![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Цели управления запасами. Виды запасов
Введение Основы управления запасами Тема 7. Лекция Учебные вопросы:
Управление запасами является ключевой функцией, составляющей наиболее важную сферу логистической системы, как с точки зрения трудоемкости, так и связанных с нею затрат. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических каналов, иммобилизуя значительную часть оборотного капитала фирмы. Затраты на управление запасами составляют 40% и более от общих логистических издержек. Запасы как экономическая категория играют важную роль в сферах снабжения производства и обращения продукции. С переходом к рыночным отношениям меняется подход, как к содержанию самого понятия запасов, так и к их классификации. Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные запасы фирмы и являются объектом оптимизации с позиции общих издержек.
В логистике термин «запас» применяется только в приложении к материальным потокам. Запасы в логистике и в управлении цепями поставок составляют товарно-материальные ценности. Товарно- материальные ценности, из которых формируются запасы в логистике, разделяют по этапу бизнес-процесса на следующие категории объектов рис. 1: 1) сырье и материалы; 2) незавершенное производство; 3) готовая продукция; 4) товары; 5) отходы. С одной стороны, запас формируется в результате пополнения товарно-материальных ценностей входящими материальными потоками (поставками), с другой стороны, за счет отгрузок (поставок, продаж, реализации), которые формируют выходящий материальный поток звена, содержащего запас (рис. 2). Рис.1.2. Модель формирования запаса в звене цепей поставок. Главная цель создания запаса – обслуживание заказов потребляющего звена (потребителя, клиента, покупателя). Поэтому, если характеристики входящего материального потока полностью совпадают с характеристиками выходящего материального потока, запас не образуется. Входящие товарно-материальные ценности сразу же передаются потребителю. В этом случае реализуется принцип поставки «точно в срок». Когда характеристики выходящего материального потока не отвечают характеристикам входящих материальных потоков появляется запас. В такой ситуации необходимо предварительное накопление товарно-материальных ценностей, создание запаса с тем, чтобы было возможно в требуемой мере обслуживать заказы потребителя. Таким образом, запас формируется при наличии несогласованных действий смежных звеньев цепей поставок. Запас является инструментом согласования совместного функционирования этих звеньев. Он позволяет обеспечить требования потребителя и выгодные условия работы поставщика. Запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия, и воздействуют на уровень логистического обслуживания в целом. Все ЛС используют запасы. Поэтому важна разработка оптимальной стратегии управления запасами. В качестве запасов можно рассматривать сырье, полуфабрикаты, комплектующие и готовую продукцию. Задача управления запасами напрямую связана с организацией процесса закупок, а также сбытом готовой продукции. Изменение объема товарно-материальных запасов зависит от отношения к ним предпринимателей, которое определяется конъюнктурой рынка. Когда основная масса предпринимателей настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объем инвестиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней запасов вызываются не одним лишь инвестированием. Важным фактором здесь выступает качество принимаемых решений, и какая технология управления запасами используется. Существует много причин создания запасов, однако общей причиной является стремление субъектов к экономической безопасности. При этом высокая стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта не способствуют возрастанию значимости поддержания высокого уровня запасов в глазах руководства фирмы, поскольку противоречат повышению эффективности производства. Также сильнейшей причиной создания запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). Другими причинами создания запасов являются:
Нехватка запасов приводят к следующим издержкам: 1. Издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного товара) Дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов. 2. Издержки в связи с потерей сбыта – когда постоянный заказчик обращается в другую фирму. 3. Издержки в связи с потерей заказчика – когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной сделки, но и тем, что заказчик ищет другие источники снабжения. Запасы играют как положительную так и отрицательную роль. Положительная- 1. Они обеспечивают непрерывность процесса производства и сбыта. 2. Сглаживают непредвиденные колебания спроса, сбои в поставках и производственном процессе. 3. Повышают надежность реализации принятых решений. Отрицательная – 1. В них замораживаются (иммобилизуются) значительные финансовые ресурсы и объемы товарно-материальных ценностей, которые могли бы быть использованы на другие цели. 2. Большие уровни запасов ГП тормозят улучшение качества продукции, т.к. фирма прежде всего заинтересована в их реализации до инноваций в качество. 3. Наличие значительных запасов в снабжении, производстве и сбыте препятствуют интеграции субъектов в экономической системе и внедрении концепции общих затрат, т.к. изолирует логистические звенья (субъекты) и стадии бизнеса друг от друга. Основной проблемой управления запасами является согласование (координация) часто противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы (маркетинга, производства и финансов) по отношению к запасам. Служба маркетинга заинтересована как можно в большем уровне удовлетворения потребителей для чего необходимо поддержание высокого уровня запасов, способных быстро и качественно реагировать на изменение спроса. С позиции производства запасы должны прежде все обеспечивать непрерывность проиводственно-технологического цикла, предотвращать сбои из-за отсутствия МР и НП и в тоже время минимизировать затраты связанные со снабжением. Финансовый отдел заинтересован в как можно меньшем уровне запасов. В логистической системе с точки зрения оборотного капитала это означает ускорение оборачиваемости запасов: уменьшения общих издержек, связанных с управлением запасами; повышения отдачи на вложенные в запасы инвестиции. Классификация запасов
Классификация запасов необходима для решения минимум двух задач: 1) конкретизации объекта изучения в рамках заданного материального потока; 2) управления запасами в рамках заданной логистической системы (хоз. субъекта).
Классификация по месту нахождения: - у поставщиков; - у потребителей; - у торговых посредников; - в производстве.
Классификация по отношению к логистическим функциям: - складские; - транспортные(в пути, транзитные); - грузопереработки. Классификация по функциональному предназначению: - текущие – обеспечивают непрерывность обеспечения между двумя поставками; - подготовительные (технологические) – выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (сушка леса и т.п.); - гарантийные (страховые) – для непрерывного обеспечения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств (отклонения в периодичности и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути). В отличии от текущих, размер гарантированных запасов величина постоянная (на подобие неприкосновенного запаса). - сезонные – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Должны обеспечить нормальную работу во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке. - спекулятивные – создаются на фирмах в целях защиты от возможного повышения цен или введения квот, тарифов на ввоз.
- устаревшие (неликвидные) запасы – образуются в случае ухудшения качества товара и морального износа (т.е. когда логистический цикл производства и дистрибуции не совпадают с жизненным циклом товара).
Максимально желательный - уровень запаса экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Используется как ориентир при расчете объема заказа. Пороговый уровень – используется для определения момента времени осуществления очередного заказа. Текущий запас – соответствует уровню запаса в любой момент времени. Может совпадать с максимально желательным, пороговым и гарантийным. Гарантийный (страховой) запас – используется для определения момента времени принятия экстренных мер для пополнения запасов.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |