традиции




 

Все названные группы социально-психологических явлений взаимосвязаны, но каждое характеризуется особой сущностью и по своему влияет на эффективность деятельности коллектива. Наиболее значимым из них выступает общественное мнение. Что такое общественное мнение коллектива и каковы предпосылки эффективного управления этим социально-психологическим явлением?

Общественное мнение - это оценочное суждение группы, коллектива о каком-либо событии, факте, явлении, в котором отражается отношение к данной информации большинства членов коллектива. Это не простое среднее от деления суммы индивидуальных суждений на число членов коллектива. Общественное мнение всегда как-то соотносится, корректируется, пронизывается элементами общественной морали и профессиональным опытом. Сформировавшись, общественное мнение становится ведущим регулятором поведения членов коллектива.

Мало констатировать высокую значимость общественного мнения для жизни коллектива фирмы, отдела. Надо знать механизм его становления и на этой основе научиться активно управлять процессом формирования общественного мнения.

Можно ли выделить этапы становления общественного мнения? Да, можно. Более того, необходимо!

В своем развитии общественное мнение коллектива проходит обычно три этапа. На первом идет негласное, доверительное обсуждение новой информации в составе малых неформальных групп, объединяющих сотрудников по каким-либо частным интересам или симпатиям. На этом этапе оценивается возможный характер влияния новой информации на отдельных членов коллектива или на подразделение в целом. Но, повторим еще раз, это пока что “локальное” обсуждение. Если первичная информация получает подкрепление, то круг сотрудников, принимающих участие в обсуждении новой информации, расширяется. Наступает второй этап формирования общественного мнения. Обсуждение принимает характер обмена информацией между неформальными группами или отдельными сотрудниками. Часто оно дискретно, импульсивно. Активное обсуждение замещается подчеркнутым безразличием к теме, а через некоторое время вновь “вспыхивает” с новой силой.

На третьем этапе, который характерен широким, гласным обменом мнениями, общественное мнение оформляется в официальное решение коллектива. Это может быть результат разъяснения сути возможных изменений руководителем, а может быть и решения профсоюзного собрания.

В практике управления процессом формирования общественного мнения нельзя не учитывать следующее. Практически в каждом коллективе есть один или несколько сотрудников, которые, вследствие особенностей характера или должностного положения, чаще других становятся “носителями” новой информации. Передавая ее, они как бы утверждаются в правильности своей позиции. В последующем, когда наступает период официального формирования общественного мнения, “носители” первичной информации чаще всего сохраняют свои исходные позиции и, если они не признаются на официальном уровне, то становятся трудно преодолимым препятствием.

Что же делать? Как предупредить отрицательное влияние такого рода индивидуальных оценочных суждений?

Опытные руководители фирм и отделов рекомендуют:

- знать, кто из членов коллектива, вследствие особенностей своего характера (честолюбия, мнимого самоутверждения, склонности посплетничать и т.п.), стремится быть источником “новой” информации. На основе таких знаний ограничивать возможности утечки первичной, неподготовленной и непроверенной информации, прежде всего по этим, “неофициальным” каналам;

- всегда стремиться, чтобы источником важной для жизни коллектива фирмы информации были официальные лица: руководитель, заместитель, каждый в объеме своих прав и компетенции.

Наряду с общественным мнением, существенное влияние на жизнь коллектива оказывают внутриколлективные традиции - неписаные обычаи и правила, ставшие нормами поведения большинства членов коллектива фирмы, отдела.

Как никакое другое социально-психологическое явление, традиции уходят своими корнями в историю нашего государства. Но в такой же мере они всегда конкретны и неповторимы. Традиции в любом коллективе похожи, но нет ни одной одинаковой, потому что их носителями являются неповторимые личности. Характерной чертой любой традиции является невозможность поступить по-иному.

Внутриколлективные традиции очень устойчивы. Одобренные и признанные однажды, они передаются как по эстафете и становятся правилом поведения новых членов коллектива.

В чем секрет такой прочности любой традиции? В основе любой традиции два психологических элемента: а) доверие личности к коллективному опыту; б) предрасположенность большинства людей к подражанию более опытному, авторитетному.

Такова сущность любой внутриколлективной традиции как социально-психологического явления. Возникает вопрос: а можно ли управлять традициями? Да, можно, но для этого надо хорошо знать существо каждой из них, прописавшейся в коллективе данной фирмы или отдела. Что можно увидеть? Можно увидеть и почувствовать традиционность взаимоотношений, речи, ритуалов, одежды, жестов, отдельных процедур. И именно с этого начинается управление традициями.

Оцениваются плюсы и минусы имеющихся традиций. Делается акцент на положительные, позитивные. Внимательно анализируются нежелательные традиции. Продумываются каналы возможного их замещения новыми, значимыми для жизни коллектива. Изучаются позиции “ярых” носителей негативных или нейтральных для дела традиций. Путем неоднократных индивидуальных бесед, ненавязчиво, но настойчиво, разъясняется нежелательность той или иной традиции. Вселяется уверенность, что только “он” и никто другой может и должен выступить инициатором привнесения в жизнь коллектива новой, значимой для фирмы, отдела внутриколлективной традиции.

Традиция оказывает цементирующее влияние на коллектив, поэтому руководитель должен быть предельно внимателен к каждой из них, смело поддерживать и выступать сторонником сохранения в коллективе добрых, позитивных, нравственно-зрелых традиций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.