Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Бытие духовного, идеального: сознание и мышление

План:

1.Идеальное и формы его бытия. Плюрализм мнений в философии о Духе, душе, идеальном.

2.Формы отражения и мышления. Мышление и язык. Мышление и мозг.

3.Основные черты и функции сознания. Общественная природа сознания.

4.Структура сознания и психики. Отражение и творчество. Самосознание.

 

Вступление. Мы уже знаем, что в основе бытия мира лежит взаимодействие противоположностей: материального/идеального, физического/психического, материи /сознания, объективного/ субъективного, мышления / языка.

Основные категории темы: Дух, Духовность, душа, психика, сознание, мышление. В прошлой теме бытие человека мы говорили о единстве трех его проекций: телесная, душевная (психическая), духовная (мышление, сознание, само сознание).

1Вопрос. Духовная и душевная жизнь отличается по своей структуре (менталитет), сущности и функциям, она имеет качественно иную природу, но без материально - телесной оболочки,- идеальное на Земле существовать не может.

В религиозной философии антитеза дух - тело достигла максимума: «Плоть немощна», греховна, земная, тленна, пассивна, зависит от природных и социальных закономерностей. Тело испытывает страсти и страдания, голод, жар, холод, жажду, влечения, - но его потребности насыщаемы. Дух, душа активны, хотя тоже «тоскует», «томится», «алчет», «скорбит», но в отличие от материальной, духовная жажда неутолима.

Попробуем разобраться с категориями «Дух» и «Душа». При их схожести они относятся к разным идеальным качествам и структурам.

Душа, душевность в философии относятся к эмоционально-нравственной стороне жизни (отзывчивость, сострадательность, доброта, моральные качества). Это идеальная реакция на внешний мир, отношения с Другими, события. Душевность не случайно отождествляют с сердечностью. Вместилище души - сердце, наиболее полно такая идея воплотилась в «Философии сердца» Юркевича. Душа – чаще всего понимается на индивидуальном уровне, но также говорят о душе народа (его системе ценностей и моральных норм- Г.Шпет) а иногда о Душе мира (Андреев. Роза мира).

«Дух» - обычно соединяют с волей и сознанием, с Идеей, с субъектными свойствами, с активностью. Духовная жизнь не только субъективна. Она имеет и объективированные формы (искусство, мораль, религия, наука, философия) и даже материализованные (техника, архитектура). «Сила и полет Духа» выражает такие качества как решительность, устремленность к идеалу, настойчивость, смелость, творчество. Это то, что побуждает к действиям, к активности. Дух также существует в индивидуальной, групповой и мировой форме (Мировая Воля, Космический Разум) или Национальный Дух = Национальная идея – проект развития нации на будущее.

«Идеальное» не только противоположно материальному, оно в материальном воплощается, по крайней мере в жизнедеятельности людей.Но многообразие форм бытия идеального понималось в разных философских учениях по – разному.

А. Субъективный идеализм. Реальные предметы лишь комбинация данных органов чувств, утверждал основатель данного подхода Беркли. Субъект сознания - индивид, отдельный человек. Напр. Фихте утверждал: «Мое сознание творит мир», а физик и философ эмпириокритицист к.Х1Хв. Мах писал «Мир есть комбинация моих ощущений». Вне индивидуального сознания духовное, идеальное не существует или трансцендентно (непознаваемо). Таким образом, фиксируется реальный факт, что вся информация о внешнем мире поступает в наше сознание через органы чувств. Только этот факт абсолютизируется, вырывается из общего контекста взаимодействия человека с миром. Ими игнорируется:1) что сами органы чувств зависят от ЦНС, а мозг человека материален (то есть идеальное без материального не существует).

2) идеальные образы соответствуют реальным предметам, что обнаруживается через практику.

3) что сами образы могут возникать только во взаимодействии человека (материально-идеальной единой системы) С ВНЕШНИМ МИРОМ.

4) СУЩЕСТВУЮТ ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ПСИХИКИ.

5) Следуя логики данного подхода - никакой истины быть не может: каждое индивидуальное сознание понимает и воспринимает мир абсолютно по-своему и не понимали бы друг друга. Но люди как то понимают друг друга.

Дидро, который исследовал нейрофизиологию человека и критиковал взгляды суб. идеализма, которые ведут до солипсизма, т.е отрицания реального существования других людей. Он писал: «Это сумасшедшее фортепьяно, которое вообразило, что оно само на себе играет», а Плеханов (марксист, меньшевик) в конце.19 века отмечал: «Можно подумать, что не мать родила Беркли (основатель этого направления), а Беркли родил сам себя.»

Особо стоит учение Дени Декарта «о врожденных идеях» и утверждение: «мыслю = следовательно существую». Кант также писал об а-приорном(до-опытном) знании, как одном из видов знания. Но об этом более подробно в след. Лекции «Познание».

Что же справедливо в суждениях суб. идеалистов?

1. Специфика идеальных образов. 2. Активность сознающего (познающего) субъекта. Для меня предмет существует только, когда я его воспринимаю или о нем мыслю (вспоминаю), когда я с ним взаимодействую (теоретически или практически) 3. В нашей голове сначала возникает идеальный образ, а уже потом мы его создаем практически (чертеж, схема, рисунок, вещь), не случайно Ж.П.Сартр (экзистенционализм, сер.20 века) главным сущностным свойством сознания считал ПРОЕКТИВНОСТЬ. (создание проектов будущего).

В. Объективный идеализм. Стремясь сохранить и подчеркнуть первичность Духа и активность Идеального в создании, познании и изменении мира, но не впасть в солипсизм и субъективизм философы данного направления в качестве субъекта Идеального называют надиндивидуальную, надмировую сущность, субстанцию: Б-Г (все религ.филос.), Мировой Разум (Вернадский, Рерихи), Мировую Волю (Шеллинг), Мир идей (Платон), Абсолютная идея (Гегель), который воплощаяются в материальном мире, в коллективном Духе (культура, общество) и субъективном Духе (индивидуальном сознании). Индивид лишь носитель сознания. Идеальное для них не менее объективно, чем материальное, природное. Вселенское сознание творит мир и индивидуальное Сознание, оно вечно и первично, Высшая сила.

Позитивные моменты этого подхода:

1.Творческая активная роль сознания. 2. Объективный характер содержания сознания, в том числе индивидуального. 3.Многообразие форм и уровней бытия

идеального: индивидуальные, групповые, коллективные..

Но есть вопросы, на которые идеализм не смог ответить:

1. Как возникают в сознании идеи, образы, мысли?

2.Убедительное доказательств существования надмировой Духовной субстанции пока нет. Не случайно Терьяр де Шарден, Кант, русские космисты и пр. пишут о ноосфере, информационном поле Вселенной, духовной энергии вместо Б=Га.

А вот как описывает учения восточных философов древности Кастандиа: «по представлениям индейцев и др.эзотерических учений человеческая индивидуальность («Я»= сознание индивида) не исчезает после смерти, а распадается на составляющие… В буддизме индивид. сознание состоит из единства 4-х элементов «скандх» (интересно что геном человека тоже состоит из 4=х соединений). После смерти, набор «скандх» распадается подобно мозаичному узору и соединяется в новый узор, так возникает новое индивидуальное сознание. Этим процессом управляет сила, кот. называется «татхагата–гарбхи». В такой модели сознание есть общее хранилище информации, которое тем не менее динамично перестраивается. И есть связь между индивидуальными формами и всеобщим Духом.

С. Материалистическая концепция сознания утверждает, что идеальное не существует без материального и является его продуктом или функцией. Уже у Демокрита атомы души были материальны, только более мелкие, невидимые и прозрачные, стоики выделяли особы вид материи «пневма»=душа, теплое дыхание образованное при соединении огня и воды. Гилозоизм и анемизм, течения широко представленные во все эпохи и во всех странах - наделяют душой либо все живое, либо все сущее и камень и река имеют душу…Сег.эксперименты с растениями показали, что они реагируют не только на материальные воздействия, но и на слова (см. сб. эффект Кирльяна), помнят «обиды» и т.д.

Сег. это называют не душой, а формами отражения см. рис.2 (чувствительностью), начало такому подходу положено Д.Дидро. Он изучал НС, открыл условный рефлекс у живых существ и сделал вывод, что мышление присуще только человеку, но все остальные предметы и существа обладают более простой способностью отражать (оставлять в своей структуре изменения, «следы» взаимодействий с другими телами и предметами). В неживой природе – отражение пассивное - это следы без реакций (усталость металлов, коррозия, резонанс и пр.) в живой природе – активное отражение, с реакцией (фотосинтез, торможение развития, рост, реагирование на сигналы) и опережающее отражение действительности (Анохин).

Философы Нового времени ос. много занимались проблемой сознания. У Спинозы мышление - атрибут материи, одна из ее функций (также потом трактует марксизм). Фр.Просветители 18в. полагали, что «Разум - это свойство природы!» то есть субъектом созн. выступает Природа. Напр.Локк вывел теорию сознания как «чистой доски» (tabula rusa), на которой Природа оставляет отпечатки. Сознание – у них пассивно, лишь реагирует на внещние сигналы. Отражение понимается буквально (Идеальный образ предмета - точная зеркальная копия.). Большинство философов материалистов того времени трактуют сознание упрощенно. Были и механистические трактовки (Ламетри выпустил трактат «Человек-машина»).

Гл. недастаток такого подхода: 1) Не видели специфики идеального от материального 2) Отождествляли мысль и предмет мысли, 3)Не могли объяснить активности сознания, творчества и новых идей 4) Считали мысль материальной. Крайнее мнение в этом направлении нашли в работах немецких физиологов 19в. (Фохгт, Бюхнер, Молешотт),которые утверждали: «Подобно тому как печень вырабатывает желчь, мозг выделяет мысль». Такая позиция получила название «вульгарный материализм» и критиковалась марксистами, которые решили подойти к вопросу о взаимосвязи материального и идеального, индивидуального и общественного сознания, Духа и отражения, Субъективного и Объективного диалектически.

Г. Марксизм. Сознание –есть активный творческий процесс отражения и преобразования действительности в ходе практического и теоретического взаимодействия субъекта с объектом. Сознание всегда имеет общественную природу, даже индивидуальное. Сознание – это диалектический процесс, деятельность по получению знаний. Со-знание (совокупное, совместное знание).

 


Вывод 1. Практическая и теоретическая деятельность субъекта, связаны неразрывно и связью их выступает сознание. Деятельность в отличие от поведения всегда осознанная.

Вывод 2 К.Маркс писал: «На духе с самого начала лежит проклятие быть отягощенным материей» (здесь две дискусионные проблемы - мышление и мозг, мышление и язык).

Вывод 3. Как мы видим нет единства взглядов на проблему Духа и сознания в истории философии, но как мы увидим нет единства взглядов и в современной философии и науке.

2вопрос. Теоретическое взаимодействие субъекта с объектом – это не только процесс отражения (хотя он тоже имеет место как восприятие), но и процесс мышления, который включает творческое преобразование и переработку информации, ее оценку, анализ, прогноз, построение новых проектов, разработку программ практического действия.

Необходимо различать деятельность сознания (формы психической и мыслительной деятельности = когнитивные процессы) и собственно сознание = как результат этой деятельности, некие ментальные (смысловые) идеальные структуры, имеющие специфические пространственно-временные характеристики, меняющиеся состояния и черты. О превращенных формах сознания писали многие философы, напр. К.Маркс о «товарном фетишизме».

Сознание (личности, общины, нации) возникает и формируется в процессе взаимодействия субъекта со средой (природной и социальной). Внутренняя жизнь, внутренний мир, фиксируемый категориями «Душа», «Дух» формируется и изменяется под давлением сл.факторов:

  • Генетические программы
  • Социальные условия и нормы
  • Индивидуальные и групповые особенности развития
  • Особенности геоприродной и урбанизированной материальной (архитектурной) среды.

Отражение - действительно всеобщее свойство материи, только на каждом уровне материи существуют свои специфические формы отражения. См. Рис 2 Формы отражения (самост. Выучить по учебникам) и рис.4 Структура психики: сознательное и бессознательное.

ВЫВОД. Мышление – это идеальная деятельность человеческого сознания, но эта деятельность реализуется только на основе и во взаимодействии с материальными системами и другими людьми.

Язык и мышление. Язык не равен речи. Язык включает вербальные и невербальные, устные и письменные способы коммуникации. У животных есть язык, сигнальная система, но нет речи (2 сигнальная система). К.Маркс ошибался, когда наз. язык материальной (знаковой) системой. Язык- это система, единство знаковой (графика) и звуковой системы (фонетика) и системы значений (семантика).

ЯЗЫК = (Знак – материальное / значение - идеальное) – система способов мышления и общения, наделенная смыслами.

В процессе общения, воспитания и самой жизни ребенок осваивает:

· Модели действия ( идеальное содержание практического действия, способы использования материальных предметов и управления своим телом);

· Значения и конструкции языка (грамматику и лексику) - идеальные конструкции, которые подкрепляются зрительными и слуховыми образами (знаками и звуками);

· Формы мышления: логика, установки, стереотипы, интуиция

Все вместе это и формирует сознание. Опыт обучения слепо глухонемых детей в Загорске показал, что мышление формируется в практическом взаимодействии и языковых формах. Хотя наши мысли «свернутые», но чтобы понять мысль для себя и про себя мы должны облечь ее в слова. Хотя в языке есть различия (в немецком -21 глагольная форма, а в русском 40% - оценочных суждений, созерцательность. В русском связки между существительными 67% -это предлог «в» - встроенность, ограниченность, подчиненность (матрешка, квадраты в которые мы вписаны), в англ. основная связка “of” или “The” как принадлежность соотнесенность, но рядоположенные), однако существуют общие законы и формы языка (протоязыка).

Вывод 1. Сознание ребенка не «чистая доска» (Локк) и не губка, оно избирательно и индивидуализированно и развивается в 2 –х взаимосвязанных процессах:

У-свое-ние - моделей поведения через игру, подражание, практ. обучение, запоминание информации, здесь личность - объект и носитель сознания.

О-свое –ние - интериоризация, понимание и переработка внешней информации во внутренних ментальные структурах, встраивание в тезариус собств. индив. систему знания, кодирование. К кодам относятся языки (в широком см.слова), клише (в т.ч. ритуалы, готовые формы мысли и языка),стереотипы. Основные виды кодирования: слова, цифры, образы.

Язык и сознание у ребенка развиваются одновременно. Язык –орудие мысли и способ коммуникации, но мысле-деятельность и мысле-коммуникация различают в игротехниках. Многозначность слов. 1-о слово имеет разные смыслы в разных культурах. Сравнением естественных и искусственных языков, в том числе языков науки и компьютерных занимался лингвистический неопозитивизм, в частности Л.Витгенштейн. Он открыл в 50-60г.г. ХХ века закон увеличения невежества, в том числе профессионального, с расширением компьютеризации, что сейчас уже осознали все.

Вывод 1.Язык - знаково - символическая система. Язык имеет культурно-социальную природу и меняется вместе с изменениями в обществе (новые слова, новые значения старых словах, даже правила) СМСки искалечили книжный литературный язык до полной безграмотности, заимствование инстранных слов, их внедрение (отксерить, перексерить Сознание же человека такое же, как было у краманольцев (эпоха неолита).

Вывод 2. Осваивая язык, мы одновременно осваиваем модели и формы мышления и действия, поведения. См. об этом Сепир. Отношение норм поведения и мышления к языку.

Мышление и мозг.

Хотя компьютер и создан по аналогии с человеческим мозгом, но мыслит весь человек, работает его мышечная память, его душа, интуиция. Искусственный интеллект работает по четкой однозначной программе, алгоритме или аналоговом принципе. Так же реагируют животные, каждый сигнал там имеет строго определенное значение. Тогда как у людей слова многозначны, а смыслы извлекаются из контекста, подтекста. установок, ожиданий в процессе диалога или взаимодействия. и пр. Естественный (человеческий) интеллект работает и на алгоритмах, на аналоговых системах и на ассоциативном принципе, - больше возможностей, больше степеней свободы, больше непредсказуемости результатов мыслительной деятельности.

Вывод 3. Сознание и мышление не функции мозга (нет врожденных идей, есть генная память, но она в подсознании). «Мыслит не мозг, а человек при помощи мозга».(Ильенков. Вещи и идеи)

III в. Основные черты сознания как формы бытия идеального и на уровне индивида и на уровне социума.

· СУБЪЕКТНОСТЬ (не путать с субъективностью), означает принадлежность какому-либо субъекту, сознающему мир и себя. Сознание всегда чье-то сознание (Кант наз. это трансцендентальным субъектом апперцепции «Я», а Рубин просто «я голоден»).

· СЛИТНОСТЬ, ЦЕЛЬНОСТЬ сознания, единство и взаимосвязь всех его структурных элементов.

· СТРУКТУРНОСТЬ, расчленность содержания сознания субъекта и осознанности (переживаний, оценок субъектом содержания сознания). Рис.3 Треугольники

· ПРЕДМЕТНОСТЬ сознания. Гуссерль наз.эту черту интенциональностью, направленностью вовне, иначе говоря, сознание есть всегда знание о чем-то. «Мысль о….» (М.Мамардашвили), чувство «к кому-то или чему-то», мысль по поводу. Кант наз это целеустремленностью человека, в отличие от целесообразности животных.

· ИДЕАЛЬНАЯ ПРИРОДА феноменов сознания. Мысленный образ предмета не есть его тождественная копия, он лишь похож, подобен, они различны и по форме, и по строению, и по функциям.

· ЦЕННОСТНОСТЬ, оценочность всех образов сознания. Ценности и придают смыслы словам и событиям. Миро-переживание играет важную регулирующую, мотивирующую и охранную роль. Идеализация реальности и стремление к достижению идеала на практике, проективность сознания связана именно с этой характеристикой.

· КОНКРЕТНОСТЬ СОЗНАНИЯ. Это принцип реальности З.Фрейда, который сравнивал сознание с узким лучом прожектора направленного на конкретный предмет или интеллектуальную проблему. На что направлено внимание - там наше сознание. Не случайно сег. техники позитивного программирования гласят: «Мы там, где наши мысли, так будьте в хорошем месте» (Менахем Мендл Шнеерсон). Сег. Техники психотерапии: «Думай о хорошем! - будет хорошо». Сознание всегда конкретно и сконцентрировано на объекте восприятия или мышления. К. Винер вычислил, что наш мозг может обрабатывать 5+- 2 сигнала в секунду. Невозможно думать о двух вещах одновременно, делать можно два дела сразу, например, на лекции философии заниматься посторонними вещами, а думать о нескольких вещах сразу – нельзя.

· ЗНАКОВОСТЬ СОЗНАНИЯ означает, что все идеальные образы чувственные или рациональные, модели и структуры сознаня закодированы. Сигналы и знаки, с помощью которых они обрабатываются, встраиваются в систему знаний (ваш внутренний тезариус) и с х же помощью в нужный момент вынимаются оттуда. З.Фрейд описывал свой процесс мышления как огромный шкаф с множеством ящичков с надписями на них. Один ящик открывается, другой закрывается. Но это скорее память, а не само мышление. Специальными приемами мнемотехники процесс запоминания можно у себя развивать и совершенствовать, увеличивать объем и скорость обработки информации. Но тренировка мышления требует иных приемов.

· АКТИВНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОЗНАНИЯ. «Сознание не только отражает, но и творит мир» (В.И.Ленин), согласно потребностям, идеалам, мечте. Ковер-самолет, скатерь-самобранка, сани едут сами - уже воплотились в жизнь.

Функции сознания. Уже вообще то звучали, но обобщим еще раз

1.Отражение и восприятие информации с помощью органов чувств (ощущения, восприятие, представление – формы чувственного познания дом. задание к сем. Познание). Когнитивная функция. Например, я скажу: Роза….

2.Понимание и переработка информации, полученной от органов чувств мышлением (понятия, суждения, умозаключения. – формы рационального познания – дом. задание к сем. Познание) Познавательная функция.

3.Создание новых идеальных образов, проектов будущего. ТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

4.Оценка и переживание воспринятого, понятого и придуманного.-Эмоционально-побуждающая функция.

Отсюда К.Юнг выделял 4 типа мышления: 1) Сенсорно-синкретический, он отвечает за художественно-образную деятельность (доминантное правое полушарие, центр кузнечика), 2) Интуитивный - А.Бергсон считал главным (развиты одинаково оба полушария, основная обработка информации идет в подсознании), 3) Мыслительный (абстрактно- логический, домин. лев. полушария, центр Брока), 4) Эмотивный (воспринимает и решения принимает чувствами).

1Ув. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ определяется как раз вышеперечисленными чертами и качествами сознания.

Еще Аристотель выделял 2 типа мышления: 1/ Теоретический – направлен на познание всеобщего, современные философы наз. его научным или дискурсивным (объясняющим).2/ Практический – направлен на применение всеобщего к частным случаям. И.Кант также разделял Теоретический: Рассудок и Разум и Практический Разум, последний связан с нравственностью в поступках. В совр. Философии это направления праксиология (основатель Лукач,30-е г.г. ХХв.) и операционализм (распространен прежде всего в Англии) занимаются разработкой и изучением мыслительных операций. ТРИЗ –техника решения изобретательских задач.(60-70г.г.ХХв.) новосибирский ученый Альтшулер. Именно здесь разделили мысле-деятельность и мысле-коммуникацию. М. Хайдеггер разделял разум осмысляющий и разум вычисляющий.

Сег. Есть другие классификации: Дисциплинарный тип мышления (понимание причинно-следственных связей и сути вещей) – связанный с формальной логикой. Синтетический тип мышления (понимание процессов комплексно и системно, междисциплинарный подход, ТРИЗ). Креативный тип мышления (принципиально новое, открытый код), респектологический тип мышления (только через коммуникацию приходит понимание и новые мысли человек - другой человек); этический тип мышления (человек-роль).

Еще совр. Философия выделяет Ценностный или аксиологический раздел сознания, который оценивает всю информацию и события с т. зр. норм и идеалов, ценностей и чувств. 4-й элемент Коммуникативная сфера = языковая компетентность, знаково-символическая система содержания сознания. См. Рис.3 Треугольники.

А что собственно мы делаем, когда думаем? И чем занято наше сознание, когда не думаем? Учитель дает детям решать задачу, что они при этом должны делать? На экзамене студенту преподаватель говорит: «не верно, подумайте еще». А как? Удав в мультфильме «38 попугаев» говорил: «У меня есть мысль, и я ее думаю?». Что он с нею делал? А может не я думаю мысль, а она меня? И в мысли (конструкциях, законах логики), и в языке есть предписывающие диктующие механизмы, которые нас ведут. А может мне мысли кто-то диктует, подключился к ноосфере или Космическому Разуму и все - не надо самому напрягаться. Что собственно и делают студенты, подключившись к Интернету. Но возникает вопрос, если пищу для тела мы тщательно пережевываем, чтобы усвоилось хорошо, то почему «пищу для ума» мы глотаем целиком, не переработав, не «пережевав» и выводим в отходы без переработки.

Но дело в том, что думать нас в общем то не учат. Копать грядки, убирать в квартире или читать - учат, а думать – нет. Поэтому думаем, как получится или по инерции. Интеллектуальная практика требует тренировки и научения, так же как и телесная.

Количество информации не всегда переходит в качество (знания), если нет переработки - знания не появляются, а информация очень быстро забывается. И.Кант говорил, что умный или дурак,- это не от рождения, а от воспитания, но до 6 лет. Можно быть доцентом, преподавателем логики, но думать не уметь. Повторяет человек зазубренные чужие мысли и определения. Можно заучивать и знать наизусть огромные тексты, формулы, иностранные слова, делать сложные вычисления в уме, но это простое воспроизводство чужого, репродуктивная деятельность. Как вся архитектура г.Днепропетровска последние 20лет.

Проблема творчества. Собственно процесс мышления – это внутренняя коммуникация с самим собой. Процесс мышления начинается, когда нет готового решения, когда человек сталкивается с проблемой, которую решить прежними способами не получается, когда ответа в конце учебника нет. Мыслить = это сомневаться, спорить с самим собой, доказывать себе и Другим, что ты прав. Есть различия внутренней мысли (свернутой) и внутренней речи (это как СМС) и внешней сформулированной мысли в речи для других. В последнем случае - больше четкости, структурированности, аргументации, пояснений, обоснований.

Традиционное обучение - «делай как Я», бери готовое знание, набирай навыков и привычек использовать шаблоны, форматы, готовые программы, все ответы известны, - здесь нет мышления, а есть зазубривание. Это метод обучения по типу «наполнения пустых сосудов». Но тогда сознание превращается в автоматизированную систему, работающую по заданным извне программам, то есть в машину, в робота и тогда прав Ламетри. Но если человек анализирует и перерабатывает получаемую информацию, обобщает, делает свои выводы, перерабатывает программы в новые, тут он проявляет свою индивидуальность мышления.

Интересна и полезна сегодня разделения типа мышления на 3 категории:

· «лазерный» ум («вглубь» нацеленный на результат, на прибыль, точечный, выгода и успех здесь ситуативные, точечные, а знания фрагментарные) это у Хайдегера «вычисляющий Разум»;

· «профанный» ум (понемногу обо всем, но ни о чем конкретно, «по–наслышке», слово знаю, а объяснить смысл не могу)- дилетант, сег. таких большинство;

· «прожекторный» или инсайтный ум (творческий, креативный, системный), когда человек может знания из одной области/ситуации перенести в другую.

У одних людей сильнее развита Психическая деятельность (Память и Рассудок) логика здравого смысла, формальная логика, отражательные способности - эти люди, как правило, отличники, у них хорошие отражательные способности. Но плохо с креативностью. Они прекрасные исполнители, но не творцы. У других больше развито синтетическое мышление, воображение и интуиция, они мыслят с помощью диалектической и парадоксальной логики. У них хорошие креативные способности и постижение смысла, но плохо с пунктуальностью и исполнительной деятельностью.

Барьеры творчества - Стереотипизация мышления и автоматизмы сознания, не критическое восприятие, вера в авторитеты. Вместо запоминания надо понимать материал = это уже порождающая способность. Понимание предполагает постижение смысла увиденного, прочитанного, услышанного, а не только значений (определения понятий нужны только, чтобы обозначить предмет дальнейших размышлений), тогда из новых смыслов рождаются новые значения, новые идеи и проекты.

Этапы рождения мысли. На первом этапе - мысль смутная,2 этап - словесное выражение сути мысли, 3 этап- понимание, анализ, доработка, развертывание 4 этап - обоснованное высказывание – 5 этап новая мысль. (спираль).

А вот как об этом процессе пишет философ иудаизма (Шнеур Залман из Любавичей (Польша) в 18 веке) в работе «Руководство для сомневающихся». Хохма (мудрость)— первая ступень возникновения мысли. Она существует в чистой форме (неявленной в образах, знаниях, словах -Л.Е.Ч.). Творческая интеллектуальная активность берет начало от “вспышки”, “отправного пункта”. Если переставить буквы, можно получить слово коах-ма — “то, что пребывает в потенции”, что означает — неясная, не имеющая четких границ и точных смыслов мысль. Она в “пункте” уже содержит потенциально целостную концепцию, подобно как семечко содержит в себе будущее дерево. Бина (понимание или познание) — вторая ступень. На ней идея получает умственную “вербализацию”, оформляется, с ней соотносится выражение “буквы мысли”. Идея приобретает воплощение, масштабность, глубину, внешний облик. “Пункт” разворачивается в структуру. Мысль анализируется и разрастается. Слово “бина” сходно со словом “бана” — строить. Даат (знание) — результат взаимодействия “хохмы” и “бина”. На третьей ступени мысль достигает полной зрелости и требует реального выражения. Это не только завершающая фаза процесса рассуждения, но и контролирующая сила интеллекта. Она подчиняет внимание и сосредотачивает на представлениях, возникших в душе. Подкрепляя умозрительные выводы силой зрелого убеждения и полной приверженности, «даат» выступает связующим звеном между разумом и чувствами. Она же связана с функциями самоконтроля и критики, сомнения, проверки мысли на правильность выводов. (1.)

Э де Боно выделяя реактивное, взвешенное, креативное, оперативное и картографическое мышление, считает их необходимыми последовательными стадиями, которые должен пройти размышляющий, условно говоря меняя на своей голове «шляпы» разного цвета,функции и мыслительные операции или разные позиции субъекта в отношении объекта мысли.

  • Белая шляпа -опора на цифры и факты;
  • Красная шляпа - опора на эмоции;
  • Черная шляпа - опора на критику;
  • Желтая шляпа - опора на оптимистическое восприятие;
  • Зеленая шляпа - опора на новые идеи и творческий подход;

· Синяя шляпа - опора на управляемость мыслительными процесами и синтез, выводы из всех этапов.

Схема 5. Закон трапеции показывает процесс развития сознания индивида с течением жизни. Но это не предзадано, можно развиваться иначе. Можно продлить интеллектуальную силу и в пожилом возрасте, если тренировать мышление всю жизнь. Не разгружаться, а загружаться. Чтобы избегать автоматизмов, надо развивать у себя творческие способности. Это не значит, что автоматизмы и стереотипы - это плохо. Использовать чужой опыт и знания правильно, где они релевантны (подходят). Это экономит силы и время. Навыки и умения (автоматизмы и стереотипы) часто ведут к успеху, там где ситуация очевидна и однозначна. Все мы учимся друг у друга. Опыт человечества экономит нам время на поиск, придает уверенность, профессиональную компетентность, надо только уметь их правильно применять. До недавнего времени главным показателем развития интеллекта был тест АйКью. Он и сейчас широко применяется. Этот тест хорошо отражает развитие формально-логического репродуктивного мышления, так наз. вычисляющий интеллект, но он не отражает творческих способностей. Как говорили еще древние: «Многознание - уму не научает». А избыток информации мешает пониманию и принятию решений. Поэтому теперь наряду с тестом Ай Кью (ниже определенного уровня интеллект - человека не назначат на руководящую работу) применяются тесты на креативность, способы принятия решений, соц. качества и моральные установки, то есть проверяется вся сфера духовных качеств и характеристик.

Предпосылки и факторы мыслительного процесса:

а) сомнение, неудовлетворенность предлагаемыми решениями или объяснением;

б) спор с самим собой, неуверенность в правильности своего решения;

в) желание найти новое решение;

г) стремление к совершенству;

д) творческая или научная задача.

Творчество можно считать перегруппировкой, перекомпоновкой старого, известного, новый взгляд на проблему, но бывают и принципиально новые решения: новые художественные приемы, смыслы, формы коммуникации, идеи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Клиника. Крапивница и ангионевротический отек | Более подробно процесс творчества и его составляющие изучите дома самостоятельно
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.