Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интернет-ресурсы

1. http://web.redline.ru/education/valdorfru.html - Сервер по Вальдорфской педагогике.

2. http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/sod_vse_tabl.htm - Век образования.Cайт журнала “Education+”.

3. http://biblio.narod.ru/gyrnal/montes/mont_sod.htm - О Монтессори-педагогике. Cайт журнала “Education+”

4. http://hist-ped.chat.ru - История педагогики: педагогические концепции и воззрения российских и зарубежных деятелей педагогики и народного образования

5. http://antonmakarenko.narod.ru - Международная ассоциация Макаренко А.С.

6. http://gymn-edu.narod.ru/index.html - Гимназическое образование

7. http://pedagogics.narod.ru Педагогика российского зарубежья. Сайт Российского гуманитарного научного фонда.

8. http://museum.edu.ru/ Коллекция: история образования. Раздел Российского общеобразовательного портала.

9. http://www.gala-d.ru/ История педагогики.

10. http://www.lib.tsu.ru/win/produkzija/gimnazii/1_1istor.html Традиции и инновационные процессы в практике школьного дела России. Краткий библиографический справочник.

11. http://www.pedobzor.ru/ Педагогика и образование прошлых лет. Электронная библиотека.

 

Тема 2.3. Воспитание и образование в России (первая половина ХIХ в.)

Особенности развития системы образования и педагогической мысли в первой половине Х1Х в. Образовательная политика в годы царствования Александра I. Учреждение Царскосельского лицея. Особенности гимназического и лицейского воспитания. Просветительские идеи декабристов. Школьная политика и образование в годы царствования Николая I. Западники и славянофилы – два направления философской мысли в России середины ХIХ в. Полемика между западниками и славянофилами. Философско-просветительские идеи В.Г.Белинского, А.И.Герцена, В.Ф.Одоевского, Н.П.Огарева. Развитие педагогики в России (вторая половина ХIХ в.)

Антикрепостнические реформы 60-х гг. ХIХ в. и их влияние на развитие педагогики и образования. Школьные реформы 60-х гг. ХIХ в. К.Д.Ушинский – основатель научной педагогики в России.

Педагогическая деятельность и взгляды на образование и воспитание Н.А.Корфа, В.И. Водовозова, В.П. Острогорского, Н.Ф. Бунакова.

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого: реализация идей свободного воспитания в Яснополянской школе

Педагогические труды В.П.Вахтерова, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта.

 

Реформирование образования начала XIX века. Век начался в России, как и в др. европейских странах, с роста кризисных явлений: кампании Наполеона, движение декабристов. Главным препятствием для прогрессивных преобразований в России было крепостничество, борьба с которым составила содержание целого столетия. Указанные явления нашли прямое выражение и в образовании. В этой области в XIX в. сложились две отличительные тенденции. Первая из них определила, что в начале века оно продвинулось скорее качественно, чем количественно. Благодаря университетскому образованию сформировалась

интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в культуру на мировом уровне. Наряду с этим, однако, основная масса народа оставалась бесправной и в области образования.

В результате в образовании в первой половине XIX в. шла борьба официальной, авторитарной политики и демократических тенденций. Последние были в наибольшей степени представлены разночинцами, целым сословием, которое сложилось в России в конце XVIII - начала XIX веков. Это -выходцы из духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и прочих, в основном занятые умственным трудом. Именно из них выросло уже во второй половине столетия такое уникальное явление, как русская интеллигенция.

«Дней Александра прекрасное начало» прошло в духе просвещенного либерализма. Важным элементом происходящих перемен оказалось создание государственной системы образования. В 1801 г. было открыто Министерство народного просвещения. В 1801-1804 гг. прошла реформа народного образования, разработанная Негласным комитетом во главе с М.М. Сперанским.

Реорганизация национальной системы образования началась с принятия «Предварительных правил народного просвещения» (1803) и «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804). Реформа учредила 4 преемственные ступени образования: приходские школы с одногодичным курсом обучения; двухгодичные уездные училища, готовящие к гимназии; гимназии, готовящие к университету. Характерно, что в учебном плане гимназий отсутствовал закон Божий, но не было и русского языка, что, прежде всего, было вызвано широким распространением французского языка. Высшую ступень составляли университеты.

Значительный вклад в российское образование н. XIX в. внесли будущие декабристы. Ими было создано Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения, по английскому образцу. Особенно важным был идейный вклад декабристов, которые приравнивали грамотность и приобретение политических прав («Конституция» С.П.Трубецкого).

Наступление реакции во всех областях российского общества, включая образование, началось уже в 1808 г., после неудачного покушения на Александра. Этот период вошел в историю под названием аракчеевщина, характеризуясь политикой полицейского деспотизма, палочной муштры, гонений на любые проявления свободомыслия и недовольства. Царским указом было отменено поступление крестьянских детей в гимназии и университеты, введена плата за обучение в приходских, уездных училищах и гимназиях. В-школах вновь был введен закон Божий.

Как бы то ни было, дух общественных перемен, «романтического всплеска» успел охватить Россию. В области образования наиболее выразительным примером может послужить Александровский (с 1844г. Царскосельский) лицей, прочно связанный в нашем сознании с именем А.С. Пушкина. Открытый в 1811 г. для детей дворян с целью подготовки государственных служащих, он в реальности оказался учебным заведением принципиально нового типа. Он воспитывал в духе патриотизма, веры в свое призвание, радости от сознания долга перед Отечеством. Дух вольнодумства, демократических и доброжелательных отношений, творческого сотрудничества между лицеистами и преподавателями буквально вскармливал и тех, и других.

После смерти Александра 1 в 1825 г. наступила эпоха Николая 1, которая началась событием огромной важности -восстанием декабристов на Сенатской площади. Их выступление стало пиком того разочарования, которым сменилась радость победы, патриотические порывы и романтические ожидания.

Николай 1 вознамерился выработать «единообразную» образовательную систему, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности. Для ее осуществления он назначил министром просвещения графа Ливена, при котором был принят в 1828 г. Устав о начальных и средних школах. При сохранении четырех уровней образования выдвигался принцип: «Каждому сословию - свой уровень образования. Приходские училища - низшему сословию, уездные - детям купцов, ремесленников, гимназии - для детей дворян и чиновников»

В 1838 г. министром просвещения стал С.С. Уваров. Он оценил состояние студенческих умов как неудовлетворительное по причине «влияния европейских идей», отметив: «необходимо всю культурную жизнь России привести к той точке, где сольются твердые и глубокие знания с глубоким же убеждением и теплой верою в истинно русские хранительные начала православия, самодержавш и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего общества». «Три столпа», выдвинутые Уваровым, вызвали живейший интерес Николая 1, придавшего им характер идеологии «официальной народности».

«Славянофилы» и «западники» об образовании. В середине XIX века полемика об исторических путях России, проблеме Восток - Запад стала занимать умы всего просвещенного общества. В наиболее яркой и поучительной форме она велась между западниками и славянофилами, в большой степени коснувшись, конечно, и образования. Славянофилы (философ и публицист И.В. Киреевский, поэт А.С. Хомяков, историк С.П. Шевырев) подчеркивали самобытность русской истории и культуры, «русского духа», выражавшегося в религиозности, нравственности и любви к ближнему.

Высокую нравственность в вопросах воспитания и образования выдвигали на первый план и западники. Как писал А.И. Герцен (1812 - 1870), «у нас была одна любовь, но ни одинаковая».

«Западники» (В.Г. Белинский, А.М. Герцен, В.Ф, Одоевсий, К.Д. Кавелин, Н.В. Стенкевич), представляя довольно разнородное общественное движение, были едины в горячей приверженности европейской образованности, праву личности на самореализацию, с чем несовместимы крепостничество и самодержавие, Основную цель воспитания виделось достижение нравственной гармонии. Более радикальные идеи развивали Герцен (в эмиграции), Огарев, Белинский, вошедшие в историю как революционные демократы 1830 - 1860-х годов.

Важное значение придавалось образованию и В.Г.Белинским (1811 - 1847). За свою короткую жизнь он много сделал в направлении гуманистической и демократической литературной критики, демократизации образования. «Главная задача человека, - говорил Белинский, - во всякой сфере деятельности, на всякой ступени и лестнице общественной иерархии - быть человеком». В этом огромная роль отводилась образованию и воспитанию, начиная с семейного.

Важнейшими учебными предметами Белинский считал гуманитарные науки (историю, родной. язык, литературу), способствующие «очеловечиванию людей».

Первейшая задача образования - привить детям любовь к Родине, к ее природе, языку, истории. Подходя к общечеловеческому в образовании и воспитании с позиции народности, Белинский писал в статье «О воспитании детей»: «Народность обыкновенно выпускалась у нас из плана воспитания. Часто дети знают о древнегреческих авторах, об исторических деятелях европейской истории, но не знают о сокровищах народной поэзии, русской литературы, Петре I».

Педагогические идеи революционных демократов. Во

второй половине XIX века огромное влияние приобрел оппозиционный либерализм. Его наиболее горячими приверженцами были революционные демократы 1860 - 1870-х гг., и наиболее видные из них - Чернышевский и Добролюбов.

Писатель и публицист Н.Г. Чернышевский (1828 - 1889) вскрывал «диалектическую» связь между политическим режимом, материальным достатком и образованием: «Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил..., кто не пользуется политической властью, тот не может спастись и от невежества». В воспитании Чернышевский видел инструмент для революционной переделки общества и человека. Будучи убежден, что социальные перемены ведут к изменениям в характере народа в целом и отдельных его представителей Чернышевский считал возможным революционное ускорение этих перемен.

Н.А. Добролюбов (1836 - 1861), соглашаясь со взглядами своего старшего товарища, стоял на более умеренных позициях и видел идеал воспитания в удовлетворении «естественных потребностей человека», освобождении «внутреннего человека». «Цель образования - не столько сообщение неких знаний, - писал он, - сколько научение думать самостоятельно, внушение любви к знаниям, раскрытие простора для деятельности всех способностей». В трактате «О значении авторитета в воспитании» (1857) Добролюбов выделял роль и личный пример учителя, его умение разумно руководить развитием детей, обеспечивая свободу в проявлении качеств, «необходимых для передового человека».

Педагогические взгляды К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский по праву считается основателем научной педагогики. Провозгласив «антропологический принцип» связи общественных и частных психических явлений, Ушинский опирался на идеи французского Просвещения. В еще большей степени основу его педагогики составляло требование ее философского осмысления. Здесь выделяются принципы народности образования, патриотического и трудового воспитания. Овладение педагогической наукой также и мост для превращения воспитания в искусство. При органическом объединении в педагогике науки и искусства учитель превращается из исправного, но малоэффективного исполнителя в творца.

В российской школе принцип народности может быть реализован, прежде всего, через приоритет родного языка как предмета школьного образования: «Родное слово - та духовная одежда, в которую должны облечься всякое знание и формирующееся миросозерцание». В статье «Родное слово» Ушинский продолжал: «Язык народа - лучший, никогда н увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина». Важное место отводилось образцам фольклора, пословицам как «зеркалу народной жизни». Высокий патриотизм формируется как результат знания, осмысления истории и культуры своего народа и отечества. Ушинский подчеркивал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других - необходимо идти своим, творческим путем: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

На менее важное место занимает трудовое воспитание как фактор развития личности, условие связи с жизнью. Само образование - бесконечный, непрерывный труд, и задача -воспитать привычку и стремление к такому труду: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду и жизни». Поддерживая двуединство образования и воспитания, Ушинский подчеркивал необходимость глубокого познания человека во всех его проявлениях на основе таких наук, как психология, анатомия, физиология, логика, философия, география, политэкономия: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его также во всех отношениях».

Придерживаясь традиций класс но-урочной системы, педагог-новатор придавал решающее значение фигуре учителя, который могбы гибко варьировать урок, менять его направления и акценты, «не дать заснуть ученику», помочь ему в осмыслении усваиваемого материала. Главным достоинством учителя считалось его «умение вовлечь в свой урок всех учеников». Ушинский особо выделял в дидактических принципах ясность и доступность, последовательность и систематичность усвоения, придающее ему прочность. Главный же его вывод: «воспитание может двигаться вперед только с движением всего общества».

Деятельность Л.Н. Толстого. Своеобразным зеркалом конца XIX начала XX веков происходивших в России событий оказалось творчество великого русского писателя и педагога Л.Н. Толстого (1828 - 1910). Именно это имел в виду Ленин, назвав Толстого «зеркалом русской революции» (хотя тот был противником любого насилия). «Какая глыба, какой матерый человечище» - вот еще отзыв о Толстом Ленина.

Противоречивость русской общественной жизни и культуры нашла красноречивое отражение и в педагогике и Л. Толстого, которая прошла эволюцию от барского снисхождения («Нам нужно Марфутку и Тараску выучить хотя бы немножечко тому, что мы сами знаем») к идеям «свободного воспитания», сменившимся «религиозным мессианством» (последовавшим в свою очередь после годов неприятия Толстым религии в школе). Л. Толстой исходил из того, что отечественная школа нуждается в реформировании, учитывающем ее национальные особенности и происходившие в России социальные перемены. Вместе с тем хорошо знакомый с крестьянской жизнью просветитель был за реалистический подход к образованию крестьян, которое должно соответствовать их патриархальному образу жизни, резко расходившемуся с веяниями индустриализации, охватившими даже образование. Ради этого он готов был удовольствоваться усеченной программой для начальной школы, ограничивая ее грамотой и счетом.

На всех этапах своей просветительской деятельности Л. Толстой руководствовался идеей свободного воспитания. Вслед за Руссо он был убежден в совершенстве детской природы, которой вредит направленность воспитания. Он писал:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2.2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России в XVIII | История гувернерства в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.