КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственные финансы
Финансовая система государства и ее структура Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из следующих элементов: · государственные финансы (государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды государственного имущественного и личного страхования, фонды государственного социального страхования) используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач; · корпоративные финансы (финансы предприятий, учреждений, организаций) используются для регулирования социально-экономических отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов; · финансы домохозяйств (финансы физических лиц, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство) предполагают контроль за доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества; · международные финансы (финансы других стран, международных финансовых организаций) используются в целях развития мировой экономики. Финансовая система государства служит основой для осуществления финансовой политики, которая представляет собой совокупность государственный мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и целевое использование. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ призваны обеспечить государство денежными средствами, необходимыми для выполнения им экономических и социальных функций. При этом возникают два тесно взаимосвязанных процесса: 1) мобилизация финансовых ресурсов в государственных структурах; 2) использование средств на выполнение различных государственных функций. Первый из этих процессов выражается в понятии государственных доходов, второй – в понятии государственных расходов. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ делятся на централизованные, находящие в распоряжении государства, и децентрализованные, находящиеся в распоряжении государственных учреждений и организаций. Основные виды государственных доходов: · налоги и сборы (T); · государственные займы (B); · денежная эмиссия (M); · доходы от эксплуатации, продажи или сдачи в аренду государственной собственности; · доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ – это часть финансовых отношений, обусловленная использованием государственных доходов. Основные виды государственных расходов: · государственные закупки (G), предполагающие покупку центральным правительством, региональными или местными органами власти товаров и услуг для собственного потребления и регулирования рынка; · трансфертные платежи (F), определяющие собой выплаты центрального правительства, региональных или местных органов власти в форме социального страхования и социального обеспечения; · выплата процентов по госдолгу. Основное уравнение государственных доходов и расходов: Tt + ∆ Bt + ∆ МSt = Gt + Ft + i × Bt, где Tt – поступления от налогов и сборов в t– ом году; ∆ Bt = (Bt - Bt – 1) – прирост суммы государственных займов в t –ом году; ∆ МS = (МSt - MSt –1)– прирост денежной массы в t–ом году; G t – государственные закупки в t –ом году; F t – трансферты в t –ом году; i – средняя процентная ставка по государственной задолженности. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – это главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет РФ является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ государственный бюджет носит название федерального. Бюджет государства – это консолидированный бюджет России (федеральный бюджет плюс бюджеты 89 субъектов Федерации). Помимо государственного бюджета в стране существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Государственные внебюджетные фонды – этофонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.В РФ к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Плановый годовой государственный бюджет составляется на предстоящий финансовый год (в России это календарный год) и утверждается законодательной властью. В течение планового года происходит контроль за исполнением бюджета, необходимый для предупреждения и устранения расхождений между предполагаемыми и фактическими доходами и расходами. В ситуации превышения доходной части бюджета над расходной наблюдается бюджетный профицит: Tt + ∆ Bt + ∆ МSt > Gt + Ft + i × Bt. Первичный профицит возникает при превышении доходов над расходами без учета средств, направляемых на обслуживание государственного долга: Tt + ∆ Bt + ∆ МSt > Gt + Ft. В ситуации превышения расходной части бюджета над доходной возникает бюджетный дефицит: Tt + ∆ Bt + ∆ МSt < Gt + Ft + i × Bt. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ - это превышение расходной части бюджета над доходной. Причины бюджетного дефицита: · постоянное возрастание роли государства в различных сферах жизни (расширение его экономических и социальных функций, которое увеличивает расходы на реализацию этих целей); · кризисное состояние экономики страны (низкая эффективность производства; значительные социальные расходы; неуплата налогов); · чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия); · нерациональность структуры бюджетных расходов. Виды бюджетного дефицита: по причине возникновения · активный – возникает в связи с превышением фактических бюджетных расходов над предполагаемыми; · пассивный – возникает в связи со снижением фактических налоговых поступлений по сравнению с ожидаемыми; по полноте учета государственных расходов · общий – отрицательная разница между расходами и доходами бюджета; · первичный – общий дефицит госбюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу; по учету макроэкономической динамики · фактический – отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами государственного бюджета; · структурный – отрицательная разница между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости; · циклический – это отрицательная разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Показатели уровня бюджетного дефицита: П 1 = (Минусовое сальдо бюджета / ВВП) × 100 %. Допустимый уровень бюджетного дефицита = 3,5 % от ВВП. П 2 = (Минусовое сальдо бюджета / Сумма доходов) × 100 %. Допустимый уровень бюджетного дефицита = 10 % от суммы доходов. Ситуация при уровне бюджетного дефицита более 20 % от суммы доходов является критической. Показатели уровня бюджетного дефицита используются для установления степени несбалансированности бюджета (несопоставимости доходов и расходов государственного бюджета). В случае превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступления доходных источников может быть введен механизм секвестра расходов. Секвестр означает пропорциональное снижение расходов на 5, 10, 15 % и т. д. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи (расходы на зарплату, стипендии, медикаменты, питание и т. д.) При чрезвычайных обстоятельствах может вводится чрезвычайный режим расходования средств бюджета.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |