КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эпоха античности
В основе этикета лежит уважение к людям. Он возник как придворный церемониал во времена французского короля Людовика ХIV (1638 – 1715 гг.). Именно Людовику ХIV мы обязаны названием «Этикет».На дворцовых приемах у Людовика ХIV гостям раздавались карточки с написанными правилами поведения. От названия «карточка» – этикетка произошло слово «Этикет». Зародившись в ХVII в. в среде Версаля, оно стало распространяться по всему миру, проникая во все языки без перевода и особых комментариев. Однако сами неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей, воспитывающие привычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо раньше. Они были обусловлены потребностями выживания и нормального функционирования общества, необходимостью приглушить заложенные в каждом человеке природные инстинкты и противопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересов.Таким образом, этикет — явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной среды. Этикет возник в дворцовой среде. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ, а также, и для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока. Соответственно, правила этикета – это культурное явление, причем явление исторически изменчивое, выражающееся в разных формах в различных временных пластах и у представителей разных народов. Давайте посмотрим на этот процесс подробнее. Как уже отмечалось, этикет – это составная часть внешней культуры человека, свод некоторых этических принципов неразрывно, ограниченно связанный с понятием эстетического, прекрасного. Сложная система взаимоотношений этического и эстетического сложилась исторически. Эта взаимосвязь отражена в истории философской мысли, где этические и эстетические концепции слиты, подчас, воедино, и невозможно рассказывать об эволюции нравов без того, чтобы не упомянуть теорий о красоте. Разговор о ступенях развития и формирования этикета следует начать с эпохи античности. Античная культура формировалась на базе традиций Эллады (Эллада – самоназвание Греции). В середине I тысячелетия до н.э. в Греции, во-первых, активно развивалась морская торговля, дающая импульс для роста городов; во-вторых, города являлись уникальными центрами культуры; в-третьих, из-за перехода к рабовладельческому строю усилилось имущественное расслоение общества, а, следовательно, и социальное неравенство. Следует помнить, что в IV в. до н.э. древнегреческие государства в результате продолжительных междоусобных войн были покорены Македонией, а позже (II в. до н.э.) – Римом. Хронологические рамки античной культуры – VII в. до н. э. – VI в. н. э.. Рассмотрим представление о красоте в античности. Из глубины веков пришло понимание красоты как неотъемлемого качества самой жизни, самого мира природы и вещей. Уже в эпосе Гомера впервые появляется понимание красоты, где воспринимается красота не столько самих вещей, сколько красота отношений, возникающих между вещами и явлениями. Прекрасное может относиться не только к самой вещи, к производству, оно характеризует и области быта, сознания, все проявления общественной и личной жизни греков. Критерием прекрасного часто выступает его жизненное значение или связь с традициями: прекрасно то, что соответствует традициям, что способствует утверждению аристократического сознания. В эту эпоху (V век до нашей эры) также развиваются идеи о самоценности красоты и независимости морали от воли богов. Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения– этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (древняя Греция и Древний Рим). Именно в это время наблюдаются первые попытки специального обучения людей красивому поведению. Само «красивое поведение» в это время практически совпадало с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности и гражданственности. Сочетание красивого и нравственного (благородного) обозначалось у древних греков понятием «калокагатия» (греч. «калос»– прекрасный, «агатос»– добрый). Основой калокагатии было совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада. Наряду с красотой и силой она заключала в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. В этом смысле в античности не было этикета как собственно внешней формы проявления культуры человека, поскольку не было самого противопоставления внешнего и внутреннего (этикетного и нравственного). Правила повседневного поведения лишь в самой общей форме ориентировали человека на проявление его личных добродетелей. Поведенческие нормы не указывали, как следует действовать в конкретных ситуациях, и давали только общее направление деятельности, представляя каждому максимальную свободу выбора поведения. Главное для древних греков было–жить разумно, просто по заветам предков и законам государства, избегая излишеств и крайностей. Иначе говоря, важнейшим принципам, определявшими их стратегию поведения, были принципы «разумности» и «золотой середины» (разумной меры). Нормы поведения были ориентированы на человеческую разумность, рассудительность и несли в себе заряд целесообразности. Хорошим воспитанием считалось то воспитание, которое научает человека, прежде всего, самостоятельно думать, размышлять, а, умея думать, он сам сообразит, где и как себя вести, какой вариант поведения предпочесть. А предпочтительными оказывались те варианты поведения, которые отличались практичностью, целесообразностью, разумностью! Кроме того, важным считалось не внешнее оформление поступка, не его форма, а его смысл, содержание. Философ Фалес говорил: «Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим». В это время формируются, в частности, представления о обходительности. (Нравственный прообраз того, что позже стали называть манерами). Согласно концепции Аристотеля, она бывает трех родов: «Первый род – в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй – когда приходят на помощь всякому бедствующему. И, наконец, третий род обходительности – когда бывают гостеприимными в застольи». Своеобразным примером обходительности третьего рода и благородства может служить поступок Юлия Цезаря: «... когда у кого-то на обеде было подано старое масло вместо свежего и остальные гости от него отказались, он один брал его даже больше обычного, чтобы не показать, будто он упрекает хозяина в небрежности или невежливости». Важнейший принцип культуры античности – принцип «золотой середины», «разумной меры» – в несколько трансформированном виде вошел в число основных принципов этикета, правил хорошего тона. В реальной жизни античного общества этот принцип «разумной меры» не всегда удавалось соблюдать, особенно в период Римской империи. Жизнерадостность, стремление к благу и удовольствиям, присущие античному человеку, нередко перерастали в излишества в приеме пищи, увеселениях и т.п., о чем существует немало исторических свидетельств. Так, например, император Вителий устраивал «пиры по три раза в день, а то и по четыре – за утренним завтраком, дневным завтраком, обедом и ужином». В целом культура этого периода была замкнутой мужской культурой. Женщины считались существами низкими по развитию, поэтому они не допускались к культурно-политической, гражданской жизни общества. Философ Фалес (а по некоторым источникам – Сократ) даже говорил, что он “... за три вещи благодарен судьбе: во-первых, что он человек, а не животное; во-вторых, что он мужчина, а не женщина; в-третьих, что он эллин, а не варвар”. Личностным образцом того времени был образец мужского типа поведения, благородного человека, героя, несущего в себе единство нравственных, гражданских, эстетических черт. Благородство связывалось прежде всего с аристократическим происхождением. Благородного мужчину должна была отличать красивая речь и учтивость (имеется в виду не какая-нибудь риторика, но речь, отличающая верхние слои общества от простонародья). Именно культура речи на протяжении следующих столетий была одним из наиболее ярких проявлений этикетной культуры человека, своеобразной «этикеткой», подчеркивающей его классовую и культурную принадлежность. Учтивость проявлялась во всем: учтивый человек не стремился выйти на первый план, вел себя сдержанно, проявлял тактичность по отношению к гостям, не задавал лишних вопросов. Благородный человек «щедр и широк по натуре, соблюдая, однако, середину между плебейским швырянием денег на ветер и мелочной привязанностью к деньгам. Сам он оказывает благодеяния, но принимать их стыдится. За благодеяние он воздает еще большим благодеянием, чтобы во всем иметь превосходство». Кроме того, он избегает резких движений и говорит спокойно. Но все же главная отличительная черта благородного человека – это забота о чести, стремление к славе и почестям. В условиях беспрерывных войн военный успех и военная доблесть оказывались естественным путем к славе. Подъем по лестнице должностей или, что, по сути, то же самое, почестей делался источником еще большей славы. Должность становилась достоянием фамилии, которая получала право хранить изображения прославленных предков. Подвиги членов фамилии делали ее «знатной», то есть знаменитой, а слава предков обязывала потомков не только ее блюсти, но и стараться ее превзойти. Отличительной чертой аристократа является презрение к физическому труду, как и любому платному занятию. Он должен избегать клейма профессионализма, и это, безусловно, роднит его с дворянами и джентльменами последующих эпох. В мирное время он любит роскошные обеды, пение, музыку, свежесть одежд, сладострастные бани и мягкое ложе. В целом в Римской империи высшие слои общества приходят к мысли о необходимости выделиться, занять особое положение в обществе и подчеркнуть его с помощью особой этикетной атрибутики в одежде, украшениях, в оформлении застолий и поведении за трапезой и т.д., закрепив все это в особых правилах приличия. Так начинают складываться основы собственно этикетного поведения. В Древнем Риме к Юлию Цезарю обращались просто «Цезарь». С укреплением императорской власти начали вырабатываться особые правила обращения к монарху и правила, регламентирующие жизнь двора. Византийский император Константин стал внедрять иерархические отношения среди аристократии и ввел титулы, которые были обязательны при обращении к лицам, принадлежавшим к знати. Соответственно рангу и титулу каждый придворный должен был участвовать в церемониях, выполняя строго определенные функции.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |