Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право и этика в работе пресс-секретаря

Реальная жизнь показывает, что отношения между пресс-секретарем и журналистами могут быть дружественными, нейтральными, враждебными. Во многом они зависят от профессиональной подготовленности как пресс-секретаря, так и журналистов, от их характера, воспитанности и этических приоритетов.

Как правило, журналисты бывают недовольны, если пресс-секретари пытаются:

■ приукрашивать происходящие события и контролировать свободный доступ корреспондентов к новостям;

■ прямо или косвенно подкупать корреспондентов для публикации представленных материалов определенным образом;

■ бесплатно под видом новостей выдавать корреспондентам рекламу;

■ препятствовать встрече журналистов с руководителями предприятий, организаций, учреждений, государственных и муниципальных органов власти.

В свою очередь, претензии пресс-секретарей к журналистам выражаются в следующем:

■ корреспонденты воспринимают паблисити только как средство и возможность заработать;

■ корреспонденты не желают воспринимать информацию без раскрытия ее источника, т.е. без указания источника информации не верят в ее подлинность, объективность;

■ нередко корреспонденты подозрительно относятся к текстовым материалам, опасаясь скрытой рекламы.

Хотя Федеральным законом «О рекламе» (ст. 5) организациям СМИ «запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом инфор-мационного, редакционного или авторского материала», в электронных СМИ иногда появляется такая разновидность скрытой рекламы, как «спонсорские» передачи: рекламодатель называет журналисту сумму за определенный сюжет или телепередачу. Обычно журналисту предлагают 50—70% стоимости прямой рекламы. С согласия руководства телестудии он вместе со съемочной группой выполняет заказ. А из полученных за него средств до 40% идет на нужды редакции, а 20% выдается в качестве гонорара творческой группе.

Коррупции в СМИ можно противодействовать этическими нормами журналистов и правовым регулированием; развитием российского информационного рынка; расширением информационных агентств по реализации текстов паблик рилейшнз по расценкам, а не подпольно; наконец, активизацией работы пресс-служб, созданных многими фирмами, политическими партиями, властными структурами.

Как известно, пиармены и сотрудники пресс-служб в реальной жизни выступают посредниками между представляемыми ими организациями и аудиторией. Профессиональная коммуникация между ними должна осуществляться в рамках закона, соответствовать моральным нормам поведения.

Требования к работникам пресс-служб нашли отражение в международных и национальных кодексах, декларациях и хартиях. В частности, Международная ассоциация PR (ИПРА) в 1965 г. признала, что «член ИПРА не должен заниматься никакой деятельностью, которая имеет тенденцию к нанесению ущерба репутации СМИ, обязан представлять всестороннюю и правдивую информацию об организации, в которой он работает». Европейская конференция по связям с общественностью 1978 г. приняла Лиссабонский кодекс профессионального поведения (СЕРП), утверждающий, что «новостная информация должна поставляться без оплаты и какого-либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию». Наконец, Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) в 1994 г. приняла Декларацию профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, в которой провозглашается: «Консультант или агентство не должны предпринимать действия, могущие нанести ущерб репутации СМИ; новостная информация должна поставляться без оплаты и какого-либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию; если возникнет необходимость проявить инициативу или осуществить какой-либо контроль за распространением информации, консультант или агентство могут сделать это с помощью платной публикации в прессе или заплатив за время вещания на радио или телевидении в соответствии с правилами и практикой, принятыми в этой области».

Как видим, под влиянием профессиональных традиций в журналистике и этических кодексах деятельности формируется стиль отношений между редакциями СМИ и пресс-службами.

Пресс-секретарь обязан знать, что в журналистике авторским правом защищаются только аналитические публикации, а информационные материалы (пресс-релизы, интервью, бэкграундеры и т.п.) такой защиты не имеют. Федеральный закон «О рекламе» запрещает «недобросовестную рекламу», «недостоверную рекламу», «неэтичную рекламу», «заведомо ложную рекламу» (ст. 6-10).

При нарушении статьи 150 Гражданского кодекса РФ (право на имя, здоровье, честь и достоинство, деловую репутацию) гражданин Российской Федерации имеет право на материальное возмещение морального вреда в судебном порядке и на опубликование опровержения в том же СМИ, которое неоправданно нанесло ему моральный ущерб.

Кроме того, работник пресс-службы обязан знать, что за распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия в средствах массовой информации в корыстных целях или из-за личной заинтересованности с причинением вреда правам и законным интересам граждан ст. 137 Уголовного кодекса РФ предусматривает штраф «в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев», либо обязательные работы сроком «от ста двадцати до ста восьмидесяти часов», либо исправительные работы «на срок до четырех месяцев».

За те же деяния, совершенные лицом с использованием служебного положения, п. 2 ст. 137 Уголовного кодекса РФ предусматривает штрафные санкции, либо лишение «права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет», либо арест «на срок от четырех до шести месяцев».

Таковы морально-этические и правовые требования, которыми должны руководствоваться в практической деятельности журналисты и работники всех пресс-служб Российской Федерации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пресс-секретарь | Жасанды интеллект технологиялары
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.