Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовой механизм рынка несовершенной конкуренции

Р

 

 

 

Сдвиг кривой спроса может быть обусловлен изменениями величины доходов, изменение цены товаров, являющихся заменителями или дополняющий данный товар в потреблении, изменение инфляционных ожиданий, изменение численности и состава населения и т.д. Чувствительность спроса к различным факторам, от которых он зависит, определяется эластичностью спроса. Показатель, отражающий процентное изменение спроса к процентному изменению фактора называется коэффициентом эластичности. Так коэффициент эластичности по цене

Ed=


Р ЕD =0 Е=1

 

ED=

Q

 

 


Для однозначнсоти процентного изменения Р.Аллен предложил использовать правило средней точки для заданного интервала. В соответствии с этим Ed=(Q2-Ql/(Ql+Q2)/2)/(Pl-P2/(Pl+P2)/2); где Q1,Q2 - исходное и конечное количество товаров на которое предъявлен спрос, Р1,Р2 - исходная и конечная цена. Если в зависимости от цены спрос не изменяется, то он совершенно (абсолютно) неэластичен по цене. Если при данной цене спрос может иметь любые значение, то он совершенно (абсолютно) эластичен по цене. Как правило спрос имеет промежуточное значение, характеризуемое определенным значением коэффициента эластичности. На практике при 0<Ed<l говорят, что спрос не эластичен (Е=0 - совершенно неэластичный спрос), при Е>1 - спрос эластичен (Е=со - совершенно эластичный спрос), Е=1 - единичный спрос.

К факторам неценовой эластичности спроса можно отнести: наличие заменителей данного товара; значимость товара для потребителей; удельный вес товара в доходе потребителя; временные рамки в пределах принимается решение о покупке, так как спрос в течении короткого промежутка времени менее эластичен, чем в длительном периоде, что обусловлено инерцией адаптации потребителей и производителей к изменению ситуации на рынке.

Перекрёстная эластичность спроса связан а с наличием субститутов и товаров взаимодополняющих друг друга. Она показывает степень изменения в качестве покупаемого товара в ответ на изменение в цене на другой товар. Коэффициент перекрёстной эластичности:

 

где А% - изменение спроса на товар, В% - изменение на цены на товар. Перекрёстная эластичность может быть: положительной (свойственна взаимозаменяемым товарам: чай - кофе); отрицательной (свойственна взаимодополняющим товарам: бензин - смазочное масло); нулевой (свойственна товарам нейтральным по отношению друг к другу).

Предложение - это товары и услуги намерены поставить на рынок производители (в стоимостном выражении). Оно может быть индивидуальным (S) и совокупным (AS). Закон предложения гласит - при прочих равных условиях предложение растёт с ростом цены. Он иллюстрируется кривой предложения, которая объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства.

Р

Q


Для производителя и для продавца цена - это побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать товар на рынке. К неценовым факторам, влияющим на предложение можно отнести: стоимость ресурсов, технологии, налоги и дотации, цены на другие товары и услуги (в случае индивидуального предложения), инфляционные ожидания, конкуренция (чем больше фирм на рынке, тем больше предложение и наоборот). Предложение может быть эластичным и неэластичным.

Взаимодействие спроса и предложения осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы. Равновесие на рынке — это ситуация, когда спрос и предложение эквивалентны при определённой, равновесной цене. Равновесие является устойчивым, если любое отклонение от него сопровождается возвращением к начальному состоянию.

Р
S(AS)

Q
Р Е

Q е

На основании равновесия спроса и предложения формируется цена любого товара, если нет элементов монополистического вмешательства в рыночный механизм. Наличие спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товара. Рост предложения товара ведёт к уменьшению равновесной цены и увеличению равновесного количества товара. Сокращение предложения ведёт к увеличению равновесной цены и равновесного количества товара.

В случае монополистического рынка (чистая монополия) на нём действует одна крупная фирма (предприятие), производящая уникальный вид продукта и имеющая полный контроль над рынком. Выход на рынок других производителей практически не возможен. В случае олигополии на рынке присутствуют несколько крупных производителей, выпускающих стандартизированный товар, формирование цен осуществляется под влиянием ценового лидера. Выход на этот рынок новых производителей очень труден (требует значительных инвестиций). Для монополистической конкуренции как рыночной структуры характерно относительно большое число не больших производителей, которые предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Дифференциация продуктов может осуществляться в зависимости от качества продукта, территориального размещения производителей и т.д. Влияние отдельных производителей на формирование рыночной цены ограничено. Вход и выход новых предприятий на рынок является вполне возможным.

На ряду с ценовой большое значение имеет неценовая конкуренция (качество товара, реклама и т.д.). На макроэкономическом уровне регулирование рыночного

механизма осуществляется государством с использованием финансовых рычагов кредитно-денежной и налоговой политики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рыночная конкуренция, её сущность, виды и формы | Основы предпринимательской деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.