Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика периодов детского возраста




По решению ИП;

ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на субъектов хозяйственной деятельности, связанных взаимными правами и обязанностями.

Субъекты хозяйственных правоотношений – это:

субъекты предпринимательской деятельности, которыми являются юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

Республика Беларусь и административно-территориальные единицы Республики Беларусь.

При определении объектов хозяйственных правоотношений необходимо исходить из положений ст. 128 ГК, где к объектам гражданских прав отнесены:

вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

работы и услуги;

нераскрытая информация;

исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг;

нематериальные блага.

По поводу всех этих объектов возникают и хозяйственные правоотношения. Но круг объектов хозяйственных правоотношений более широк, поскольку хозяйственные правоотношения возникают и в связи с государственным регулированием хозяйственной деятельности. В этом случае объектом хозяйственного правоотношения следует считать тот результат, на который направлены действия субъектов хозяйствования или органов управления, например устранение нарушений требований стандартов по предписанию органов Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Хозяйственные правоотношения по конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать на:

абсолютно-вещные правоотношения;

абсолютно-относительные вещные правоотношения;

абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;

неимущественные абсолютные правоотношения;

обязательственные правоотношения.

1. Абсолютно-вещные правоотношения. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая на праве собственности, которое дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом.

2. В абсолютно-относительных вещных правоотношениях субъект владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. К их числу относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. У субъекта, ведущего хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение хозяйственной деятельности прерывается, абсолютное правоотношение превращается в относительное.

4. Неимущественные абсолютные правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания), наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

5. Обязательственные правоотношения – правоотношения, в которых один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий: передачи имущества, выполнения работ, оказания услуг.

Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

хозяйственно-управленческие (возникают в результате актов государственных органов). Например, антимонопольный орган предписывает субъекту хозяйствования изменить свою структуру;

внутрихозяйственные (складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов по горизонтали (заключение договоров) и вертикали (например, доведение показателей);

оперативно-хозяйственные (между несоподчиненными субъектами в силу хозяйственного договоров);

территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с организациями). Например, местный орган власти заключает договор с субъектом хозяйствования о производстве какой-либо продукции, строительстве объекта и т.д.

 

Лекция № 2

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ).

 

1. Понятие и источники правового регулирования предпринимательства.

2. Субъекты и формы предпринимательства. Предпринимательство без образования юридического лица и с образованием юридического лица.

3. Регистрация и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей.

4. Лицензирование предпринимательской деятельности.

5. Способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Ответственность за нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности.

1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Легальное определение предпринимательской деятельности содержится в ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Из данного определения следуют признаки предпринимательской деятельности:

1. Деятельность. Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры.

2. Деятельность является самостоятельной. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Организационная самостоятельность – это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности, начиная от решения заняться предпринимательством, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей и т.д.

3.Деятельность осуществляется в гражданском обороте. Гражданский оборот – процесс перехода вещных прав на гражданско-правовые объекты от одних лиц к другим в результате исполнения обязательств.

4. Деятельность осуществляется от своего имени. В современных условиях в отдельных случаях предприниматель, например, комм. представитель, может действовать от имени и в интересах другого лица (ст. 186 ГК). Но в отношениях с представляемым такой предприниматель действует от своего имени.

5. Деятельность является рисковой. Риск – возможный убыток или неудача в коммерческом деле, обусловленные изменчивостью рыночной конъюнктуры. Постановлением Совмина от 16.04.1999 г. № 549 был утвержден перечень видов экономической деятельности с повышенным предпринимательским риском (банковская, страховая, игорная и т.д.).

6. Самостоятельная имущественная ответственность. Лица, осуществляющие предпр. деятельность, несут отв.-ть без вины.

Если иное не предусмотрено законодательством или договором, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 372 ГК). Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание (ч.1 ст. 23 ГК). Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. Казенное предприятие и финансируемое собственником учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 8 статьи 113, статьями 115 и 120 настоящего Кодекса. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица. Если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем юридического лица, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам (ст. 52 ГК).

7. Деятельность направлена на систематическое получение прибыли.

Направленность на получение прибыли выражается в том, что лицо сознательно ставит перед собой такую цель, даже если она не будет достигнута.

Прибыль – сумма, составляющая разницу, на которую доход превышает затраты.

Что касается такого признака, как систематичность в извлечении прибыли, то четких количественных критериев систематичности законодательством пока не выработано. С.С.Вабищевич считает, что систематичность является разновидностью повторности правонарушений и отличается от неоднократности по степени повторяемости действий. При неоднократности достаточно совершения деяния дважды, при систематичности необходимо установить как минимум трехкратное его совершение.

Она считает, что систематичность как характеристика цели предпринимательской деятельности может состоять либо в систематическом (более 2 раз в течение года) совершения действий, направленных на получение прибыли, либо в совершении действий, которые не имеют систематического характера, но очевидно свидетельствуют о намерении лица осуществлять эти действия в будущем с целью систематического получения прибыли.

8. Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных соответствующими лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Некоторые авторы указывают на такой признак предпринимательской деятельности, как осуществление ее лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Но это формальный признак, так как даже при его отсутствии деятельность будет являться предпринимательской, хотя и незаконной.

В соответствии с подп. 5.5. п. 5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 г. № 1592 «Вопросы Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь» разъяснительную работу по вопросам применения законодательства о предпринимательстве ведет Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Разъяснения – на сайте (nalog.gov.by).

Согласно ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК к предпринимательской деятельности не относятся ремесленная деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений, а также разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством (далее – лицо, осуществляющее разовую реализацию товаров на рынке), адвокатская деятельность, частная нотариальная деятельность, деятельность физических лиц, осуществляемая ими самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам по оказанию услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений, дневному уходу за детьми, сдаче внаем (поднаем) жилых помещений, кроме предоставления мест для краткосрочного проживания.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 11.11.2002 г.
«О личных подсобных хозяйствах граждан» личное подсобное хозяйство граждан – форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель. Деятельность граждан, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции не относится к предпринимательской деятельности (ч 2. ст. 3 данного Закона).

Согласно подп. 1.15 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса Республики Беларусь освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы плательщиков, получаемые от реализации продукции растениеводства и (или) животноводства, выращенной (произведенной) ими и (или) лицами, указанными в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 153 настоящего Кодекса, на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном таким лицам для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела.

Для целей настоящего подпункта:

к продукции растениеводства относятся овощи и фрукты (в том числе в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения), иная продукция растениеводства (за исключением декоративных растений и продукции цветоводства);

к продукции животноводства относятся молочные и кисломолочные продукты (в том числе в переработанном виде), продукция пчеловодства, иная продукция животноводства (кроме пушнины) как в живом виде, так и продукты убоя в сыром или переработанном виде.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии представления плательщиком справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена им и (или) лицами, указанными в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 153 настоящего Кодекса, на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном плательщику и (или) указанным лицам для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела, за исключением случаев, установленных частью пятой настоящего подпункта. При этом доходы, полученные от реализации продукции пчеловодства, произведенной на территории Республики Беларусь, освобождаются от налогообложения при условии, что наряду с такой справкой либо вместо нее (в случае, когда пасека размещена не на тех земельных участках, которые в установленном порядке предоставлены плательщику, реализующему произведенную им продукцию пчеловодства) плательщик представляет ветеринарно-санитарный паспорт пасеки, выданный на территории Республики Беларусь, и (или) свидетельство, оформленное на основании этого паспорта.

Форма справки, указанной в части третьей настоящего подпункта, и порядок ее выдачи устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

При реализации плательщиком продукции растениеводства заготовительным организациям потребительской кооперации и (или) другим организациям, индивидуальным предпринимателям такие доходы освобождаются от налогообложения без предоставления таким организациям, индивидуальным предпринимателям справки, указанной в части третьей настоящего подпункта.

Согласно ст. 295 Налогового кодекса (особенная часть)

1. Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, вправе самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, осуществлять для потребителей виды деятельности, которыми являются:

оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;

оказание услуг по дроблению зерна;

выпас скота;

репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);

чистка и уборка жилых помещений;

уход за взрослыми и детьми; услуги, выполняемые домашними работниками: стирка и глаженье постельного белья и других вещей; выгул домашних животных и уход за ними; закупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды; внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и коммунальные услуги;

музыкальное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность независимых актеров, конферансье, музыкантов; предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий;

реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);

услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;

предоставление секретарских услуг и услуг по переводу;

предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;

ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов.

2. Физические лица до начала осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1 настоящей статьи, подают в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.

Физические лица при осуществлении видов деятельности, указанных в абзацах втором-тринадцатом пункта 1 настоящей статьи, не вправе применять иной порядок налогообложения в отношении этих видов деятельности.

Вместе с тем некоторые из данных видов деятельности могут при определенных условиях являться предпринимательской деятельностью.

Так, в соответствии с абз. 2 п. 5 Указа Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма[1] в Республике Беларусь» При оказании услуг в сфере агроэкотуризма с использованием более десяти жилых комнат эта деятельность признается предпринимательской.

Кроме того, законодательство определенным образом регулирует данные виды деятельности. В отношении многих из них приняты специальные акты законодательства. Например, Указ Президента Респ. Беларусь от 16 мая 2005 г. № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности», Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности», Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

Согласно подп. 1 п. 1 Указа под ремесленной деятельностью понимается деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.

Виды деятельности перечислены в самом Указе:

изготовление и ремонт:

шорно-седельных изделий (хомутов, седелок, шлей, вожжей и других частей упряжи);

гужевых повозок, саней и детских санок;

рыболовных снастей и приспособлений для рыбалки (удочек, поплавков, блесен, подставок под удочки, садков, багров, шумовок, ножей для бура, жерлиц);

изготовление предметов и их частей для личных (бытовых) нужд граждан:

хозяйственной посуды и кухонного инвентаря (мелких приборов и принадлежностей для кухни, ручных кухонных приспособлений, используемых при обработке, приготовлении или сервировке блюд) из глины, жести, дерева и прочих древесных материалов;

изделий из проволоки, шпагата, синтетической ленты, соломы, дикорастущих растений (лозы, камыша, липы и иных), за исключением мебели;

деревянных сундуков, бочек, чанов, кадок и прочих бондарных изделий;

изделий из жести (ведер, леек, карнизов, отливов, водостоков, дымоходов, зонтов для защиты дымоходов от атмосферных осадков, противней, самоварных труб, рукомойников);

банных веников и т.д.

Согласно п. 2 ст. 321 Налогового кодекса Республики Беларусь (особенная часть) до начала осуществления ремесленной деятельности соответствующие субъекты должны уплатить сбор за осуществление ремесленной деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 320 НК ставка сбора устанавливается в размере 1 базовой величины в календарный год, определяемой на момент его уплаты.

Основные нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность:

1) Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., с измен. и дополн., принятыми на республиканских референдумах от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.;

2) Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.; одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.;

3) Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.; одобрен Советом Республики 2 апр. 2003 г.;

4) Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.; одобрен Советом Республики 24 июня
1999 г.;

5) Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.; одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998 г. // Эталон 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013;

6) О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2006 г. № 165-З Эталон 6.5;

7) О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г.;

8) О поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010г., № 148-З;

9) О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 105-З // Эталон 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013;

10) О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет През. Респ. Беларусь, 1 января 2009 г., № 1;

11) О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ През. Респ. Беларусь, 1 сент. 2010 г., № 450 и др.

Также существуют НПА, регулирующие осуществление определенных видов предпринимательской деятельности (банковская, инвестиционная, биржевая, страховая и т.д.) и правовой статус определенных субъектов хозяйствования (хозяйственных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств).

2. СУБЪЕКТЫ И ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА И С ОБРАЗОВАНИЕМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

Из легального определения предпринимательской деятельности следует, что она может осуществляться в двух формах:

без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность);

с образованием юридического лица (предприн. деятельность в предусмотренных ГК организац.-прав. формах). Организационно-правовая форма предпр. деятельности – это совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть:

1) физические лица (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства).

2) юридические лица (Республики Беларусь и иностранные).

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, их административно-территориальных (государственно-территориальных) образований, являющихся в соответствии с законодательством этих государств участниками гражданских отношений, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь (ч. 2 п. 3 ГК).

К физическим лицам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.

Гражданами Республики Беларусь являются:

лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу настоящего Закона;

лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом.

Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Закона (ст. 8 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь).

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) (далее, если не указано иное, – гражданство) другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства (ст. 9 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь).

Осуществление в Республике Беларусь предпринимательской деятельности иностранцами имеет особенности.

Статья 11 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г.
«О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, с учетом ограничений, предусмотренных статьями 19 и 20 настоящего Закона. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах – участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 г. каждая Сторона предоставляет лицам любой другой Стороны в отношении учреждения и (или) деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при аналогичных обстоятельствах своим собственным лицам на своей территории, с учетом ограничений, предусмотренных индивидуальным национальным перечнем для каждой из Сторон в Приложении IV к настоящему Соглашению.

В соответствии со статьей 1 Соглашения "лицо Стороны" - любое физическое или юридическое лицо Стороны; "физическое лицо Стороны" - любое физическое лицо, являющееся гражданином государства этой Стороны в соответствии с ее нормативными правовыми актами; "юридическое лицо Стороны" - юридическое лицо любой организационно-правовой формы, созданное или учрежденное на территории Стороны в соответствии с нормативными правовыми актами этой Стороны; "учреждение" – в том числе регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 22 ГК).

Однако согласно ч.1. п. 1 ст. 26 ГК несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Однако гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является индивидуальным предпринимателем. К таким сделкам применяются правила, установленные законодательством для предпринимательской деятельности.

Порядок государственной регистрации граждан в качестве индивидуальный предпринимателей закреплен в Положении о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1
«О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

В данном Положении не указано, с какого возраста гражданин может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Право на занятие предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью является элементом правоспособности (ст. 17 ГК) и может быть реализовано после достижения дееспособности, т.е. с 18-ти лет или с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак).

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя производится по месту жительства.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах осуществляется администрациями свободных экономических зон, индивидуальных предпринимателей на территории Китайско-Белорусского индустриального парка – администрацией Китайско-Белорусского индустриального парка, иных индивидуальных предпринимателей – облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами – субъектов хозяйствования, не указанных в абзацах втором–седьмом настоящего пункта. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы – соответствующим администрациям районов в городах.

Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

заявление о государственной регистрации;

фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, в случае, если от имени И.П. действует другое лицо.

Заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции. В заявлении подтверждается, что:

гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

не имеется неисполненного судебного постановления об обращении взыскания на имущество в отношении гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя;

на дату государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен и т.д.

Индивидуальный предприниматель является зарегистрированным со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в случае:

непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных настоящим Положением;

оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Не допускается повторная государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в случае, если индивидуальный предприниматель не исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При неосуществлении государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной регистрации соответствующий штамп и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация.

Неосуществление либо отказ в какой-либо форме по основаниям, не предусмотренным в части первой настоящего пункта, в государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, не допускается.

Осуществление либо неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, может быть обжаловано в хозяйственный суд, в том числе лицами, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления (неосуществления) государственной регистрации.

Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения в соответствии с абзацем вторым части второй пункта 23 настоящего Положения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».

Министерство юстиции вносит запись о включении субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре.

Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным Положением для ликвидации юридических лиц, а также в случае аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

2) По решению хозяйственного суда в случае:

непринятия решения о прекращении деятельности в связи с признанием хозяйственным судом государственной регистрации недействительной;

Индивидуальный предприниматель несет ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.

Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений*, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда.

В случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в том числе созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в судебном порядке осуществляется взыскание доходов**, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.

3) осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов;

4) экономической несостоятельности (банкротства);

5) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

По решению регистрирующего органа* в случае:

неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

По основаниям, предусмотренным законодательными актами, государственная регистрация индивидуального предпринимателя может быть аннулирована по решению регистрирующего органа.

При обнаружении оснований для аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые органы и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции вносят представления в регистрирующий орган для рассмотрения вопроса о принятии решения об аннулировании государственной регистрации.

В течение пяти рабочих дней регистрирующий орган рассматривает представление, указанное в части второй настоящего пункта, и уведомляет о принятом решении индивидуального предпринимателя. В случае принятия решения об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обращается в хозяйственный суд с иском о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

К юридическим лицам относятся юр. лица Республики Беларусь и юр. лица иностранных государств.

В соответствии с п. 1 ст. 44 юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.

Применительно к юридическим лицам Республики Беларусь следует сказать, что предпринимательская деятельность может осуществляться как коммерческими, так и некоммерческими организациями[2].

Коммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций, либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.

Политические партии, союзы не имеют права выступать в качестве учредителей коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым части первой статьи 21 настоящего Закона, и заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики (ст. 23 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях».).

Общественное объединение, союз могут осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности общественного объединения, союза. Такая деятельность может осуществляться общественным объединением, союзом только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них (ч. 3 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях»).

Пост. Совета Министров Респ. Беларусь, 22 июля 1997 г., № 929
«О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций».

В Республике Беларусь могут открываться представительства юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, и административно-территориальных единиц иностранных государств.

Представительством организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов организации и иные не противоречащие законодательству функции.

Представительство организации не является юридическим лицом.

Они открываются и осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь на основании разрешений, выдаваемых Министерством иностранных дел, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Представительства организаций, деятельность которых регулируется настоящим Положением, вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь только от имени и по поручению представляемой им организации.

6. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Отдельными видами деятельности субъекты хозяйствования могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), т.е. гос. регистрации недостаточно.

Лицензирование – комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Основным нормативным правовым актом в сфере лицензирования является Указ През. Респ. Беларусь от 1 сент. 2010 г., № 450
«О лицензировании отдельных видов деятельности».

Однако утвержденное им Положение не регулирует:

деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами);

внешнеэкономической деятельности по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров;

деятельности, лицензируемой Национальным банком;

деятельности (кроме деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения), осуществляемой государственными органами в пределах их компетенции, определенной в установленном порядке, а также воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, Государственным комитетом судебных экспертиз, базами хранения медицинской техники и имущества Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, прилагается к Положению (37 пунктов).

В соответствии с Положением право на получение лицензии, если иное не предусмотрено настоящим Положением, имеют:

юридические лица Республики Беларусь;

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и (или) услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица;

иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь (далее – иностранные организации), если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и (или) услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республики Беларусь и (или) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь[3];

физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов.

Лицензия действует на всей территории Республики Беларусь или ее части, определенной в лицензии, если настоящим Положением предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь.

Вид деятельности, а также работы и (или) услуги, составляющие соответствующий вид деятельности, на которые выдана лицензия, могут выполняться только лицензиатом без передачи права на их осуществление другому юридическому или физическому лицу.

Обособленные подразделения, в том числе филиалы, осуществляют лицензируемый вид деятельности, а также работы и (или) услуги, составляющие соответствующий лицензируемый вид деятельности, на основании лицензии, выданной юридическому лицу.

Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

5. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Защита представляет собой реализацию предусмотренных в нормах права мер, направленных на восстановление или признание нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов по требованию управомоченного лица.

Форма защиты – комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Юрисдикицонная представляет собой деятельность компетентных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Здесь выделяют:

общий порядок (суд, хозяйственный суд, третейский суд);

специальный порядок (административный порядок).

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 3 ст. 10 ГК).

До обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено настоящим Кодексом, иными законодательными актами или договором. Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором (ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК).

Иногда применяется административно-судебный порядок защиты прав и законных интересов (обращению в суд предшествует обращение в иные гос. органы).

Неюрисдцикционная форма защиты – самостоятельные действия субъектов предпринимательской деятельности без обращения в суд или иной гос. орган).

Способы защиты – предусмотренные законом меры принуждения, направленные на восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и защиту охраняемых законом интересов.

Защита гражданских прав и законных интересов осуществляется путем (ст. 11 ГК):

1) признания права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;

5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

6) самозащиты права;

7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

8) возмещения убытков;

9) взыскания неустойки;

10) компенсации морального вреда;

11) прекращения или изменения правоотношения;

12) неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

13) иными способами, предусмотренными законодательством.

В случае, если субъекту предпринимательской деятельности в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, были причинены убытки, они подлежат возмещению Республикой Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицей (ст. 15 ГК).

В соответствии с п. 10 – 11 Положения о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, Право субъектов хозяйственной деятельности на возмещение ущерба, нанесенного им незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, подлежит защите в течение одного года с момента возникновения права на иск. При этом ущерб может быть возмещен не более чем за один год, предшествующий подаче заявления в хозяйственный суд. Возмещению подлежит ущерб, нанесенный субъекту хозяйственной деятельности в виде произведенных им расходов, утраты или повреждения его имущества.

 


[1] Агроэкотуризм – временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – агроэкотуристы) в сельской местности, малых городских поселениях в целях получения услуг, указанных в пункте 5 настоящего Указа, оказываемых субъектом агроэкотуризма для отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания (п. 2 Ук.).

[2] Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) (п. 1 ст. 46 ГК).

[3] Деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом, и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.188 сек.