КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы сбора информации в социологическом исследовании
Дополнительный материал для самостоятельной работы ВЫВОД ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ Профессиональные социологи считают составление программы важнейшей процедурой подготовительного этапа любого социологического исследования, поскольку именно программа исследования - представляет собой научное изложение теоретико-методологических, методических и процедурных основ (предпосылок) будущего эмпирического поиска. Именно в программе социолог структурирует: - цели и задачи исследования, - формулирует всевозможные гипотезы, которые нужно подтвердить или отвергнуть на последующих этапах исследования. - от ее структуры и содержания зависит глубина анализа фактов, размер анкеты, содержание вопросов, их формулировки и т.д.
В программе социологического исследования принято выделять два основных раздела: теоретико-методологический и методический (процедурный). СЛАЙД
Теоретико-методологический раздел программы предполагает: - формулировку проблемы исследования, - определение объекта (т.е. социальных носителей проблемы), - предмета изучения, - постановку цели и задач исследования, - уточнение и интерпретацию основных понятий, а также - поиск эмпирических индикаторов, позволяющих зафиксировать и измерить количественные параметры изучаемых явлений и процессов.
СЛАЙД Методический раздел программы включает в себя: - разработку принципиального (стратегического ) плана исследования, - обоснование модели выборки и способов отбора единиц изучения, - выбор метода сбора информации, а также - построение логической схемы основных процедур будущего анализа исходных данных. СЛАЙД Таким образом, социологическое исследование — сложный и трудоемкий процесс научной деятельности.
Качество социологической информации во многом зависит от предварительной методолого-методической (программной) проработки всех этапов и процедур исследования.
Как уже говорилось, в социологии существуют четыре основных метода сбора данных: социологический опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент. На сегодняшний день в практике социологических исследований наиболее популярен метод опроса. Опрос — это способ непосредственного или опосредованного сбора первичных вербальных данных[1], «незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях»[2]. С его помощью в мире собирается от 90 до 95% всей социологической информации. Исследователи считают опрос почти универсальным методом познания социальной реальности, поскольку именно он предоставляет возможность фиксации субъективных состояний человека, которые обычно не находят выражения в его повседневном поведении. Опрос позволяет мысленно моделировать любые ситуации, чтобы выявитьустойчивость склонностей, мотивов, установок, побуждений, которыми руководствуется человек[3]. Помимо изучения субъективных состояний людей, с помощью опросных методов можно получить информацию и об объективных явлениях, не зафиксированных в документальных источниках («Сколько у Вас детей?», «Каков Ваш совокупный доход?» и т.п.). Классификация опросных методов может проводиться по нескольким основаниям. Так, например, в зависимости от формы общения различают очные и заочные опросы. По количеству респондентов, одновременно участвующих в исследовании, принято выделять индивидуальные (персональные) и групповые опросы. С точки зрения источника получаемой информации опросы делятся на массовые, в которых участвуют самые различные категории населения, и специализированные, предназначенные для изучения мнений целевых групп (покупателей, телезрителей данного канала и т.д.). Кроме того, существуют два больших класса опросных методов, выделяемых в зависимости от способа коммуникации между социологом и респондентом (письменная или устная форма общения): анкетный опрос и социологическое интервью. Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем ответы регистрируются респондентом либо наедине с самим собой (и тогда речь идет о заочном опросе), либо в присутствии анкетера (очный, прямой опрос)[4]. По сравнению с интервьюированием анкетный опрос является более дешевым и оперативным. Анкета как инструмент сбора информации представляет собой объединенную общим исследовательским замыслом систему вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета изучения[5]. Существуют следующие разновидности анкетных опросов. 1. Раздаточное анкетирование. Оно может осуществляться в двух основных вариантах: индивидуальное анкетирование и групповой (аудиторный) опрос. При проведении индивидуального анкетного опроса респондент получает анкету из рук анкетера и заполняет ее в его присутствии. Групповой (аудиторный) опрос — метод единовременного, но индивидуального анкетирования опрашиваемых, собранных в одном помещении.1 Очевидно, что групповое анкетирование экономичнее раздаточного. При условии квалифицированной организации групповые опросы повышают у человека психологическое ощущение анонимности. 2. Почтовый опрос. Эта форма заочного индивидуального анкетирования является достаточно распространенной, особенно в тех случаях, когда нет возможности лично встретиться с респондентами (например, при большом географическом разбросе выборки или при отсутствии постоянной сети анкетеров). Она основана на почтовой рассылке анкет. Многие специалисты не доверяют результатам почтовых опросов из-за множества методологических проблем, главной из которых, пожалуй, является низкий процент возврата заполненных анкет. Вместе с тем на сегодняшний день известно немало способов стимулирования возврата вопросников. Например, напоминание респондентам по телефону, «вознаграждение» в виде подарка — сувенира и т.п. Эти приемы повышают надежность данного метода и расширяют возможности его использования в социологии. 3. Прессовое анкетирование — вид опроса, при котором анкета публикуется в печатном периодическом издании с просьбой заполнить ее и выслать в адрес редакции газеты или журнала. 4. Теле- и радиоопросы. Перечень интересующих исследователей вопросов транслируется по радио или телевидению либо заранее публикуется в газете, а затем респонденты звонят, называя кодовые номера своих ответов (и это напоминает ситуацию телефонного интервью). Основное преимущество такой формы опроса состоит в возможности оперативного сбора информации и ее немедленной компьютерной обработки (например, в телепередаче компьютер часто демонстрирует на дисплее динамику реакций телезрителей). При этом, как считают специалисты, к триста пятидесятому ответу данные стабилизируются, а случайная ошибка не превышает 5,5 %2. 5. Интернет-опросы. Это пока мало распространенная, а потому малоизученная разновидность опросов, хотя многие периодические издания и телеканалы проводят такого рода исследования, например, с целью выявления рейтингов популярности теле-и радиопередач. Социологическое интервью — метод сбора социологической информации, основанный на вербальном социально-психологическом взаимодействии между респондентом и интервьюером с целью получения данных, интересующих исследователя1. Интервью — это целенаправленное общение, беседа, проводимая по определенному плану и предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым. Существует немало разновидностей интервью. а) По содержанию беседы различают документальные интервью, проводимые с целью изучения событий прошлого, получения фактографической информации и интервью мнений, которые б) По способу организации интервью можно классифицировать на индивидуальные и групповые. Персональное интервью представляет собой беседу между интервьюером и респондентом «с глазу в) По технике проведения выделяют интервью свободные г) В зависимости от особенностей процедуры интервью бывают интенсивными {клиническими, глубокими, направленными наполучение сведений о внутренних побуждениях, мотивах людей) и фокусированными, имеющими целью выявление реакций респондентов на заданное воздействие. д) С точки зрения способа общения выделяют интервью персональные (личные) и телефонные. Еще одним важным методом социологического исследования является наблюдение. Социологическое наблюдение — это целенаправленное, систематическое, непосредственное визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования социальных явлений, процессов, а также отдельных признаков, свойств, характеристик изучаемого объекта1. Виды наблюдения можно классифицировать по разным основаниям. ■ По степени формализации выделяют контролируемое (структурированное, стандартизированное) и неконтролируемое (бесструктурное, нестандартизированное) наблюдение. В первом случае социолог регистрирует наблюдаемые переменные по детально разработанной процедуре, во втором он руководствуется лишь общим планом наблюдения. ■ По положению и степени активности наблюдателя различают включенное (соучаствующее) и невключенное (простое) наблюдение. Если при невключенном наблюдении социолог находится «в стороне» от изучаемой ситуации, не вступая в контакты с людьми, то при включенном наблюдении он анализирует события «изнутри», входя в социальную среду, адаптируясь в ней. При этом наблюдение может вестись как инкогнито (скрытое наблюдение), так и открыто (открытое). ■ По условиям организации и месту проведения все виды наблюдения можно разделить на лабораторные, при которых объект изучения находится в искусственных для него условиях, в экспериментальной ситуации, и полевые, когда наблюдение проводится в естественных условиях. Помимо опроса и наблюдения, в социологии используются еще два основных метода познания социальной действительноети: анализ документов и эксперимент, а также ряд дополнительных, пришедших из других наук (различные тестовые процедуры, социометрический метод изучения малых групп и т.д.).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |