Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема частей речи в зарубежной и отечественной грамматике

Возможен подход к проблеме частей речи, исходя из концепции функционально-семантических разрядов слов. Слова, выполняющие функции существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, числительных, наречий и т. д., имеются во всех языках мира. Наличие категориального значения и определенных функций вполне обеспечивает существование функционально-семантических разрядов в языке.

В центре внимания ономасеологического подхода стоит вопрос о том, как производится выбор и создание названий различных фрагментов объективной действительности в том или ином языке, в чем состоят особенности номинативной специфики разных групп слов и как эти особенности определяют возможности развертывания на базе конкретных номинативных признаков соответствующих грамматических и деривационных категорий.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Весь словарный состав любого языка подразделяется на лексико-грамматические классы слов, называемые частями речи (букв. перевод с лат. Partes orationis; так же в других языках: англ. Parts of speech, нем. Redeteile). Данный термин нельзя признать удачным, так как он противоречит терминологическому значению “ речь”. Части речи – это классы языковых единиц, а не единиц речи. Существование классов слов не вызывает сомнений ни у кого из лингвистов, хотя трактовка их неодинакова у различных ученых. Части речи можно определить как классы слов языка, выделяемые на основании общности их синтаксических, морфологических и семантических свойств. Различаются знаменательные части речи (существительное, глагол, прилагательное, наречие) и служебные (союз, предлог, частицы, артикли). К знаменательным частям речи относят также числительное и местоимение. Состав частей речи в различных языках различен. Вопрос об основах классификации частей речи остается дискуссионным в современном языкознании. В лингвистике, и в англистике в частности, сложились несколько основных подходов к классификации слов по частям речи – традиционный (наиболее древний), дескриптивный, функциональный и ономасеологический. Несмотря на то, что все эти подходы имеют дело с одним и тем же языковым феноменом, каждый из них обладает своей спецификой.

Если традиционный подход стремится провести границу между частями речи посредством выявления их семантических, морфологических и синтаксических особенностей, то дескриптивный – по крайней мере в первоначальном его виде – единтсвенно релевантным идентифицирующим признаком класса считает позицию и категорически выступает против учета роли значения при лингвистическом анализе.

Функциональный подход ставит во главу угла изучение синтагматических реляционных свойств слов в речи, при этом в качестве формального метода. Позволяющего установит характер отношений между отдельными словами и целыми классами, он использует метод дистрибутивного анализа на морфологическом уровне, который предполагает выделение по принципу бинарности и контраста противостоящих группировок единиц, не взаимозаменяемых ни в формальном, ни в содержательном плане.

Некоторые лингвисты определяют части речи как лексическую категорию, лексическую классификацию слов, как инвариант предметно-логического плана. Другие считают, что части речи – это логические разряды слов и поэтому решающее значение при выделении частей речи имеют морфологические признаки. Однако этот критерий непригоден для языков со слабо развитой морфологической системой.

А.А. Реформатский определял части речи как грамматические категории (а не лексические или лексико-грамматические), состав которых в каждом языке индивидуален и определяется совокупностью морфологических и синтаксических свойств. Некоторые лингвисты, напротив, полагают, что значения частей речи – их главный признак, и основой в выделении частей речи считают их лексико-семантические признаки, обобщающие категориальные значения (Шахматов, Щерба, А.Н.Савченко). Наконец, части речи рассматриваются как лексико-грамматические разряды слов, которые отличаются друг от друга не только рядом грамматических черт (морфологически – изменяемостью и неизменяемостью, способом изменения, парадигматикой; синтаксически – способами связи с другими словами, и синтаксической функцией), но и лексически. Эта точка зрения является наиболее принятой в современном отечественном языкознании.

Вопросы, связанные с теорией частей речи, остаются спорными; существуют расхождения относительно количества, номенклатуры, а также критериев выделения частей речи.

Генри Суит – автор первой научной грамматики, выдвинул три основных принципа классификации слов: значение, форма и функция слова. Он разделил части речи на две основные группы – изменяемые и неизменяемые, возводя морфологическую форму в ранг ведущего критерия классификации. Внутри группы изменяемых (declinables) он придерживался традиционного подхода – существительные, прилагательные и глаголы. Наречия, предлоги, союзы и междометия объединены в группу неизменяемых (indeclinables). Наряду с этой классификацией, Суит предлагает группировку, основанную на синтаксическом функционировании определенных классов слов. Так, группа именных слов (noun-words) включает, кроме существительных, сходные по функционированию именные местоимения (noun-pronouns), именные числительные (noun-numerals), инфинитив и герундий; в группу адъективных слов входят, кроме прилагательных, адъективные местоимения (adjective-pronouns), адъективные числительные (adjective-numerals), причастия. Глагольная группа включает личные формы и вербалии; здесь опять ведущим оказывается морфологический критерий; все неличные формы, так же как и личные, обладают глагольными категориями времени и залога. Таким образом, вербалии – инфинитив и герундий – оказываются причисленными к именным словам на основании их синтаксического функционирования, а по своим морфологическим свойствам они оказываются и в группе глагола.

Классификация представителя классической школы грамматики Отто Есперсена также строится на трех принципах: форме, функции и значении. Он подвергает критике почти все традиционные определения частей речи. О. Есперсен также ставит под сомнение разграничение союзов и предлогов как самостоятельных частей речи. Он считает, что в сочетании A man of honour предлог of тоже является средством соединения слов и ничем не отличается от союза, который традиционно определялся как коннектор слов или группы слов. В своей классификации О. Есперсен выделяет следующие части речи: 1) имя существительное, 2) имя прилагательное, 3) местоимения, 4) глаголы, 5) частицы, к которым относятся все остальные слова английского языка, лишенные способности к формоизменению. Автор настаивает на том, что различие между словами, входящими в 5 группу, сильно преувеличено. Если взять предложение He was in и He was in the house, то традиционно in относят к разным частям речи: в первом случае – к наречиям, а во втором – к предлогам. Однако он подчеркивает, что никому не придет в голову отнести глагол to sing к разным частям речи на основании того, что он может употребляться как переходные с дополнением и как непереходный: He can sing и He sings a song. Нет оснований, поэтому для выделения союзов в отдельную часть речи. В примерах” Before his breakfast” и “ Before he had breakfast” он усматривает единственную разницу в том, что в первом случае “before” вводит именное словосочетание, а во втором – предложение. Однако О. Есперсен видит различие между сочинительными и подчинительными союзами и называет сочинительные союзы сочинительными коннекторами, а подчинительные союзы и предлоги – подчинительными коннекторами.

Междометия тоже попадают в группу 5. О. Есперсен интересно анализирует этот класс слов, отмечая особенности междометий, например, наличие в них таких звуков, которые отсутствуют в фонемном составе английского языка:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Из истории учения о частях речи | The clerk remembered the tax (suddenly). The team went there
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.