КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2.1. Особенности обучения и воспитания в Древней Руси
Резюме
История развития начальной, средней и высшей школы не только продолжает традиции конкретной страны, но и входит в мировой опыт. Поэтому говорят как об общих тенденциях развития школы и высшего учебного заведения, так и о национальной системе образования определенной страны. В процессе истории в различных странах сложились особые типы образовательных систем. Во всем мире, однако, в качестве универсального типа высшего образования принят университет. Об эффективности школы или вуза судят по общепринятым в мировой практике критериям и показателям. Соотношение университетского образования, науки и культуры рассматривается в разных аспектах:
• в историческом контексте, включающем в себя конкретные социальные институты как сферы развития и воспитания человека; • в рамках культурологической парадигмы высшего образования; • в условиях культурно-исторического типа университета как образовательной системы; • как модели мирового и национального университетского образования: • через анализ учебных планов, дисциплин, образовательных программ в системе университетов; • подготовки квалифицированных специалистов; •описания и прогнозирования образа выпускника университета как культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; • через раскрытие специфики университетской среды; • обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций в университете; • через инновационные процессы в системе высшего образования. К критериям оценки эффективности работы вуза относят две группы показателей: одну — для оценки вуза в рамках страны и всей системы высшего образования, другую — для оценки особенностей и динамики развития вуза.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте основные этапы развития школы и школьного образования. 2. Назовите виды школ, существовавшие в мировой практике. Какие из них функционируют в современной России? 3. Назовите основные тенденции развития школы в XX веке. 4. Чем отличаются современные школьные системы образования наиболееразвитых стран? 5. По каким критериям оценивают эффективность работы современной школы? 6. Можно ли оценить по этим критериям школы других исторических периодов развития общества? 7. Назовите первые в мире высшие учебные заведения. 8. Чем отличается университет от других видов высших учебных заведений? 9. Каковы основные признаки университета? 10. Что важнее для современного выпускника университета научная зрелость или профессионально-практическая готовность выполнять свою социальную роль. Каково соотношение между ними? 11. Может ли университетская политика ориентироваться только на потребности настоящего? 12. Какие парадигмы образования прошел университет в своем развитии? 13. Как меняется социальная ценность университетского образования в России и других странах? 14. По каким критериям оценивают деятельность современных высших учебных заведений?
Литература: 1. Бордовскаяв Н. В. Педагогика: учебник / Н. В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2003. 2. Подласный, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласный. – М.: Высшая школа, 2006. 3. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавания: учеб. пособие / И. Ф. Исаев. – М.: Академия, 2002. 4. Кукушин, В. С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / В. С. Кукушин. – М.: ИКЦ «Март», 2005. Интернет-ресурсы 1. http://web.redline.ru/education/valdorfru.html - Сервер по Вальдорфской педагогике. 2. http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/sod_vse_tabl.htm - Век образования.Cайт журнала “Education+”. 3. http://biblio.narod.ru/gyrnal/montes/mont_sod.htm - О Монтессори-педагогике. Cайт журнала “Education+” 4. http://hist-ped.chat.ru - История педагогики: педагогические концепции и воззрения российских и зарубежных деятелей педагогики и народного образования 5. http://antonmakarenko.narod.ru - Международная ассоциация Макаренко А.С. 6. http://gymn-edu.narod.ru/index.html - Гимназическое образование 7. http://pedagogics.narod.ru Педагогика российского зарубежья. Сайт Российского гуманитарного научного фонда. 8. http://museum.edu.ru/ Коллекция: история образования. Раздел Российского общеобразовательного портала. 9. http://www.gala-d.ru/ История педагогики. 10. http://www.lib.tsu.ru/win/produkzija/gimnazii/1_1istor.html Традиции и инновационные процессы в практике школьного дела России. Краткий библиографический справочник. 11. http://www.pedobzor.ru/ Педагогика и образование прошлых лет. Электронная библиотека.
Раздел 2. Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до XXVII в. Характеристика Киевского периода (Х – XIII вв.) как периода становления древнерусской народности и государственности. Выбор православия (византийской ветви христианства) как официальной религии Киевской Руси. Смешение язычества и христианства, определившее психологию и мироощущение русичей. Педагогические идеи, нашедшие отражение в «Изборнике» Святослава, произведениях Иоанна Златоуста, «Поучении» В.Мономаха, сочинениях К. Туровского. Открытие школ книжного учения. Система начального образования на территории древнерусского государства в ХI – ХIII вв. Воспитание и обучение в Московской Руси (XIV – ХVI вв.) Влияние татаро-монгольского ига на мироощущение и воспитание на Руси. Письменные памятники ХIV–ХV вв., в которых нашли отражение педагогические идеалы того времени и способы воспитания. «Домострой» - выразитель воспитательных воззрений Московской Руси ХУ в. Особенности семейного воспитания. Просветительские идеи И.Федорова, Ф.Ртищева, С.Полоцкого, С.Радонежского и др. Развитие обучения и воспитания при Иване Грозном и Борисе Годунове. Обучение и воспитание в Русском государстве ХVII в. Состояние просвещения в Русском государстве ХУП в. Основные подходы к обучению и воспитанию во второй половине ХУП в. Философско-педагогические взгляды протопопа Аввакума. Школы конца ХУП в. Славяно-греко-латинская академия братьев И. и С. Лихудов. Образование в период Киевской Руси. Зарождение русской педагогики принято относить к периоду Киевской Руси – первого государства восточных славян (9-11 вв.), когда и начала складываться национальная система воспитания. На протяжении многих веков она обогащалась опытом, в ней появились теоретические обоснования, веками происходило становление народной педагогики. Важность и необходимость учета в педагогической практике сложившейся национальной системы воспитания были обоснованы в XIX - XX вв. отечественными философами и педагогами; они же сформулировали и принципы народности. Под народностью в воспитании понимается: • каждый народ имеет свой идеал и стремится • каждый народ имеет свою собственную систему воспитания; • система воспитания "произрастает" из глубины веков и вырабатывается самим народом; • самобытность системы воспитания объясняется уникальностью и неповторимостью каждого народа; • всеобщего и единого стандарта воспитания не существует; • имеются и общие для всех народов педагогические идеи, например идея общего воспитания, некоторые общие Рассматривая характер воспитания народе в определенный исторический период, необходимо особое внимание уделить таким понятиям, как 'этнос', "этно культуру", "этнопедагогика'. Этнос может быть представлен родом, племенем, народом или нацией. Существенными характеристиками этноса являются: • этнос это устойчивая, исторически сложившаяся группа людей, имеющая общую страну происхождения, свою Родину; • члены этнической группы обладают общим языком общения и осознают себя носителями ее культуры; • члены этнической группы осознают свое отличие от других; В качестве отличительных характеристик этноса выступают: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представление о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное искусство, воспитание. Этнокулыпура представлена тем, что создано людьми: техническими изделиями, шедеврами искусства, научными открытиями, мифами о прошлом, воспитанием молодежи, способами приготовлениями пищи и другие. Этническая культура вела к формированию генотипа и стала одним из механизмов защиты этноса. Система воспитания есть неотъемлемая часть этноса и его этнокультуры. Состав семьи и взаимоотношения ее членов Основными типами семьи были простые (малые: родители-дети) и сложные (неразделенные 2-4 поколения) семьи. Во главе семьи стоял большак, эта роль передавалась от отца- к сыну. Старший по возрасту, мужчина управлял всей г жизнью и укладом семьи. Он собирал на семейный совет всю семью; в присутствии детей решались важные хозяйственные * дела, такие как выбор культуры для сева, покупка, продажа вещей, женитьба и т.д. Дети получали наглядный урок совместного решения дел и почтения к старшим. Распределением домашних работ среди женской части семьи руководила болъшух (старшуха) - жена большака. Женщины в крестьянской семье находились в разном положении. На особом положении находились девушки: они были более свободны в выборе одежды, причесок. Почтением и особым уважением была окружена мать. "Муж голова, жена душа". Отношение главы семьи с домочадцами строгие, такой стиль предписывала церковь. Особые отношения между зятем и тещей: уважение, внимание. (А в городе - ироничное). Особенность крестьянской семьи - широкий круг родства. В семье дети не только овладевали практическим умением, но и осознавали свои в будущей - взрослой жизни. Особенность семьи - микроклимат; теплые чувства, любовь, душевность а, следовательно, особая лексика: утречко, водичка, курочка, миленький, душечка). Имена: Анюта, Ванюша. Но не только ласкали, но и наказывали: в детстве пугачи фантастическими существами; строгое отсчитывание, порка. Не наказывали трудом! Т.к. труд должен быть сопряжен с радостью, тогда не будет в тягость. В становлении ребенка как личности важна была роль окружающей среды. Открытость семейной жизни в деревне, благодаря которой многие события семейного характера становились достоянием всех, способствовала саморегулированию поведения сельчан, заботе о собственной репутации. Принципиально важным шагом в русской общественно-политической истории, развитии культуры и образования явилось создания государство Киевская Русь. В 988 году Русь приняла православное христианство. Подобный исторический выбор, определивший дальнейшую судьбу русского народа и русской культуры не был результатом своеволия одного правителя или стечения обстоятельств, а имел основательный исторические предпосылки. Славянские племена были связанны культурными торговыми связями, как между собой, так и с Византией, Языковая общность различных славянских народов получило особенно устойчивое основание. Важную роль в особенностях славянского, в том числе древне русского образования, сыграло использованием и для богослужений, и для литературы, и для обучения единого старославянского языка, чего не.было в западной Европе. В итоге слияния славянской языковой традицией и восточного христианства произошло достаточно органично, без разрушения культурной самобытности, древних корней. Благодаря языковой общности славян, когда в X веке Болгария и ее столица прислав, были разорены болгарские книжники нашли приют в Киеве, фактически подготовив первое поколение книжно образованных людей на Руси из Болгарии пришли первые учебные книги. Уже в XI веке появились «Жития» Борисом и Глеба где изложены достоверные исторические сцены и бытовые детали, имеются яркие диалоги и монологи. «Жития Бориса и Глеба» показывали пагубность княжеских междоусобиц, необходимость сильной центральной власти. Широкое распространения получил «Изборник» Святослава основанный на ряде религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрости Иисуса»). Важным документом «философии образования» древней Руси стал В. Мономах. Владимир Мономах (1053-1125) убеждает не отлынивать от работы, вести деятельную жизнь, творить добро, постоянно учится. Высоко ценя тех, кто «владел учением книжным», Мономах ссылается на пример своего отца, знавшего пять языков. Был создан и первый летописный свод, как бы вводящий Русь во всемирную историю, «Повесть временных лет». Развитие идеи единства русской земли последовательно проводилось в «Слове о полку Игоре» (конец XII в.), наиболее значительном памятнике древнерусской литературы. Оно не предназначалось для чтения в церквах (как жития и поучения) или исторических справок (с чего и начинались «летописи»). Это первый на Руси образец художественного произведения, литературные достоинства которого как раз усиливали его воспитательное значение. Разрушительным ударом для культуры и образования Древней Руси оказалось татаро-монгольское иго. Был сожжен Киев, уничтожены памятники культуры, книги, истреблены наиболее ученые и образованные люди. Завершился Киевский этап русской государственности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |