КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оперативные финансовые планы предприятия. Контроль за выполнением плана предприятии
Финансовый план промышленного предприятия. Его содержание и структура. Экономическое содержание и место финансового планирования в осуществлении хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Тема 8 Финансовый план промышленного предприятия (Баланс доходов и расходов) Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта. Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определении путей их наиболее эффективного достижения. Сложившаяся уже за последнее десятилетие система финансового. планирования в организациях имеет ряд серьезных недостатков. 1. Процесс планирования по традиции начинается с производства, а не со сбыта продукции. 2. Планирование сегодня — процесс очень трудоемкий. Существующие планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, большинство из которых не пригодны для использования финансовой службой в целях анализа и 3. Процесс финансового планирования затянут во времени, что не 4. При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: оптовая цена предприятия формируется без учета рыночной конъюнктуры. 5. На предприятиях, как правило, отсутствие разделение затрат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубыточности продаж. 6. В процессе финансового планирования не оценивается эффект операционного рычага, не ведется расчет запаса финансовой прочности. 7. Существующая система планирования не дает возможности проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности на рынке. Западная финансовая наука рассматривает финансовое планирование не только как главную функцию финансового менеджмента, но и как индикатор эффективности всей деятельности организации. Большинствороссийских предприятий еще не приобщились к управлению финансами через механизм финансового планирования. Это вызвано рядом причин: Ø отсутствием ясных целей и понимания миссии организации ее руководством; Ø трудностями многих хозяйствующих субъектов при определении реальной потребности в текущих ресурсах (производственные, трудовые и т.п.); Ø недостаточным умением современной российской организации ориентироваться в рыночной ситуации, так как планы и финансовые средства им уже не отпускают «сверху»; Ø отсутствием на современных предприятиях отлаженной системы представления достоверной информации в нужное время, нужным людям, в нужные сроки. Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях: • высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование); • незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок; • отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса. Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов. Основные задачи финансового планирования на предприятии следующие: • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств; • установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; • контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Отечественная финансовая наука выработала ряд принципов финансового планирования. 1. Научность финансового планирования отражает состояние развития финансовой науки и требует совершенствования методов разработки финансовых планов. На этой основе возможно неуклонное повышение качества финансовых планов и их роли в эффективном управлении финансами организаций. Более полный учет реальных экономических условий, объективных законов рыночной экономики, силы их действия в конкретных ситуациях ведет к появлению новых схем и моделей финансового планирования, позволяющих более полно учесть специфику финансов различных отраслей экономики и даже отдельных хозяйствующих субъектов. 2. Целевая направленность финансового планирования — один из основных принципов организации управления финансами. В соответствии с ним необходимо, прежде всего, четко сформулировать миссию организации и определить те стратегические цели, в решении которых большое значение отводится финансовым планам. Целевая направленность не остается неизменной: она меняется на каждом этапе жизненного цикла организации. 3. Системный характер планирования состоит в том, что финансовое планирование представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (финансовые планы или бюджеты всех структурных подразделений хозяйствующего субъекта), которые направлены на достижение стратегической цели организации. 4. Координация финансовых планов заключается в том, что финансовые планы всех структурных подразделений взаимосвязаны и взаимозависимы. 5. Непрерывность и гибкость процесса финансового планировании - это важнейшая предпосылка эффективного управления финансами, состоит в систематической разработке и корректировке всех планов организации (план продаж — план производства — план закупок). 6. Соответствие источников финансирования цели их привлечения. Инструмент должен соответствовать цели. Например, для модернизации основных фондов целесообразно привлекать долгосрочные источники финансирования, для покупки дополнительных оборотных средств — краткосрочные. 7. Обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости организации при финансовом планировании ее деятельности. Например, сумма оборотных средств организации должна всегда превышать сумму его краткосрочной задолженности. Объектом финансового планирования организации служат все виды ее деятельности: текущая (операционная), инвестиционная и финансовая и их отдельные элементы: • выручка от продажи продукции; • прибыль и ее распределение; • объем платежей в бюджетную систему в форме налогом и сборов; • взносы в государственные внебюджетные фонды в форм, единого социального налога; • объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка; • объем капитальных вложений и источники их финансирования; • плановая потребность в оборотных средствах и финансирование их прироста.
Одним из наиболее распространенных видов перспективного планирования является бизнес-план (рис. 8.2.1.).
.
Он представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку стратегии и реального плана финансово-коммерческих мероприятий на перспективу. Он описывает основные аспекты будущего проекта, выявляет и анализирует проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться при реализации своих целей в условиях рыночной экономики, и определяет способы и конкретные пути решения этих проблем. Преимуществами бизнес-плана является то, что он позволяет проанализировать собственные идеи, проверить их реалистичность, оценить затраты, определить прибыльность, рентабельность и источники финансирования планируемого коммерческого мероприятия, оценить риск. Бизнес-план может иметь различные формы представления. Основными моментами, которые в нем отражены, являются: описание преимуществ проекта; описание товара, ради которого задумывается проект; оценка рынка сбыта товара; оценка рыночной конъюнктуры; оценка информации и о конкурентах: описание основных элементов плана маркетинга; описание производства; описание организационной схемы реализации мероприятия; планирование работы персонала; проработка правовых аспектов мероприятия; оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками; разработка финансового плана (прогноза) коммерческого предприятия и выработка стратегии его финансирования. Итогом бизнес-плана является разработка финансового плана (прогноза) коммерческого мероприятия и разработка стратегии финансирования. Эти разделы призваны обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Как правило, это сводится к подготовке следующих документов: прогноз объемов реализации; баланс денежных расходов и поступлений; прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия; прогнозируемый отчет о прибыли; сводная таблица доходов и затрат; график достижения безубыточности; таблица условий безубыточности и другие вспомогательные таблицы. На основании финансового плана определяются решения, связанные с вопросами стратегиифинансирования: определяется, сколько нужно средств для создания или развития предприятия; откуда намечается получить деньги и в какой форме; когда можно ожидать полного возврата авансированных средств и получения инвесторами дохода и другие. Оперативное внутрифирменное планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и других. Кредитный план – план поступлений заемных средств и возврата их в намеченные договором сроки. Кассовый план – план оборота наличия денежных средств, отражающих поступления и выплаты денег через кассу предприятия. Составляется на кварталы. Состоит из четырех разделов: Ø поступление наличных денег; Ø расход наличных денег; Ø расчет выплат заработной платы; Ø календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат. Платежный календарь – это план рациональной организации оперативной деятельности компании. В календаре взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств (выручка от реализации, кредиты и займы, прочие поступления) с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности. Он охватывает движение всех денежных средств предприятия. Используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью. Составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через расчетный и ссудный счета банка. Разрабатывается путем уточнения и конкретизации плановых показателей за квартал и их разбивки по месяцам, неделям и так далее. Составление платежного календаря проводится в несколько этапов:
Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках организации.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |