Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы сбора информации в социологическом исследовании




Дополнительный материал для самостоятельной работы

ВЫВОД

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

Профессиональные социологи считают составление програм­мы важнейшей процедурой подготовительного этапа любого соци­ологического исследования, поскольку именно программа исследо­вания - представляет собой научное изложение теоретико-методоло­гических, методических и процедурных основ (предпосылок) будущего эмпирического поиска.

Именно в программе социолог структурирует:

- цели и задачи исследования,

- формулирует всевоз­можные гипотезы, которые нужно подтвердить или отвергнуть на последующих этапах исследования.

- от ее структуры и содержания зависит глубина анализа фактов, размер анкеты, содержание воп­росов, их формулировки и т.д.

 

В программе социологического исследования принято выде­лять два основных раздела: теоретико-методологический и мето­дический (процедурный).

СЛАЙД

 

Теоретико-методологический раздел программы предполагает:

- формулировку проблемы исследования,

- определение объекта (т.е. социальных носителей проблемы),

- предмета изучения,

- постановку цели и задач исследования,

- уточнение и интерпретацию основ­ных понятий, а также

- поиск эмпирических индикаторов, позво­ляющих зафиксировать и измерить количественные параметры изучаемых явлений и процессов.

 

 

СЛАЙД

Методический раздел программы включает в себя:

- разработ­ку принципиального (стратегического ) плана исследования,

- обоснование модели выборки и способов отбора единиц изуче­ния,

- выбор метода сбора информации, а также

- построение ло­гической схемы основных процедур будущего анализа исход­ных данных.

СЛАЙД

Таким образом, социологическое исследование

— сложный и трудоемкий процесс научной деятельности.

 

Качество социологи­ческой информации во многом зависит от предварительной ме­тодолого-методической (программной) проработки всех этапов и процедур исследования.

 

 

Как уже говорилось, в социологии существуют четыре основ­ных метода сбора данных: социологический опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент.

На сегодняшний день в практике социологических исследова­ний наиболее популярен метод опроса. Опрос — это способ не­посредственного или опосредованного сбора первичных вербаль­ных данных[1], «незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельнос­ти, мнениях»[2]. С его помощью в мире собирается от 90 до 95% всей социологической информации.

Исследователи считают опрос почти универсальным методом познания социальной реальности, поскольку именно он предос­тавляет возможность фиксации субъективных состояний челове­ка, которые обычно не находят выражения в его повседневном поведении. Опрос позволяет мысленно моделировать любые си­туации, чтобы выявитьустойчивость склонностей, мотивов, ус­тановок, побуждений, которыми руководствуется человек[3].

Помимо изучения субъективных состояний людей, с помо­щью опросных методов можно получить информацию и об объек­тивных явлениях, не зафиксированных в документальных источ­никах («Сколько у Вас детей?», «Каков Ваш совокупный доход?» и т.п.).

Классификация опросных методов может проводиться по не­скольким основаниям. Так, например, в зависимости от формы общения различают очные и заочные опросы. По количеству рес­пондентов, одновременно участвующих в исследовании, при­нято выделять индивидуальные (персональные) и групповые опросы. С точки зрения источника получаемой информации опросы де­лятся на массовые, в которых участвуют самые различные катего­рии населения, и специализированные, предназначенные для изу­чения мнений целевых групп (покупателей, телезрителей данно­го канала и т.д.).

Кроме того, существуют два больших класса опросных мето­дов, выделяемых в зависимости от способа коммуникации между социологом и респондентом (письменная или устная форма об­щения): анкетный опрос и социологическое интервью.

Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем ответы регистрируются респондентом либо наедине с са­мим собой (и тогда речь идет о заочном опросе), либо в присут­ствии анкетера (очный, прямой опрос)[4]. По сравнению с интер­вьюированием анкетный опрос является более дешевым и опера­тивным. Анкета как инструмент сбора информации представляет собой объединенную общим исследовательским замыслом систе­му вопросов, направленных на выявление количественно-каче­ственных характеристик объекта и предмета изучения[5].

Существуют следующие разновидности анкетных опросов.

1. Раздаточное анкетирование. Оно может осуществляться в двух основных вариантах: индивидуальное анкетирование и группо­вой (аудиторный) опрос. При проведении индивидуального анкет­ного опроса респондент получает анкету из рук анкетера и запол­няет ее в его присутствии. Групповой (аудиторный) опрос — метод единовременного, но индивидуального анкетирования опрашиваемых, собранных в одном помещении.1 Очевидно, что группо­вое анкетирование экономичнее раздаточного. При условии ква­лифицированной организации групповые опросы повышают у человека психологическое ощущение анонимности.

2. Почтовый опрос. Эта форма заочного индивидуального ан­кетирования является достаточно распространенной, особенно в тех случаях, когда нет возможности лично встретиться с респон­дентами (например, при большом географическом разбросе вы­борки или при отсутствии постоянной сети анкетеров). Она основа­на на почтовой рассылке анкет. Многие специалисты не доверяют результатам почтовых опросов из-за множества методологических проблем, главной из которых, пожалуй, является низкий про­цент возврата заполненных анкет. Вместе с тем на сегодняшний день известно немало способов стимулирования возврата вопрос­ников. Например, напоминание респондентам по телефону, «воз­награждение» в виде подарка — сувенира и т.п. Эти приемы повы­шают надежность данного метода и расширяют возможности его использования в социологии.

3. Прессовое анкетирование — вид опроса, при котором анкета публикуется в печатном периодическом издании с просьбой за­полнить ее и выслать в адрес редакции газеты или журнала.

4. Теле- и радиоопросы. Перечень интересующих исследовате­лей вопросов транслируется по радио или телевидению либо за­ранее публикуется в газете, а затем респонденты звонят, называя кодовые номера своих ответов (и это напоминает ситуацию теле­фонного интервью). Основное преимущество такой формы опро­са состоит в возможности оперативного сбора информации и ее немедленной компьютерной обработки (например, в телепереда­че компьютер часто демонстрирует на дисплее динамику реакций телезрителей). При этом, как считают специалисты, к триста пя­тидесятому ответу данные стабилизируются, а случайная ошибка не превышает 5,5 %2.

5. Интернет-опросы. Это пока мало распространенная, а пото­му малоизученная разновидность опросов, хотя многие периоди­ческие издания и телеканалы проводят такого рода исследова­ния, например, с целью выявления рейтингов популярности теле-и радиопередач.

Социологическое интервью — метод сбора социологической информации, основанный на вербальном социально-психоло­гическом взаимодействии между респондентом и интервьюером с целью получения данных, интересующих исследователя1. Ин­тервью — это целенаправленное общение, беседа, проводимая по определенному плану и предполагающая прямой контакт ин­тервьюера с опрашиваемым.

Существует немало разновидностей интервью.

а) По содержанию беседы различают документальные интервью, проводимые с целью изучения событий прошлого, получения фактографической информации и интервью мнений, которые
используются для выявления оценок, взглядов, суждений, т.е. для
сбора данных о субъективном мире респондентов.

б) По способу организации интервью можно классифицировать на индивидуальные и групповые. Персональное интервью представляет собой беседу между интервьюером и респондентом «с глазу
на глаз» по определенному кругу вопросов. Групповое интервью —
это планируемая беседа, инициируемая интервьюером, в процессе
которой последний стремится вызвать дискуссию в группе по заданной проблематике. Чаще всего подобные интервью проводятся с помощью метода «фокус-групп»2.

в) По технике проведения выделяют интервью свободные
(длительная беседа без строгой детализации вопросов, напоминающая скорее живое общение), полустандартизированные (помимо общей темы беседы интервьюер имеет набор обязательных для всех респондентов вопросов и обладает относи-
тельной свободой в выборе вопросов дополнительных) и стандартизированные (формализованные, предполагающие детальную разработку всей процедуры, включая план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возмож-
ных ответов)3.

г) В зависимости от особенностей процедуры интервью бывают интенсивными {клиническими, глубокими, направленными наполучение сведений о внутренних побуждениях, мотивах людей) и фокусированными, имеющими целью выявление реакций респондентов на заданное воздействие.

д) С точки зрения способа общения выделяют интервью персональные (личные) и телефонные.

Еще одним важным методом социологического исследования является наблюдение. Социологическое наблюдение — это целе­направленное, систематическое, непосредственное визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей иссле­дования социальных явлений, процессов, а также отдельных при­знаков, свойств, характеристик изучаемого объекта1.

Виды наблюдения можно классифицировать по разным осно­ваниям.

■ По степени формализации выделяют контролируемое (струк­турированное, стандартизированное) и неконтролируемое (бес­структурное, нестандартизированное) наблюдение. В первом слу­чае социолог регистрирует наблюдаемые переменные по детально разработанной процедуре, во втором он руководствуется лишь общим планом наблюдения.

■ По положению и степени активности наблюдателя различа­ют включенное (соучаствующее) и невключенное (простое) наблю­дение. Если при невключенном наблюдении социолог находится «в стороне» от изучаемой ситуации, не вступая в контакты с людь­ми, то при включенном наблюдении он анализирует события «изнутри», входя в социальную среду, адаптируясь в ней. При этом наблюдение может вестись как инкогнито (скрытое наблюдение), так и открыто (открытое).

■ По условиям организации и месту проведения все виды на­блюдения можно разделить на лабораторные, при которых объект изучения находится в искусственных для него условиях, в экспе­риментальной ситуации, и полевые, когда наблюдение проводит­ся в естественных условиях.

Помимо опроса и наблюдения, в социологии используются еще два основных метода познания социальной действительное­ти: анализ документов и эксперимент, а также ряд дополнитель­ных, пришедших из других наук (различные тестовые процедуры, социометрический метод изучения малых групп и т.д.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.