Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ресурсы клиента социального обслуживания

 

Современное состояние и развитие СО характеризуется привлечением не только традиционных видов ресурсов — из бюджетов государства и его структурных институтов, но и из социальной среды, из различных структур, формирующих гражданское общество. Но традиционно рассматриваются, статистически подсчитываются только ресурсы государства, семьи, используемые в решении социальных проблем, реже — ресурсы отдельного человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию.

Из всех видов ресурсов клиента статистикой учитываются только денежные доходы населения и денежные доходы на душу населения. Структура денежных доходов населения РТ представлена в табл. 1, а денежные доходы на душу населения РТ — в табл. 2[15].

Т а б л и ц а 1

Структура денежных доходов населения РТ, в % к итогу

Денежные доходы 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Денежные доходы, в том числе: оплата труда, включая доходы работников от предприятий и организаций социальные трансферты доходы населения от собственности доходы от предпринимательской деятельности доходы от продажи иностранной валюты прочие поступления     52,0 14,4   7,1   11,4   3,1 12,0     46,0 12,6   6,2   16,8   2,9 15,5     48,6 13,6   4,0   14,0   2,4 17,4     47,5 14,3   3,4   12,2   2,1 20,5     43,1 14,2   3,8   13,5   2,7 22,7     41,2 12,6   3,6   13,6   2,4 26,6

Т а б л и ц а 2

Денежные доходы на душу населения РТ, руб.

Денежные доходы 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Денежные доходы, в том числе: оплата труда, включая доходы работников от предприятий и организаций социальные трансферты доходы населения от собственности доходы от предпринимательской деятельности доходы от продажи иностранной валюты прочие поступления                                                                        

 

Человек (клиент СО) рассматривается специалистами социальной работы как главный (первый и основной) комплекс ресурсов, комплекс способностей, возможностей, потребностей, интересов, видения, используемый для решения трудной жизненной ситуации, жизненных свершений и достижения поставленных целей.

Ресурсы человека —это средства, которые используются в случае необходимости, источник сегодняшних возможностей и будущих действий, внутренняя возможность, т.е. то, что в данный момент находится в свернутом виде. Для того чтобы мобилизовать возможности индивида, группы или сообщества, перевести ресурс из резервного состояния в действующее, нужна определенная сила — внутренняя или внешняя. Внешней силой в социальном обслуживании, с одной стороны, выступают социальные службы и специалисты (социальные работники, психологи, социальные педагоги и т.д.), т.е. субъекты социального обслуживания; с другой стороны — обстоятельства, трудная жизненная ситуация клиента.

Воздействие субъекта СО на объект СО (человека, группу) традиционно характеризуется термином «помощь», что предполагает внешнее действие, актуализирующее или компенсирующее отсутствующий ресурс. Помощь рассматривается как креативное вмешательство в процесс мобилизации, активизации ресурса, управление его использованием.

Результатом помогающего воздействия становятся нормальное социальное функционирование клиента СО, реализация потребностей, прав, обеспечение необходимого уровня жизни, компенсация недостатков и др., т.е. ликвидация или приостановка трудной жизненной ситуации. Следовательно, работа специалистов, занятых в социальном обслуживании, —это управление мобилизацией, активизацией, использованием ресурсов человека, семьи, групп людей, общества, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленное на сохранение, приумножение, компенсацию недостающих внутренних и внешних ресурсов клиентов.

Ресурсы клиента можно рассматривать с точки зрения их природы, источников и полезности. Условно их можно поделить, во-первых, на внутренние (непосредственно принадлежащие объекту), внешние (принадлежащие социальному окружению) и смежные по отношению к лицу или группе (результат взаимодействия объекта и общества); во-вторых, на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные); в-третьих, на реально существующие и потенциальные (скрытые); в-четвертых, на в разной мере управляемые с точки зрения их использования для достижения определенной цели; в-пятых, на материальные и нематериальные и др.

Внутренние ресурсы человека, семьи включают в себя физические возможности, способности, уровень развития, жизненную позицию, приобретенный индивидуальный социальный опыт, временной потенциал, материальное положение[16].

Физические возможности(физический ресурс) применительно к индивиду или группе лиц, объединенных на основе данного признака, проявляются в состоянии здоровья (характере функционирования основных систем организма), выносливости, физической силе и т.п. Наиболее уязвимыми по этому признаку считаются такие категории граждан, как дети, пожилые люди и инвалиды. Утрата физического ресурса может происходить в результате болезни, травмы, техногенной катастрофы, участия в военных действиях и т.п. В здравоохранении наиболее опасными для человека признаны заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические и инфекционные болезни, приводящие к преждевременному разрушению физического ресурса.

Материальное положение определяет имущественный статус, материальные возможности отдельного человека или семьи в целом.

Такой ресурс, как способности — свойства, определяющие успешность в какой-либо деятельности, — можно рассматривать в двух аспектах: 1) в качестве ресурсов, которые можно использовать как способ, возможность выхода из трудной жизненной ситуации; 2) как способности, умения создавать и формировать ресурсы, привлекать, мобилизовывать их. Динамика развития способностей обусловлена обстоятельствами социализации человека и зависит от его жизненной позиции, желания развивать и использовать их.

Другая группа ресурсов человека — потребности, интересы, видение мира, ценностные ориентации, жизненная позиция, самоотношение, самоуправление — субъективное отношение к себе, собственным возможностям и перспективам. Жизненная позиция может проявляться с отрицательной стороны как потребительское отношение к социальным службам, социально-психологический инфантилизм и иждивенчество, с положительной — желание повысить уровень социальной субъектности и улучшить качество своей жизнедеятельности.

Еще один вид внутренних ресурсов — освоенный социальный опыт и здравый смысл — может рассматриваться как «самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок»[17]. Наличие опыта позволяет ориентироваться в ситуациях жизнедеятельности, в имеющихся и потенциальных ресурсах, а приобретение его происходит в институтах социального обслуживания. Необходимый объем социального опыта обеспечивается богатством жизненного пути. Освоение социального опыта тесно связано со способностью здраво мыслить и принимать адекватные ситуации решения.

Временной потенциал — весьма существенный ресурс СО, который «может быть определен путем вычитания из стандартных 24 часов затрат на непосредственное удовлетворение витальных потребностей, а также на производственную деятельность (или подготовку к ней, например, образование), на поддержание гигиенических условий существования семьи»[18]. Динамика и особенности использования данного ресурса специфичны, например, максимальный временной потенциал может быть у детей и неработающих пенсионеров.

Внешние ресурсы клиентов СО — это социальные связи и отношения, это финансовые, материальные, организационные, кадровые и другие возможности помощи государственных и негосударственных социальных учреждений, фондов, благотворителей и волонтеров, соседей, друзей, семьи и т.д., способных или призванных оказывать необходимую помощь.

К смежным ресурсам можно причислить социальный и правовой статус. Правовой статус — это положение, занимаемое объектом социального обслуживания в системе правовых отношений[19]. Правовой статус личности изменяется: в полном объеме дееспособность наступает с совершеннолетием, частичная (ограниченная) — имеется у несовершеннолетних (с 14 до 18 лет) и отсутствует у малолетних (с 0 до 14 лет). В соответствии с существующим законодательством интересы лиц, не достигших совершеннолетия, представляют родители или лица, их заменяющие. Подобная ситуация действует и в отношении психически больных лиц.

Социальный статусможно определить как общественное отражение внутренних ресурсов человека. С одной стороны, социальный статус показывает отношение общества к конкретному человеку или сообществу, а с другой — открывает им непосредственный доступ к использованию внешних ресурсов. Объективными показателями социального статуса человека являются пол, возраст, состояние здоровья, профессия, имущественный, должностной и правовой статус и т.д. Наиболее высокий социальный статус — в трудоспособном возрасте. При этом, чем престижнее сфера профессиональной деятельности, занимаемая должность, тем выше общественное положение человека, и тем больше его смежный социальный ресурс.

Особая роль смежных ресурсов состоит в том, что они открывают доступ к внешним ресурсам или препятствуют ему. Например: низкий социальный статус лиц с ограниченными возможностями может помешать получению желанной работы, поэтому необходимо усиление правового статуса, который даст данной категории преимущества на рынке труда.

Кроме ресурсов, присущих всем людям, отдельно можно выделить ресурсы определенной социальной группы, например, детей, пожилых людей, инвалидов и т.д. Ресурсный потенциал каждой из этих групп будет иметь как общие характеристики, так и специфические. Например, специфическая ситуация складывается с ресурсным потенциалом у детей-инвалидов не только слабых физически, но и не обладающих необходимым опытом, уровнем развития способностей и т.д.

Объектом СО часто выступает не только конкретный человек, а семья, в целом. Ресурсы семьи, ее социально-экономическое положение, возможности, экономическое поведение, уровень благосостояния и качество жизни в значительной степени зависят от того, на какой стадии жизненного цикла эта семья находится. Жизненный цикл семьи довольно хорошо изучен в рамках социологии и демографической науки и значительно меньше — в социально-экономическом[20] плане, особенно ее ресурсный потенциал.

Ресурсы семьи — комплексное, интегрированное понятие, совокупность имеющихся возможностей и потенциалов каждого члена семьи для формирования и удовлетворения потребностей как семьи в целом, так и ее отдельных членов. В составе совокупного ресурсного потенциала семьи можно выделить: экономические ресурсы, человеческий капитал, включающий трудовой потенциал, потенциал здоровья, социальный капитал, временные ресурсы, информационные ресурсы и др.[21] Каждый из перечисленных элементов ресурсов семьи имеет свою линию развития, свое содержание и состояние на протяжении жизненного цикла семьи. Наилучший вариант — это их гармоничное сочетание. Например, социальный капитал — понятие, которое уже давно было предложено и использовалось представителями экономической науки и социологии[22].

Наиболее полую структуру ресурсов семьи представила проф. З.М. Саралиева (рис. 1)[23]. При этом она справедливо отмечает, что этот список может быть продолжен, поскольку грани личностных и семейных ситуаций, проблем неисчерпаемы.

Институциональная структура ресурсов человека (семьи) в годы реформ в России претерпела достаточно существенные изменения (табл. 3). Основная тенденция — это постепенное снижение доли государственного бюджета, доли предприятий и организаций. По экспертным оценкам за годы реформ в отраслях социальной сферы (в реальных ценах к 1990 г.) произошло снижение величины расходов на душу населения в среднем на 35%[24].

В то же время население начинает возмещать часть расходов по содержанию учреждений СО, оплачивая полностью или частично определенные виды услуг. Отсюда ресурсы СО дополняются на сумму денежных расходов населения на оплату услуг.

Итак, клиент социального обслуживания как центральное звено системы СО одновременно является и объектом, и субъектом деятельности по оказанию самопомощи в трудной жизненной ситуации. Клиент обладает целым набором ресурсов, но иногда ему не хватает собственных ресурсов при осуществлении нормальной жизнедеятельности, поэтому он обращается к другим источникам ресурсов. Чаще всего в систему СО, в социальные учреждения, а затем к семье, друзьям, коллегам, благотворителям и т.д. для привлечения дополнительных ресурсов.

 

 

Рис. 1. Ресурсы семьи

 

Анализ ресурсов, имеющихся в распоряжении социальных учреждений, был бы не полным без анализа ресурсного потенциала СО, представляющего собой совокупность материально-технических, трудовых, финансовых, организационно-управленческих, информационных и других ресурсов, характеризующих будущие, потенциальные экономические возможности этой сферы для выполнения свойственных ей функций[25], которые не вовлечены в производственно-хозяйственную деятельность учреждений в настоящее время в силу существующих ограничений научно-технического, правового, институционального и другого характера.

Ресурсный потенциал позволяет оценить планируемые и прогнозируемые ресурсы, которые система может привлечь в перспективе[26]. При анализе состояния ресурсного потенциала СО и прогнозировании его использования возможна оценка этого потенциала как целого и анализ составляющих его структурных единиц. Важно проанализировать подходы к определению соотношений между составляющими ресурсного потенциала с целью оптимизации пропорций между ними. Поддержание необходимой пропорциональности между отдельными элементами ресурсного потенциала СО направлено на эффективное использование совокупности ресурсов, выделяемых обществом. Сами эти пропорции изменяются, задача состоит в их оптимизации.

Развитие и использование ресурсного потенциала определяется такими свойствами ресурсов, как мобильность, взаимодополняемость и взаимозаменяемость, ограниченность. Ограниченность, дефицит тех или иных видов производственных ресурсов является и особенностью, и свойством экономической системы — СО, находящейся в постоянном режиме развития, изменения. Постоянно растут и изменяются социальные потребности как общества в целом, так и отдельных категорий граждан.

Итак, ресурсы играют основополагающую роль в системе СО, в деятельности любого учреждения и организации независимо от сферы деятельности и формы собственности. Ресурсы СО многообразны, имеют различную структуру, количественные и качественные особенности, зависящие от специфических функций социальных учреждений. Основа их использования — это цели, задачи, ценности, возможности, источники всей деятельности социальных учреждений и организаций. Все ресурсы учреждений социального обслуживания взаимосвязаны между собой, поэтому эффективная деятельность СО возможна лишь при эффективном сочетании и использовании всех видов ресурсов.

3. Ресурсосбережение в учреждениях социального обслуживания

Реализация социальной политики, функционирование и развитие СО во многом зависят от экономического развития страны, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, клиентов социальных служб. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватности развития составных частей СО. Сформировались диспропорции между объемом исполняемых функций СО по социальным обязательствам государства и объемом государственных ресурсов, выделяемых на эти цели. Часто наблюдается недофинансирование, недообеспечение имеющихся потребностей. Поэтому возникает необходимость рационального использования средств, ресурсов, ресурсосбережения.

Необходимость рационального использования бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов вытекает из интенсивного увеличения общих затрат бюджетов всех уровней по отношению к валовому внутреннему продукту, которые возросли более чем на 5%[27].

Из года в год увеличивались объемы гарантируемых государством льгот, материальной и финансовой помощи различным категориям населения. До принятия ФЗ № 122 от 22.08.04 г. российским законодательством было установлено 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения. Зафиксированные в федеральных законах социальные обязательства государства составляли примерно 6,2 трлн руб. в год, а консолидированный бюджет России — всего 3,5 трлн руб.[28]. В итоге государственная социальная помощь постепенно превратилась в еще один вид не финансируемых, а значит не реализуемых социальных льгот и пособий.

Деятельность сферы СО должна способствовать повышению общей социально-экономической эффективности социальной политики государства, связанной с распределением объема средств, выделяемых на социальные нужды между различными социальными программами, различными группами клиентов СО.

Одно из основных направлений повышения эффективности СО, связано с переходом к ресурсосберегающему типу экономического развития. Режим ресурсорасточительности, характерный для нашей экономики в целом и для отдельных отраслей в частности, сложившийся в условиях экстенсивного экономического роста, исчерпал себя. При этом следует отметить ошибочность дальнейшего свертывания участия государства в финансировании социальной сферы. Эта идея провозглашена в разработанной в начале 2000 г. «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 г.». Абсолютно необходим скорейший подъем уровня жизни населения, с одной стороны, с точки зрения социальной справедливости и элементарной гарантии прекращения деградации страны, с другой стороны, он является важнейшим условием подъема отечественного производства.

Действующий закон возвышения потребностей постоянно напоминает, что потребности растут быстрее, чем источники их удовлетворения. Производство и предоставление экономических благ и услуг отстают от потребностей людей из-за ограниченности ресурсов: нехватки определенной рабочей силы, недостаточности финансирования, отсутствия технологий, знаний и т.д. Осуществление СО своих функций отстает от потребностей в них у населения, в том числе из-за ограниченности ресурсов. Так, в социальном обслуживании РТ на конец 2004 г. из-за недостаточного финансирования оставалась нерешенной проблема ликвидации задолженности в размере 134,8 млн руб. за предоставление льгот по услугам связи. Средний республиканский показатель обеспеченности социальным обслуживанием на дому на 01.01.05 г. составлял 88,0% от реальной потребности, социальными приютами для детей — 81,0%, центрами и отделениями социальной помощи семье и детям — 82,0% от реальной потребности[29].

Ограниченность ресурсов потребовала реформирования социальной политики государства, которая выразилась в пересмотре принципов, функций и механизмов СО. Принцип адресности социальной помощи, экономическая эффективность СО вызвали принятие федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.04 г. о монетизации социальных льгот, замены натуральной формы предоставления социальных льгот денежными выплатами. Закон затронул интересы более чем 40 млн человек[30]. Немаловажную роль играет экономическая составляющая: выполнение социальных обязательств государства напрямую зависит от его финансовых возможностей. Бесплатных благ (социальных льгот) в принципе не бывает. Бесплатное предоставление некого блага означает, что его оплатил кто-то другой: в случае с льготами — в основном налогоплательщики.

Каким бы ни был способ предоставления льгот, материальное обеспечение определяется бюджетными рамками: объем средств, которые общество выделяет на социальную поддержку населения, ограничен. Кроме того, выделяемые ресурсы необходимо распределить таким образом, чтобы добиться максимального соответствия структуре потребностей льготников. Следовательно, в условиях ограниченных ресурсов требуется выбрать обеспечивающий наибольший эффект способ их распределения либо заменить другими ресурсами.

Предоставляя льготу деньгами, государство дает возможность льготнику структурировать свое потребление в соответствии с его особыми потребностями, что способствует повышению эффективности использования средств, выделяемых на социальную помощь. Система становится не только более прозрачной (не создавая иллюзий в отношении действительного объема социальной помощи), но и более рациональной с точки зрения улучшения общего социального климата.

Проведение «монетизации» стало первым шагом бережного и строго подотчетного использования всех видов ресурсов СО и социальных учреждений, используемых в процессе оказания социальных услуг населению. Можно говорить о начале реализации мероприятий в социальном обслуживании по ресурсосбережению.

В экономической литературе нет однозначного определения понятия «ресурсосбережение»[31]. Под категорией «ресурсосбережение» понимают процесс реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на достижение экономически обоснованного эффективного использования ресурсов[32]; возможное удельное снижение потребления ресурса; эффект от достижения экономически обоснованного расхода ресурсов на единицу произведенной продукции, товаров и услуг, в том числе замещения его более дешевым и менее дефицитным[33]; одну из форм реализации резервов производства, связанную с максимальной экономией материальных ресурсов[34]; деятельность организации по рациональному использованию всех ресурсов, включая электроэнергию, тепловую энергию, все виды материальных ресурсов, труд человека и их взаимодействие[35]. В основе этих подходов лежит целенаправленная деятельность по экономии, сбережению, сохранению, эффективному, рациональному использованию или не использованию ресурсов, имеющихся в распоряжении производственной единицы. «Ресурсосбережение» в широком смысле применяется в отношении всех видов ресурсов, в более узком, и что чаще встречается — в отношении материально-сырьевых ресурсов.

Придерживаясь концепции С.В. Калашникова, ресурсосбережение можно назвать социально-экономической функцией государства[36]. «Социальное выступает как «полезность», имеющая общественную природу и тем самым определенное отношение к человеку. Экономическая является механизмом удовлетворения объективных потребностей в процессе общественного труда, выступающего как амбивалентное, объективное качество отношений вещей, орудий труда и человека. Другими словами, социальное всегда личностное, индивидуализированное, имеющее определенную направленность, а экономическое — объективное, выступающее как механизм реализации социальных целей»[37].

Составной частью ресурсосбережения является потенциал ресурсосбережения, представляющий собой часть ресурсного и экономического потенциала страны, отрасли, учреждения. Потенциал ресурсосбережения есть резерв снижения потребления ресурсов на единицу произведенной продукции, товаров, услуг вследствие реализации целой совокупности мер (экономических, организационных, правовых, научных, производственных, технических) для достижения рационального использования ресурсов.

Между процессами ресурсоиспользования и ресурсосбережения существуют двойственные связи. С одной стороны, ресурсосбережение как направление социально-экономической политики предопределяет характер производственного ресурсопотребления, т.е. является первичным. С другой стороны, от уровня производственного ресурсоиспользования зависит степень ресурсосбережения, иными словами, ресурсосбережение есть следствие повышения эффективности производственного ресурсоиспользования.

Процессы ресурсосбережения в литературе традиционно рассматриваются только в отраслях и на предприятиях производственной сферы. Ресурсосбережение в системе СО никем еще не рассматривалось.

Проблему ресурсосбережения СО можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, экономия и рациональное использование ресурсов выступают как важный и обязательный элемент стратегии и тактики СО. В таком случае можно говорить о совокупности требований, составляющих режим экономии. Эти требования должны быть учтены в процессе организации и управления системы планирования, финансово-кредитного механизма, материально-технического обеспечения. Во-вторых, ресурсосбережение должно стать самостоятельным направлением научной и практической деятельности, охватывающим всю систему предоставления услуг СО. Цель мероприятий, ориентированных на ресурсосбережение, — интенсивный поиск потенциальных и реальных источников и резервов экономии всех видов ресурсов СО, направленный на повышение эффективности их использования для удовлетворения растущих потребностей общества и клиентов.

Необходимость ресурсосбережения подчеркивалась еще в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они рассматривали этот процесс на примере экономии времени, а именно этот фактор К. Маркс применял для характеристики уровня развития общества[38].

В СССР основные принципы управления и организации ресурсосбережения в народном хозяйстве на всех уровнях были изложены в документах, утвержденных Госпланом СССР, Госстроем СССР, Госстандартом СССР и Минфином СССР, нашли отражение в материалах пленумов[39] и съездов КПСС[40]. Обеспечивалась система взаимосвязи всех уровней управления процессом ресурсосбережения, при этом активизировалась роль территориальных органов в повышении эффективности ресурсосбережения[41].

В последствии направлению ресурсосбережения стало уделяться значительно меньше внимания в связи с происходящими в стране серьезными изменениями. Но причины и необходимость ресурсосбережения не раз выделялись российскими учеными, так как проведение в России социально-экономических, политических реформ не раз натыкалось на рифы нехватки ресурсов или их нерационального использования[42]. Новый толчок ресурсосбережению был дан Федеральным законом «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от 03.04.96 г. (с изменениями от 01.04.03 г.) и многими другими[43]. Но законов о ресурсосбережении, в целом по стране или по отдельным отраслям, нет, приняты только законы по отдельному направлению — энергосбережению.

В Республике Татарстан разработка проблемы ресурсосбережения началась с принятия закона «Об энергосбережении» от 21.10.98 г. № 1816[44]. Затем был принят ряд приказов по бюджетным организациям[45]. Лишь в 2003 г. началась разработка проблемы энергосбережения в сфере социальной защиты[46], основанная на федеральных и региональных стандартах, из которых основополагающим является Республиканский стандарт Республики Татарстан РСТ РТ СУР 64-31/1 «Системы управления ресурсосбережением» от 06.09.02 г. В РТ разработаны региональные, местные, отраслевые программы, направленные на ресурсосбережение, программы воспроизводства и возобновляемости ресурсов; например: «Разработка эффективной системы управления энергопотреблением на объектах Министерства социальной защиты РТ».

В настоящее время необходимы формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления, во всей социальной сфере. Стратегия ресурсосбережения — это комплекс принципов, факторов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное снижение расхода совокупных ресурсов на единицу валового внутреннего продукта (в рамках страны) при условии обеспечения безопасности страны, экосистемы, регионов, предприятий, человека.

Методы ресурсосбережения — конкретные технологические способы, организационные и экономические технологии снижения потребления ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту конкретного инвестиционного проекта (мероприятия) по сравнению с заменяемым вариантом.

Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия, например — по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов по совершенствованию структуры и качества трудовых ресурсов, экономические меры и другие мероприятия в рамках функционирующей системы менеджмента конкретного предприятия, комплекса, участка.

При принятии решения о реализации ресурсосберегающих мероприятий необходимо оценивать эффективность такого рода мероприятий. Различают следующие основные составляющие эффективности мероприятий при формировании программ ресурсосбережения: коммерческую, бюджетную, эколого-экономическую, социально-экономическую эффективность.

Учреждения СО становятся все более заинтересованными в том, чтобы добиться достаточной эффективности своей деятельности, контролируя как свои доходы, так и затраты. Политика ресурсосбережения начинается с заявления социального учреждения о намерениях и принципах, связанных с ее общей эффективностью ресурсосбережения, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых показателей ресурсосбережения[47]. Эта политика должна:

а) соответствовать характеру, масштабу и воздействиям на окружающую социальную среду деятельности социального учреждения, его услуг;

б) включать обязательства в отношении постоянного улучшения процессов ресурсосбережения и предотвращения расточительного использования ресурсов;

в) включать обязательства в отношении соответствия надлежащему законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;

г) предусматривать основу для установления целевых и плановых показателей ресурсосбережения и их анализа;

д) документально оформлять, внедрять, поддерживать, а также доводить до сведения всех работников основные положения политики ресурсосбережения.

Политика ресурсосбережения создает основу, с помощью которой социальное учреждение устанавливает свои целевые и плановые показатели ресурсосбережения. Целевой показатель ресурсосбережения — общий целевой показатель состояния ресурсосбережения, вытекающий из политики ресурсосбережения, который учреждение стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.

Плановый показатель ресурсосбережения — детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое учреждению или его частям, которое вытекает из целевых показателей ресурсосбережения и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевые показатели[48].

Политика ресурсосбережения должна быть достаточно четкой: выделять основные направления по ресурсосбережению и пути их достижения. Она должна периодически анализироваться и пересматриваться ответственным лицом за ресурсосбережение как в отрасли в целом, так и в отдельном учреждении с тем, чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию (изменение объема обслуживаемого населения, изменение тарифов оплаты коммунальных услуг и др.). Область ее применения должна быть точно идентифицируемой, т.е. определяться спецификой конкретного социального учреждения: категории обслуживаемого населения, виды оказываемых услуг и т.д.

Каждый вид ресурсов имеет свои особенности в целях, средствах и направлениях их сбережения. Например, энергетические ресурсы составляют одну из основ ресурсного потенциала. Поэтому проблемы и направления ресурсосбережения в сфере СО рассматриваются и проводятся на примере энергосбережения.

Существуют различные методы ресурсосбережения в СО, но все они основываются на программно-целевом подходе[49]. Причины его применения в СО следующие:

· основные проблемы развития процесса ресурсосбережения стали носить комплексный характер; при решении комплексных проблем приходиться учитывать организационные, технические, экономические, социальные, законодательные, экологические и другие аспекты;

· усилился межотраслевой характер решения большинства проблем СО, сегодня ни одна крупная задача не может быть решена в рамках одного министерства, службы;

· увеличилось число крупных социальных проблем, ставших долгосрочными;

· требуется создание соответствующего механизма финансирования, учета, контроля, стимулирования и т.д. для решения нестандартных проблем.

Существенная черта программно-целевого метода — наличие конкретных программных органов и конкретных исполнителей, полностью отвечающих за выполнение программы, строгое разграничение прав и ответственности, определение периода работы по программе и необходимых для ее исполнения ресурсов. Этот метод управления ресурсосбережением СО обеспечит приоритет интересов клиентов социальных учреждений, наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов и резервов, сбалансированность элементов ресурсосбережения в различных частях объекта управления, увязку их по времени и реализацию единой стратегии совершенствования ресурсопотребления в СО.

Использование программно-целевого метода нашло свое отражение в принятой в 2001 г. «Федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» на 2002—2005 гг. и на перспективу до 2010 г». Подобные программы или их проекты приняты во всех субъектах РФ. В РТ была создана Программа рационального и экономного потребления топливно-энергетических ресурсов и воды на объектах МСЗ РТ «Энергосбережение в отрасли “Социальная защита Республики Татарстан” на период до 2005 года».

На основе проведенного анализа литературы по процессам ресурсосбережения в материальной производственной сфере[50] можно сформулировать факторы, влияющие на процессы ресурсосбережения в социальном обслуживании, выделив объективные, технико-экономические, организационные, административно-правовые, личностные факторы (табл. 1.4.1).

Т а б л и ц а 3

Факторы ресурсосбережения отрасли социального обслуживания

Группы факторов
1. Объективные:
Структурные сдвиги в оказываемых услугах
Изменение цен на услуги
Структурные изменения в составе ресурсов
Изменение покупных цен, тарифов на ресурсы
2. Технико-экономические:
Материально-техническая база
Научно-технический прогресс
Применение более эффективных видов ресурсов
Уровень применения новых перспективных технологий и техники
Качество оказываемых услуг
Степень обновления ассортимента оказываемых услуг
3. Организационные:
Нормирование учета и контроля расхода материальных и финансовых ресурсов
Организация технического обслуживания учреждения
Регламентация прав, обязанностей и ответственности работников: подбор состава, движение, квалификационный опыт, навыки и дисциплина
Материальное и моральное стимулирование: формы и системы заработной платы, системы поощрения за качественный труд, системы ответственности за неисполнение
Обеспечение благоприятного климата для привлечения инвестиций
Повышение уровня образования в сфере ресурсосбережения
Информационное обеспечение, формирование полного банка данных по ресурсосберегающим мероприятиям
Финансовое обеспечение ресурсосберегающих мероприятий у социальных служб
Институциональная вертикаль органов, ответственных за ресурсосбережение Временной
4. Административно-правовые:
Трудовое законодательство
Законодательство в области ресурсосбережения
Система нормативов и стандартов
Применение инструментов налоговой политики для стимулирования ресурсосбережения
 
5. Личностные(поведенческие):
Профессиональная компетентность работника
Отношение к труду и степень осознания своей ответственности
Мотивы, побуждающие к труду
Уровень самодисциплины и самоконтроля
Способность работника организовывать свой труд, к обучению
Работоспособность

 

Таким образом, осуществление процессов ресурсосбережения в СО — объективная необходимость, вызванная многими причинами. Ресурсосбережение СО как сложный процесс зависит от многих факторов. Влияние этих факторов определяется в процессе разработки и реализации программно-целевых мероприятий по реализации процессов ресурсосбережения в СО. При этом учитываются цели, задачи всей системы СО, обслуживаемых клиентов и социальных учреждений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наука, знание, образование, интеллектуальная собственность, информационные технологии, информационно-коммуникационные и энергетические системы | Основные понятия. Ресурсы социального обслуживания, социальной работы; ресурсная база социального обслуживания; ресурсное обеспечение; имущественное обеспечение социальных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.