Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Функции, задачи и принципы трудового права




 

Функции - основные направления воздействия норм трудового права на поведение людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства.

Трудовое право выполняет общие для всего права функции:

1) Регулятивная - установление адресованных участникам общественных отношений правил поведения.

2) Охранительная - установление различных форм юридической ответственности для участников общественных отношений, нарушающих установленные правила поведения.

Специальные функции:

3) Социальная - в нормах по обеспечению занятости, безопасных условий труда.

4) Защитная - установление высокого уровня условий труда, надзор и контроль за соблюдение трудового законодательства; действуют на всех стадия.

5) Хозяйствующая - рациональное использование трудовых ресурсов, стимулирующих качество и производительность работ.

6) Воспитательная - поощрения, ответственность.

7) Развитие производственной демократии - общие правила регулирования коллективных трудовых отношений.

 

Задачами Трудового кодекса (ст. 2 ТК) являются:

1) регулирование трудовых и связанных с ними отношений;

2) развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;

3) установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

 

Принципы - закрепленные в действующем законодательстве основополагающие начала, руководящие идеи, определяющие сущность норм трудового права и пути его развития; отражающие основные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений связанных с функционированием рынка труда (учебник). Основные принципы правового регулирования труда – это главные положения, кратко отражающие суть действующего трудового законодательства.

Группы правовых принципов:

1) общие (система права);

2) межотраслевые (несколько отраслей);

3) отраслевые;

4) принципы институтов права (внутриотраслевые).

Общие - основные начала, которые определяют существенные черты права в целом, его содержания и особенностей как регулятора всей совокупности правоотношений: принципы социальной свободы, социальной справедливости, демократизма, единых юридических прав и обязанностей и др. (учебник).

Межотраслевые – это закрепленные в праве руководящие начала и положения, которые выражают существенные свойства норм, регулирующих общественные отношения, которые составляют предмет нескольких отраслей права (учебник) (например, принцип свободы труда присущ не только трудовому, но и административному и гражданскому праву в той части, где они связаны с трудом).

Отраслевые принципы – отражают наиболее существенные черты норм отдельной отрасли права (учебник).

Внутриотраслевые принципы – характеризует группы норм конкретного института данной отрасли права принципы, например, принципы разрешения трудовых споров, принципы обеспечения занятости и др.

Межотраслевые принципы, связанные с трудом и изучаемые, в частности, наукой трудового права, именуются принципами правового регулирования труда. Отраслевые (трудового права) принципы представляют собой конкретизацию межотраслевых применительно к трудовым отношениям и нормам, их регулирующим (сыроватская).

 

 

Так, Н.Г.Александров выделял следующие принципы трудового права (1979г):1) свободы труда; 2) свободы от безработицы; 3) соблюдения трудовой дисциплины; 4) оплаты труда по количеству и качеству; 5) творческого труда.

О.В.Смирнов выделял следующие принципы трудового права (1970г): 1) гарантированное обеспечение трудоспособных граждан работой; 2) подлинная свобода трудового договора; 3) единство и дифференциация условий труда; 4) участие в управлении производством; 5) поощрение творчества и рационализации производства; 6)содействие профессиональной подготовке;7) работы по специальности; 8) соблюдение дисциплины труда; 9) гарантированная оплата труда; 10) регламентация рабочего времени и отдыха; 11) материального обеспечения за счет средств государственного социального страхования; 12) охраны трудовых прав.

Можно выделить следующие принципы трудового права:

1) Принцип свободы труда. Право на труд закреплено в статье 41 Конституции РБ. Раскрывая содержание права на труд, законодатель включает в это понятие право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием и профессиональной подготовкой. Трактовки понятия данного принципа различны. Некоторые полагают, что право на труд – это обязанность государства обеспечивать работой трудоспособное население (можно сравнить с правом на жизнь; но ни одно государство не может 100% обеспечить жизнь каждого человека). В условиях рыночной экономики обеспечить всех работой невозможно. И право на пособие по безработице, зафиксированное все в той же ст. 41, само по себе ставит под сомнение полноту осуществления государством взятого им обязательства по созданию условий для полной занятости населения.

Обеспечение прав и свобод граждан РБ, в том числе свободы труда, гарантируется государством, говорится в ст. 21 Конституции РБ. Свобода труда провозглашена в ст. 23 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. Только сам гражданин может распоряжаться своим трудом, только он может выбирать ту или иную форму деятельности. Ст. 41 (ч. 4) Конституции РБ запрещает применение принудительного труда, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении. Это важное положение закреплено в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, где, в частности, сказано:

1. Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещены во всех их видах.

2. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.

3. Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду.

Второе понимание права на труд – государство гарантирует свободу в труде и в занятости и запрещает принудительный труд, обязательный труд. Таким образом, само понятие права на труд отличается от свобо­ды труда наличием гарантий, обеспечивающих субъективное право, и если бы законодатель не дополнил ст. 41 правом на защиту от безработицы (причем не раскрывая содержания и характера работы, которую государство должно предоставить безработному), то свобо­да труда, конечно же, не предполагала бы встречной обязанности трудоустройства со стороны государства (сыроватская).

 

2) Принцип защиты от безработицы, оказание помощи в трудоустройстве, и материальной поддержке безработным.

 

3) Обеспечение равноправия в труде, запрет дискриминации в трудовых отношениях (ст. 13 Конституции). Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуще­ствлении своих способностей к труду. Только деловые каче­ства работника должны учитываться как при заключении тру­дового договора, так и при оплате (других условиях) труда.

Дискриминация в сфере труда является основанием для обращения в органы инспекции труда и в суд с требованием об устранении дискриминации. Матери­альный ущерб, причиненный дискриминацией, подлежит воз­мещению. Возможна компенсация и морального вреда.

 

4) Обеспечение права на справедливое вознаграждение по трудовому вкладу и не ниже государственного минимума (ст. 42 Конституции). Статья 42 Конституции Республики Беларусь определяет право работника на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера. Здесь же закреплено право женщин и мужчин, взрослых и несовершеннолетних на равное вознаграждение за труд равной ценности. Справедливой оплате труда способствует установление единых критериев, определяющих размер заработной платы. Этот размер зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Заработная плата должна быть выплачена вовремя и в полном размере. Трудовой кодекс РБ предусматривает нормы, определяющие ответственность нанимателя за невыполнение обязанности по своевременной оплате труда работников.

 

5) Обеспечение права на охрану труда, на безопасность рабочего места, защиту от трудового увечья и возмещение ущерба в случаях такого увечья. Особая охрана труда предусмотрена для женщин, несовершеннолетних и других работников, нуждающихся в специальной защите (ст. 35, 45, 47 Конституции). В регулировании отношений охраны труда важную роль играет трудовое право. Оно закрепляет на основе прогнозирования, моделирования и экспериментирования наиболее рациональные методы и формы охраны труда, впитывающие в себя достижения научной организации труда, общественных, естественных и технических наук.

Международная конвенция N 148 "О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" от 20 июня 1977 г. устанавливает обязанность применения ее положений во всех отраслях экономической деятельности. Ст. 4 этой конвенции обязывает национального законодателя определять меры, направленные на предупреждение и ограничение профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а также на защиту от этих рисков. В соответствии с национальным законодательством предприниматели должны нести ответственность за неприменение предписанных мер в области охраны труда, а трудящиеся обязываются соблюдать правила техники безопасности, направленные на профилактику и ограничение профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а также на защиту от них.

 

6) Принцип единства и дифференциации условий труда. Единство устанавливаемых в нормах трудового права условий труда определяется единством важнейших направлений политики государства в области дальнейшего развития производства и организации труда. Это ведет к типизации организации труда внутри отдельных отраслей, изданию типовых положений, единых правил, справочников, то есть унификация условий труда. Как уже упоминалось ранее, дифференциация проводится по следующим направлениям: 1) в зависимости от характера и условий производства (отраслевая); 2) субъектная – от половозрастных, квалификационных и иных особенностей работника; 3) территориальная дифференциация (смирнов).

7) Обеспечение права на нормирование, ограничение рабочего времени, права на отдых, в том числе на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 43 Конституции). Статья 43 Конституции Республики Беларусь закрепляет право трудящихся на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков и дней еженедельного отдыха.

 

8) Обеспечение права на бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку. Профессиональная подготовка работников осуществляется, как известно, по двум направлениям: во-первых, через систему специаль­ных учебных заведений (институты, техникумы, ПТУ, учебно-курсо­вые комбинаты, учебные центры службы занятости и др.) и, во-вто­рых, путем подготовки (переподготовки), обучения вторым (смеж­ным) профессиям и повышения квалификации непосредственно на производстве силами самих предприятий.

При этом возникает множество общественных отношений, раз­личных по своей правовой природе, зависящей в значительной мере от того, кто финансирует профессиональное обучение. В соответст­вии с действующим законодательством профессиональное обучение осуществляется:

а) для безработных граждан - за счет государственного фонда занятости при условии, если службы занятости зарегистрировали этих лиц в качестве ищущих работу;

б) за счет средств государственного бюджета, специально выделя­емых на подготовку кадров в системе образования;

в) за счет самих предприятий.

Таким образом, государство гарантирует профессиональное обу­чение в первых двух случаях, а предприятия являются обязанной стороной в третьем.

Второй вид отношений регулируется административным правом, о правовой природе первого и третьего видов в науке спорят. Боль­шинство авторов включают эти отношения в предмет трудового права, и отношения, возникающие на предприятиях по поводу про­изводственно-технического обучения, считают особым видом отно­шений, возникающих на основании договора об ученичестве, заклю­чаемого между учеником и предприятием.

При этом одни авторы считают этот договор разновидностью трудового, другие вообще отрицают связь ученических отношений с трудовыми, поскольку, по их мнению, ученический договор слу­жит средством реализации права граждан на образование, тогда как трудовой договор является средством реализации права на труд (сыроватская).

 

9) Обеспечение права на защиту трудовых прав, включая судебную. Он включает все формы защиты работников: установление ответственности нанимателя за нарушения законов и иных нормативных правовых актов, создание специализированных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, судебная защита прав работников и др.

Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам и судами; коллективные трудовые споры - с применением примирительных процедуры - если соглашение не достигнуто - объявлением забастовки, право на которую предусмотрено Конституцией РБ и ТК РБ. В ТК РБ излагаются взаимные обязанности сторон трудового отношения. Цель правового института «дисциплина труда» - обеспечивать соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, добросовестное выполнение работниками своих обязанностей, которые были ими добровольно приняты в результате заключения трудового договора. Правовые нормы возлагают на нанимателей соответствующие обязанности, которые имеются практически во всех разделах и главах ТК РБ (при реализации условий трудового договора, соблюдения режима рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, охраны труда и т.д.).

Характеризуется следующими внутриотраслевыми принципами:

а) демократизм рассмотрения спора, проявляющийся в участии выборных работников данного предприятия, учреждения, организа­ции в его разрешении;

б) бесплатность рассмотрения и доступность обращения в юрисдикционные органы;

в) установление сокращенных сроков для рассмотрения трудовых споров;

г) обеспечение реального исполнения решения по трудовому спору.

Коллективные трудовые споры также рассматриваются в прими­рительной комиссии с участием представителей трудового коллектива или профсоюза. В случае недостижения соглашения между сторо­нами на этой стадии или неудовлетворенности рекомендациями при­мирительной комиссии спорящих сторон спор передается на рассмотрение выбранного сторонами посредника. Если и по этим рекомендациям спорящие стороны не достигнут соглашения, закон допускает организацию и проведение забастовки в порядке, не противореча­щем законодательству (сыроватская).

 

10) Обеспечение прав работников, их представителей и профсоюзов на производственную демократию (на участие в управлении производством, а долю прибыли и др.). Этот принцип выражается в наделении работников правом прини­мать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных правил.

Помимо закрепления в общей формулировке принцип уча­стия работников в управлении организацией реализуется в кон­кретных статьях, посвященных социальному партнерству, принятию решений нанимателем с учетом мнения профсоюзного органа, порядку расторже­ния трудового договора по предусмотренным Кодексом осно­ваниям, требующим учета мотивированного мнения выборно­го профсоюзного органа, и др.

 

11) Принцип свободы объединений. Свобода труда непосредственно связана с правом на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку (ч. 3 ст. 41). Это соответствует ст. 23 Всеобщей Декларации прав человека, которая закрепляет право каждого создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и Конвенция N 98 от 1 июля 1949 г. относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров. Так, ст. 1 этой Конвенции закрепляет право трудящихся пользоваться соответствующей защитой против любых дискриминационных актов, направленных на ущемление свободы ассоциаций в области найма на работу. Такая защита применяется в особенности против актов, рассчитанных на то, чтобы:

а) поставить прием на работу или оставление на работе трудящегося в зависимость от вступления его в профсоюз или выхода из профсоюза;

б) увольнять трудящегося или любым другим способом наносить ему ущерб на том основании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности вне рабочего времени или, с согласия предпринимателя, в рабочее время.

Работники объединяются, как правило, в профсоюзы, основная задача которых - представлять интересы работников во взаимоотношениях с нанимателями, органами государственной власти, местного управления, осуществлять защиту их трудовых прав. В свою очередь, интересы нанимателей представляют их объединения - соответствующие некоммерческие организации. Право работников и нанимателей на объединение лежит в основе социального партнерства, договорного регулирования трудовых отношений.

Вопрос 6. Отграничение трудового права от смежных отраслей права. Как уже говорилось, не все отношения, возникающие вследствие трудовой деятельности граждан, регулируются трудовым правом. В жизни существует много случаев, когда лицо выполняет то или иное трудовое поручение предприятия, и в то же время не вступает с ним в трудовые отношения. Эти отношения могут регулироваться другими отраслями права.

Трудовое право развилось из права гражданского. Первоначально договор о найме рассматривался как обычная гражданско-правовая сделка, предметом которой выступал особый товар – рабочая сила (Прокопенко В.И.). Поэтому, в первую очередь, речь здесь пойдет об отличии трудового договора от гражданско-правовых договоров, предусматривающих применение труда граждан (подряда, поручения и др.).

Трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, имеют ряд характерных признаков, позволяющих отличать их от гражданско-правовых отношений:

1) при заключении трудового договора предполагается выполнение работ только личным трудом работника. При гражданско-правовом договоре подряда выполнение работ лично подрядчиком не всегда обязательно, он может поручить это субподрядчикам.

2) Трудовые правоотношения строятся на возмездных началах, причем вознаграждение выплачивается в форме зарплаты.

3) Трудовые отношения имеют, как правило, длящийся характер и не заканчиваются после выполнения какой-либо рабочей операции либо установленного задания, то есть трудовое право регулирует прежде всего сам процесс труда и не затрагивает отношения по поводу владения, пользования и распоряжения результатами труда.

Предметом гражданско-правового договора является результат труда.

4) Трудовые отношения касаются выполнения всех видов работ, относящихся к данной профессии, специальности, квалификации.

5) Трудовые отношения, как правило, связаны с тем, что работник включается в действующую у нанимателя систему организации труда (направляется в определенное структурное подразделение, подчиняется ПВТР).

6) Спор, возникающий из трудовых отношений, может быть рассмотрен специальным органом – КТС, в ряде случаев такой досудебный порядок рассмотрения спора является обязательным условием для обращения в суд. Работник освобождается от уплаты госпошлины (из гражданско-правовых договоров тоже освобождается – указ 314), установлен сокращенный срок рассмотрения судом таких споров, решение суда о восстановлении на работе и выплате заработной платы (но не более чем за 1 месяц) подлежат немедленному исполнению.

Спор, вытекающий из гражданско-правовых отношений, подлежит рассмотрению судом.

7) Работник обязуется в определенные отрезки времени выполнить определенную меру труда, установленную для этой категории трудящихся.

Различие по методу, как уже отмечалось, состоит в том, что в трудовом праве стороны равноправны лишь в момент заключения трудового договора, в то время как в гражданском праве субъекты независимы и самостоятельны в течение всего срока действия граж­данско-правовых договоров.

Смежной отраслью с трудовым правом является и административное право. Отношения, входящие в предмет трудового права, так же как и те, что регулируются административным правом, связаны и с трудом, и с управлением его процессом. Однако первые всегда «внутренние», складывающиеся в рамках предприятия, учреждения, организации между работодателем и работником, осуществляющим трудовую де­ятельность, в то время как вторые либо «внешние», причем с исполь­зованием специфического метода государственно-властного характе­ра (например, между министерствами, комитетами и подчиненными им учреждениями), либо связаны с государственным управлением, осуществлением исполнительно-распорядительной (управленчес­кой) деятельности государства. Значительную часть здесь составля­ют отношения по государственной службе.

Для всех этих отношений характерно, что их субъекты находятся в соподчиненном положении, когда один наделен властью давать предписания, а другой обязан их выполнять. Но это уже признаки метода, с помощью которого в данном случае разграничение провес­ти нельзя, ибо эта черта свойственна и той и другой отрасли права. Различие, следовательно, надо искать только в предмете.

С административным правом трудовое право связано по вопросам подготовки кадров и распределения трудовых ресурсов, а также по вопросам выполнения трудящимся административно-служебных обязанностей. Трудовое право определяет содержание производственного обучения учащихся, а с учебным заведением учащиеся состоят в административно-правовых отношениях. Отношения по распределению трудовых ресурсов непосредственно предшествуют трудовым отношениям и влияют на их содержание и развитие. В течение 2-х лет молодые специалисты не могут по своему усмотрению изменить эти отношения. Вместе с тем, трудовое право регулирует вопросы подготовки кадров, поскольку они касаются трудовых правоотношений, в частности: оставление работы в связи с уходом на учебу, направление на работу после окончания учебы, установление льгот и гарантий лицам, совмещающим работу с обучением. Остальные вопросы подготовки кадров – область административного права. Но может быть и подготовка кадров в процессе труда (ученичество). Административно-служебные отношения, возникающие из конкретных трудовых отношений, также регулируются трудовым правом. Они связаны с организацией всей деятельности предприятия, например, соблюдение противопожарных мероприятий, создание надлежащих санитарно-гигиенических условий труда и др.

Трудовое право регулирует организационно-управленческие отношения, основанные на действиях равноправных субъектов, строящиеся на договорных началах. В трудовом праве управленческие формы организаций не выходят за пределы управления совместным процессом труда внутри предприятия; связь наниматель-работник носит характер производственного, а не административного управления.

Право социального обеспечения. Предмет—общественные отношения, складывающиеся в процессе материального обеспечения граждан, когда они утрачивают трудоспособность или достигают пенсионного возраста. Данные отношения возникают в результате реального права на материальное обеспечение. Методу не свойственен договорной порядок возникновения правовых отношений, т.е. возникают и регулируются централизованными нормами. Объем правомочий граждан в пенсионных правоотношениях, со­ставляющих основное ядро в предмете этой новой отрасли, зависит в большинстве случаев от размера оплаты труда и величины тру­дового стажа. Связаны с трудовым вкладом и другие социальные выплаты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.