Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование в вузе




Оценка получаемых знаний

Несколько лет назад Россия присоединилась к Болонской конвенции. Правительство приняло решение к 2010 году полностью перейти на образовательные стандарты стран-участниц конвенции. Это привело к возникновению ЕГЭ, созданию в вузах системы подготовки бакалавров и магистров. В рамках данной работы не стоит цели обсуждения адекватности внедрения болонской системы в российскую действительность. Но пройти мимо ЕГЭ нельзя. Внедрение ЕГЭ, как основной формы сдачи вступительных испытаний в вузы, вызвало активное обсуждение (и зачастую недовольство) среди преподавателей всех уровней. По традиции ЕГЭ сдают плохо. «Неуды» и «тройки» самые распространенные отметки. Так, по математике в 2008 году - 24,07 % двоек и 39,42% троек, по русскому языку - 11,26% двоек и 44,76 % троек, по физике - 19,08 % двоек и 43,17 % троек, по истории - 17,22 % двоек и 40,75% троек. Как видно из приведенной статистики, более половины учащихся сдают ЕГЭ не на хорошем уровне. Причем ситуация с каждым годом все хуже. [2] Как бы ни ругали ЕГЭ, что бы плохое ни говорили – но именно ЕГЭ смог нам наглядно показать всю плачевность системы образования.

Учителя все время сетуют, что единый государственный экзамен не объективен. Но, извините, реальность надо воспринимать. А реальность – это то, что большая часть выпускников школ не знает элементарных вещей, которых требует ЕГЭ (пример из жизни: студент не знает, как найти производную y=xⁿ),причем такие выпускники без особых проблем поступают в вузы. Получают высшее образование, «корочки», а потом все мы удивляемся – почему же наших выпускников не ценят? Или почему у нас все так плохо в медицине, экономике, образовании? А, действительно, почему?

Несмотря на все эти проблемы, внедрение преподавания экономики в школах очень важно. Да, в стране возник переизбыток экономистов. Вот только талантливых и активных нет. Поэтому в долгосрочной перспективе экономическое образование не теряет своей актуальности. Пора от количества переходить к качеству. И школьное экономическое образование послужит этому.

Современное высшее образование претерпело серьезные изменения за последние 20 лет. Практически оно ушло в свободное плавание. Вузам пришлось решать множество проблем, которые до этого за них решало государство. Большинство этих проблем требовало крупных денежных вливаний, которые и привели к высокой степени коммерциализации российского образования, начиная от платных пересдач сессии, заканчивая внебюджетным обучением. Вузам надо было выживать, а для этого нужны были деньги. И много денег. А если финансовые поступления от государства уменьшались, то деньги можно было брать у потребителей – абитуриентов. А чтобы абитуриентов привлечь, надо было сделать высшее образование более доступным. Что и произошло.

Как уже говорилось, множество вузов предпочло поставить во главу угла увеличение численности обучаемых, а уже потом качество предоставляемых знаний. Хочется поругать наше высшее образование, которое, по сути, само загнало себя в эту ловушку. Но нельзя. Большая доля вины лежит на государстве, которое бросило образование на произвол судьбы и только сейчас, опомнившись, взялось за некоторые преобразования. Сейчас же перед высшей школой стоит множество задач по совершенствованию и доведению образовательного процесса до должного уровня.

Здесь мы рассмотрим компоненты, без которых не может существовать вуз: профессорско-преподавательский состав, материально-техническое оснащение и, конечно, сами студенты.

Далее автор будет использовать термин «университет» как синоним «вуза».

Профессорско-преподавательский состав

Вопрос кадров уже поднимался в рамках данной работы, но так как требования, предъявляемые в школах, отличаются от вузовских, то мы остановимся на этой проблеме еще раз и немного дополним вышесказанное.

Старение кадров – бич современных университетов. Процесс «воспроизводства» идет медленнее темпов увеличения численности студентов. Это приводит к тому, что вузам приходиться брать на работу все большее количество преподавателей с сомнительной квалификацией. Это же послужило причиной того, что преподаватели совмещают работу в двух, трех и даже четырех вузах. Так по данным Госкомстата [3] с 1993 по 2008 года количество преподавателей государственных и муниципальных вузов увеличилось с 238,9 тысяч человек до 340, 4 тысяч, то есть рост составил приблизительно 40 %. В то время как количество студентов возросло с 2543 тысяч до 6208 тысяч, что составило 144%. Как видно, рост количества студентов значительно опережает рост числа преподавателей.

Нынешний день требует от преподавателя иметь:

1. хорошую психолого-педагогическую подготовку;

2. опыт научно-исследовательской работы;

3. опыт практической работы в своей области.

Подобные требования можно считать обязательными. Научить чему-либо может только человек, имеющий опыт в своей сфере знаний. Боюсь, что данным требованиям не соответствует большой процент преподавателей. В таком случае видится обязательным проведение различных тренингов, научных конференций для повышения квалификации преподавательского состава. Огромную роль здесь играют международные конференции в области экономического образования, участие в которых должно стать обязательным для учителей.

Государству, как наравне и с университетами, всячески следует стремиться повышать активность профессорско-преподавательского состава. Для этого надо постепенно повышать уровень оплаты труда в сфере образования, стимулировать научную деятельность путем предоставления грантов и т.п.

Правительство должно перестать несерьезно относиться к научной интеллигенции. Чему может научить голодный и нищий преподаватель? Он в первую очередь думает, как прожить. Именно поэтому у него тусклый взгляд и полная апатия ко всему новому, к инновациям. В свете всего этого становится понятен и рост коррупции в высшей школе.

Нормально при зарплате в 3-5 тысяч рублей не проживешь. Поэтому увеличение взяточничества среди младшего и среднего звена преподавательского состава понятно и в некой степени простительно. На этом фоне отвратительней выглядит ситуация с коррупцией в администрациях вузов России.

Администрация университетов не должна «отрываться» от рядовых преподавателей. Целесообразно проводить «корпоративные» вечера, пикники, праздники. Начальники никогда не должны забывать о своих подчиненных и не заваливать их работой. Поэтому должно проводиться налаживание «мостиков» среди педагогов совершенно разного уровня. Участие начальника всегда вызывает уважение подчиненного.

Преподаватели должны стать заинтересованы в непосредственном контакте со способными и талантливыми учениками. Совместная научная и исследовательская деятельность будет способствовать взаимному росту уровня накопленных знаний. Об укреплении взаимоотношений на уровне преподаватель-студент мы еще поговорим ниже.

Обязательно и повышение контроля за деятельностью преподавателей. Выявить компетентность того или иного преподавателя не составляет труда. Для этого должны получить распространение своего рода контрольные срезы. Например, через 2 месяца по окончании экзаменационной сессии должны выборочно проводиться подобные срезы по одному предмету на курс. Проверку успеваемости должны проводить представители других вузов, выбор которых определяется жребием. О подобных срезах предупреждают за 1 день. Если по результатам проверки, скажем, 70% и более студентов получают отметку на 1 бал ниже, полученной на сессии, то преподавателя ждет выговор. Если в результате повторной проверки ситуация не изменится, то в таком случае такого учителя ждет увольнение. Подобные действия помогут снизить уровень коррупции в учебных заведениях, будет способствовать повышению общего уровня предъявляемых требований к студентам и поможет провести отсев. Как само собой разумеющееся должна быть выработана и система поощрений.

Учителя не должны забывать, что их цель не только предоставление качественных знаний, но и фильтрация учащихся. Как бы это дико ни звучало, но отчисления послужат стимулом для других начать учиться.

Мы должны восстановить честь и репутацию высшей школы. Преподаватель вуза должен вызывать уважение в глазах населения. И государство должно сыграть ключевую роль в этом процессе. Преподаватели – основное звено в цепи. Именно от них зависит, каким вырастет новое поколение россиян.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение

Вуз – символ прогресса. Современный университет должен быть укомплектован самым совершенным техническим оборудованием. Это касается как обустройства научных лабораторий, так и простых аудиторий.

Экономические факультеты должны иметь доступ к сети Интернет, а так же ко множеству сетевых научных библиотек. Повсеместно должны вводиться мультимедийные средства обучения. Так лекционные занятия могут превратиться из занудной надиктовки материала в увлекательный процесс уяснения получаемых знаний. Как минимум это приведет к сокращению времени на рисование различных диаграмм, формул и т.п. и позволит тратить больше времени на комментарии и разъяснения.

Университет должен обеспечить студентов учебными площадями. Преподаватели и учащиеся не должны «сидеть друг на друге». Эта проблема получила широкое распространение в сегодняшней высшей школе. Причину ее мы уже упоминали и не раз: стремление набрать как можно больше студентов в ущерб качеству преподавания.

Большую роль играет степень обеспеченности научных библиотек отечественной и зарубежной периодической литературой. Помочь здесь могут различные международные проекты сотрудничества.

Серьезное внимание следует обратить на качество учебников. Большинство первокурсников экономических факультетов мало что понимает в экономике, поскольку это для них новый предмет. Литература же, выдаваемая библиотеками, зачастую написана недоступным языком. Мало того, что она изобилует множеством терминов, так еще авторы грешат – любят пофилософствовать (всем понятно, что в философии сильных студентов при современном уровне развития образования попросту нет). Поэтому создание комплекса универсальных учебников для «новичков» актуально и здесь.

Особую важность имеет составление учебных планов, отвечающих сегодняшним реалиям. Автор этой статьи не обладает должными знаниями и умениями в составлении подобных планов, поэтому оставляет эту проблему для раскрытия более компетентным людям.

Студенты

Всем известно, что качество подготовки абитуриентов, поступающих в вузы, с каждым годом снижается. Как говорят сами преподаватели, «везде пустые лица». Что же, эту проблему не исправить ни за год, ни за два, а ведь какие-то шаги надо делать. Начнем с дисциплины.

Во-первых, посещаемость. Если посещаемость студентом лекций и семинаров хотя бы одного предмета низка (составляет, скажем, около 40% от общего числа часов, отведенных на предмет), то ставится вопрос об отчислении (если нет уважительной причины).

Во-вторых, запрет совмещения учебы с работой. Допускается только производственная практика и работа в университете. В случае нарушения – прекращение выплаты стипендий (такое возможно только на бюджетных отделениях). Можно проработать и другие виды наказаний.

Здесь надо оговориться, что подобный род наказания возможен будет только при больших стипендиях. Пока же государство стипендиями студентов не балует.

В-третьих, соблюдение элементарных правил поведения в обществе. В случае оскорбления преподавателя, появления в нетрезвом виде, вульгарного поведения – отчисление.

Это пишет не тиран и не деспот. Важно понять, что смотреть «сквозь пальцы» на подобные нарушение нельзя. Это ведет к элементарному подрыву авторитета преподавателей. А если студент знает, что может сделать почти ВСЕ, что ему угодно, и при этом выйти сухим из воды, то ни о какой дисциплине не может быть и речи. Пример может быть заразителен для окружающих. Ложка дегтя способна испортить целую бочку меда! Об этом никогда не надо забывать.

Как с горечью отмечает г-н Фурсенко, только 15-20% студентов приходит в вуз за получением знаний.[4] С ним трудно не согласиться. Большинство учащихся пассивно.

Стимулирование их активности заключено в самоуправлении. Силен тот вуз, где активен студенческий профком. В подобных студенческих организациях концентрируются наиболее активные представители молодежи. Профком должен отстаивать интересы студентов на макроуровне (на уровне всего вуза), организовывать развлекательные мероприятия, направленные на развитие сплоченности и т.п.

Представляется целесообразным создание внутри факультетов «мини» профкомов. Ими вполне могут стать старостаты. Старостаты должны повсеместно вводиться в университетах. Что же такое старостат? Старостат - это совещательный студенческий орган при деканате факультета. Членами старостата могут быть как сами старосты - их зачастую выбирают сами преподаватели - так и члены профкома, которые выбираются студентами. Раз в неделю либо в месяц (в зависимости от численности учащихся на факультете и насыщенности факультетской жизни) проходит созыв старостата, на котором держится совет между студентами-активистами и преподавателями. На повестке дня могут находиться вопросы общей успеваемости, посещаемости, организации научных и развлекательных мероприятий. Старостат должен совместно с деканатом определять политику, проводимую на факультете, так как, являясь представительным органом студенчества, члены старостата зачастую владеют более объективной информацией о творящемся в «сердце» факультета - его студентах.

Огромную роль должно играть взаимодействие между преподавателями и студентами. Всяческое стимулирование и поощрение совместных работ, исследований должно стать нормой. Преподаватель не должен бегать за студентами — это студенты должны искать преподавателя. «Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе». Хотя желательно, чтобы и гора начинала двигаться. Менторские взаимоотношения послужат только взаимному обогащению знаниями и умениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.