КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История этикета в России
Сами правила этикета признаются лишь в той мере, в какой признается их полезность как регулятора общественных связей людей. Причем в этих правилах акцент переносится с формальной, внешней стороны на внутреннюю, содержательную. Происходит замена хороших манер – хорошими людьми, понятия чести – честностью и т.д. Буржуазия внесла в общественное сознание новую систему ценностей и добродетелей, на базе которой и выросли нормы и правила этикета. И прежде всего, в основе этой системы лежали принципы индивидуализма и полезности. Идеалом добропорядочности становится «человек, который всем обязан самому себе» (self-made-man). Человек в этом мире предстает как человек-одиночка, который только ради собственной выгоды (пользы) и безопасности вынужден считаться с окружающими людьми и учитывать не только свои, но и чужие интересы, вкусы, пристрастия и т.д. Щедрость, расточительность, праздность дворянского образа жизни постепенно сменяется добродетелями трудолюбия и бережливости. Если для дворянина обязательным к выполнению был только долг чести, все же другие долги он мог и не платить, без ущерба для собственной чести, то для буржуа его честь была связана с умением жить без долгов или, если это все же случалось, не порочить свое доброе имя их неуплатой в срок. Образцом воспитанности в этом смысле выступал человек, «заслуживающий кредита», а кодекс приличий в это время пополнился новым правилом: «В срок и полностью выплачивай свои долги!» Этикет в это время становится и средством достижения успеха как в бизнесе, так и в частной жизни. Владение правилами хорошего тона было тем средством, которое позволяло занять определенное положение в обществе, составить удачную партию в браке и т.д. Особенно это относилось к женщинам. Для них достаточно было научиться производить нужное впечатление – воплощенной женственности и хороших манер, чтобы завоевать популярность в светском обществе, занять в нем достойное место и в конечном счете удачно выйти замуж, что, по сути, и являлось главной жизненной задачей каждой девушки. В буржуазной культуре этикет становится более открытой и демократичной системой, а в этикете все большее значение стали приобретать личностные характеристики и добродетели человека, его нравственная позиция. Все это нашло свое отражение в формировании нового образца эпохи – джентльмена. В Европе воспитанный человек издавна обозначался словом «джентльмен». Оно появилось в Англии и уже оттуда распространилось по всему миру. Жизнь простого народа на всем пространстве Европы всегда существенным образом отличалась от жизни аристократов и богачей. И в то время, как аристократы с брезгливостью сторонились бедноты и крестьянин, те, в свою очередь, отвечали им насмешками и издевательствами (правда, за глаза). В XIX – XX столетиях этикетные формы все более упрощались, демократизировались. Одновременно, проникая во все слои общества, они становились, постепенно, единым, универсальным языком общения. В России, не пережившей классического европейского Средневековья, культура этикета распространилась в первой половине XVIII века, т.е. значительно позднее, чем в Западной Европе. Но предшествовавшие этикету формы регламентации, подкрепленные обычаями и нормами православной морали, были достаточно широко представлены в среде высших слоев России в XVI‑XVII вв. Убедительным примером этого служит «Домострой» — свод правил поведения, получивший свою законченную форму к середине XVI века. Этот кодекс поведения, представлял собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливал строгую иерархию в отношениях между людьми и требовал точного соблюдения определенных циклов в организации жизненных процессов как семьи, имения, так и города, государства. Домострой охватывал практически все стороны жизни русских людей всех сословий. В нем имелись указания по воспитанию детей, ведению хозяйства, приготовлению пищи, приему гостей, свадебным ритуалам, торговле. Сами названия глав этой книги говорят за себя: «Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в твой дом», «Наказ ключнику на случай пира», «Как детей учить и страхом спасать», «Как жене с мужем советоваться каждый день и обо всем спрашивать: и как в гости ходить, и к себе приглашать, и с гостями о чем беседовать» и т.д. Да и сами наставления достаточно красноречивы: есть и пить вам во славу Божию, не объедаться, не упиваться, пустых речей не вести. Когда перед кем-то ставишь ты еду и питье и всякие яства или же перед тобою поставят их, хулить не следует, говоря: это гнилое, или кислое, или пресное, или соленое, или горькое, или протухлое, или сырое, или переварено, или еще какое-нибудь прорицание высказывать, но подобает дар Божий – любую еду и питье – похвалить и с благодарностью есть. Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и долгом сидении рождается брань и свар, и драка, а то и кровопролитие. Хозяин дома (или слуги его) должен подавать всем есть и пить... разделив по достоинству, и по чину, и по обычаю. Глава семьи по «Домострою» был неограниченным владыкой домочадцев, которым, при их неповиновении хозяину, советовалось «сокрушать ребра». Весь этикет домашней жизни практически сводился к повиновению тем правилам и распоряжениям, которые исходили от главы дома. И это вполне соотносилось с общим строем общественной и культурной жизни России той поры. Неограниченная власть мужчины – хозяина дома – соответствовала духу феодальных отношений, когда князю, боярину предписывалась роль «отца» своих подданных. «Домострой» учит не красть, не солгать, не оклеветать, не завидовать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого. С большим быть послушным и покорным, со средним – любовным, к меньшим и убогим – приветным и милостивым. Находим мы в «Домострое» и «золотое правило»: «Чего сам не любишь, того и другому не делай». Однако «Домострой» – это скорее свод нравственных, чем этикетных правил, это скорее «что надо делать», а не «как надо». Уклад жизни российского дворянства начал быстро меняться в бурную эпоху Петра I, с которой и связаны основные моменты в формировании светского этикета в России. Поставив своей задачей европеизацию жизни России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал несколько основных целей, среди которых, например, приобщение русской женщины к общественной жизни по примеру западных стран; приучение высших классов русского общества к формам обхождения, принятым в Европе, наконец, слияние различных классов и их смешение с иностранцами. Реформы, проведенные Петром I, оказали значительное влияние на жизнь дворянства. Молодые люди – представители дворянских родов, получили возможность обучаться светским европейским манерам – танцам, фехтованию, искусству красноречия и т.д. Обучение манерам базировалось на специальных руководствах, повествующих о том, как вести себя в обществе. Ведущее место среди них принадлежит книге «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению». Эта книга была впервые в 1717 года и затем переиздавалась еще 3 раза. Она была предназначена для дворянского сословия и интересна тем, что нормы поведения, заимствованные из европейской жизни в ней были адаптированы к отечественной действительности, например, - «Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив. Также, встретив знакомого, за три шага должен шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его. Ибо быть вежливым на словах, а шляпу держать в руках неизбыточно, а похвалы достойно. И лучше когда про кого говорят: он вежливый, смиренный и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван». - «Младые отроки должны между собой всегда говорить на иностранных языках, дабы тем навыкнуть могли: а особенно, когда им что тайное говорить случится, чтобы слуги и служанки дознаться не могли и чтобы можно было их от других не знающих болванов распознать». - «У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить... но ожидать пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солце валяется, но стоять должно прямо». Еще одна интересная особенность этой книги заключалась в том, что последние ее главы были посвящены девицам, которым надлежало иметь значительно больше добродетелей, нежели юношам: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и так далее. Особенно же ценилось у девиц умение краснеть, которое считалось признаком нравственной чистоты и смирения. Правила этикета внедрялись Петром соответствующими указами, содержащими угрозы наказания за их невыполнение. И в этом отношении, как и в Европе, этикет имел силу закона. Указ от 29 августа 1699 г. предлагал населению сбрить бороды и начать носить европейское платье – французское или венгерское. Образцы установленного платья были расклеены по улицам. Бедным людям давалась временная отсрочка для донашивания старой одежды, но с 1705 г. все были обязаны носить новое платье под страхом штрафа или даже более сурового наказания. Петр обучал своих придворных различным премудростям этикета с таким же усердием, как офицеров военному искусству. Он составил инструкцию, которой должны были руководствоваться в Петергофе. Она примечательна как свидетельство того, какие элементарные правила поведения царь внушал своим придворным: «Не разувся с сапогами или башмаками, не ложиться на постели». 26 ноября 1718 г. первый Санкт-Петербургский генерал-полицмейстер опубликовал распоряжение Петра об организации ассамблей – вольных собраний, открывавшихся по вечерам в знатных домах по установленному порядку. Ассамблея, разъяснялось в указе, слово французское. Оно означает некоторое число людей, собравшихся вместе или для своего увеселения, или для рассуждения дворянских и купеческих сословий должны встречаться с иностранцами и перенимать у них формы политеса и одежды, «тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слушать, что где делается». На ассамблеи приглашалось избранное общество. Вместе с женами туда должны были являться высшие офицеры, вельможи, чиновники, корабельные мастера, богатые купцы и ученые. Лакеям и служителям вход был воспрещен. Петр сам составил правила организации ассамблей и поведения на них гостей, руководствуясь впечатлениями от французских гостиных, в которых он побывал во время заграничных поездок, но с добавлениями собственного изобретения. Он же установил и строгую очередность их созыва. Социальные и экономические реформы Петра I сыграли свою положительную роль в развитии культуры тем, что разрушили затворнический образ жизни, характерный для допетровской эпохи. Увеличился круг общения, и само общение, в том числе мужчин и женщин, стало более раскрепощенным. Этикет приобрел действительно светский характер, во многом противоречащий моральным нормам православной церкви. Изменилось отношение к красоте, была признана ценность внешней красоты, и идея о том, что красота должна быть открытой, чтобы приносить радость и удовольствие. Таким образом, в России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манера и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В послепетровское время, когда Российское государство и его ведущее сословие – дворянское – были уже достаточно крепкими, когда боярские нравы были преодолены, в России установился период относительно спокойной, размеренной и выстроенной в западной манере жизни дворянства. Пышность, роскошь, сословная замкнутость, преобладание игровой, формальной стороны этикета над его нравственным содержанием — все это признаки дворянского этикета России XVIII в. Законодателем роскоши и блеска стал императорский двор. У Петра I не было своего двора, поскольку те средства, которые предназначались на содержание государя, он ассигновал на общие нужды государства. После его смерти все коренным образом изменилось – изобилие и роскошь русского двора изумляли даже французов. Чтобы быть при царском дворе на хорошем счету, необходимо было тратить значительные деньги на наряды и украшения, иначе можно было затеряться в пестрой раззолоченной толпе, заполнявшей дворцовые апартаменты. Культурное своеобразие русской светской жизни было надолго потеряно. К концу XIX веку удалось сформировался светский тип человека-интеллигента. Интеллигент – человек образованный, просвещенный, несущий в себе лучшие, прогрессивные черты своей эпохи, наполненный идеалами и ценностями Просвещения. Не случайно этот слой людей в России получил еще одно название – «просвещенный читатель». Книга в России того времени часто уподоблялась иконе, отражая духовный авторитет и духовное руководство. Поэтому вполне естественно, что интеллигент – человек с книгой, человек, читающий ее, а тем более пишущий – стал духовным руководителем и авторитетом. А культура речи, которая вырабатывалась в результате постоянного общения с книгой, стала отличительной чертой интеллигентного человека. Интеллигент был воплощением идейности, духовности, непрерывного самосовершенствования, личной нравственной ответственности перед обществом за свои действия и поступки, которые при этом должны были отличаться тонкостью и деликатностью. В среде интеллигенции вырабатывались свои каноны приличного и достойного поведения. Этикетный кодекс интеллигента включал в себя заниженное внимание ко всему внешнему, поверхностному: интерьерам, роскоши одежды, различным этикетным атрибутам. Демократичность, неброскость, игнорирование дорогих украшений, обязательное наличие хотя бы небольшой библиотеки создавали стиль жизни интеллигента. Для него главным являлось не внешнее впечатление, производимое им в обществе, не манеры сами по себе, хотя им всегда отдавалось должное, а нравственное, духовное личностное начало. Необходимо всегда помнить, что наша страна – евразийская и в ней во многом соединялись противоположности Европы и Азии. Английский писатель Редьярд Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда (например, в Европе траурный цвет – черный, а в Китае – белый). Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались. Таким образом, стремление вести себя определенным образом присуще человеку много веков, однако правила поведения на протяжении этого времени претерпели значительные изменения: время отсеяло все пафосное, неразумное, бесполезное, оставив лишь наиболее разумные правила. Современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан сегодня в большей степени на сближение людей, различающихся своими социальными статусами, и на взаимоуважение. Этикет можно рассматривать в большей степени как правила общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение. Общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становится теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от самой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, так как они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и субъектами самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Этикет имеет и специфические стороны: - этикет конкретного сословия, или «титулованный»; - этикет – нормы поведения королей, графов, князей; - ранговый этикет – сановников и чиновников на различных ступенях иерархической лестницы; - этикет определенных социальных слоев – дворян, купечества, предпринимателей; - национальный (этнический) этикет; - религиозный этикет; - профессиональный этикет — военный, дипломатический, врачебный; - семейно-бытовой этикет — взаимоотношения родителей, супругов, детей, соседей. Существует также градация видов этикета: - придворный этикет – строго регламентированный порядок и формы обращения, установленные при дворах монархов; - дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах; - воинский этикет – свод общепринятых в армии правил и норм поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; - общегражданский этикет–совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета» Этикет не тождественен этике, хотя эти понятия нередко упоминают как синонимы. Этика – это отрасль философии, занимающаяся моралью и нравственностью. Объектом изучения этики является мораль. Она регулирует сознание и поведение человека во всех сферах жизни – в труде, быту, политике, отношениях в семье, коллективе, в международных отношениях, в отношениях с природой. Мораль участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет. В отличие от норм морали этикет носит как бы характер неписанного соглашения людей. Этика оперирует нравственными категориями. В чем-то этика и этикет могут совпадать, например, говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали. Но вежливого обращения требует лишь этикет. Достаточно распространена точка зрения, согласно которой этикет, как элемент внешнего поведения человека, органически не связан с его нравственностью: человек с изысканными манерами, с детства впитавший премудрости политеса, может оставаться высокомерным, негуманным, безнравственным. Однако такой человек вряд ли сможет долго вводить в заблуждение окружающих его людей относительно права называться человеком культурным, воспитанным. Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения к людям, которое рано или поздно выйдет наружу. «Ледяная» или «хамская» вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.Как этикет, так и этика представляют собой разные кодексы правил поведения. Нормы этикета представляют собой наиболее строгое ограничение – формализованное поведение, их можно нарушить, даже совершая добрый поступок, допустим, если он получился недостаточно привлекательным с эстетической точки зрения. Нормы этики более объемная категория, их уже сложнее нарушить, ведь для того, чтобы быть моральным, этичным человеком, необходимо, прежде всего, руководствоваться максимой удобства по отношению к окружающим. К примеру, мужчина защищает женщину от хулиганов. Он дерется с ними, называет их неприличными словами. С точки зрения этикета употреблять бранные слова не годится, но в данном случае это не является неэтичным. В данном случае – нарушение этикета, но не этики. Мужчина проявил решительность, мужество, силу, то есть положительные качества, защитил женщину от хулиганов. Или другой пример. Когда сотрудник в разговоре с другим критикует действие отсутствующего сотрудника, он, естественно, нарушает этикет, но когда психолог учреждения жалуется на работника (в данном случае, и пациента) другому рядовому работнику– это нарушение этики. Законы этики рассматривают проблему в более широком плане и не касаются таких мелочей, как обиды из-за того, что кто-то не сказал: «Спасибо» или «Пожалуйста» или не отправил коллеге поздравление и др. Каждая проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обмена подарками, должна решаться в свете этических норм, действующих в данной организации, в данном обществе. Например, в Японии число четыре является несчастливым, поэтому японцам неприлично дарить набор, состоящий из четырех предметов, сервиз на четыре персоны и т.д. Таким образом, можно сказать, что вообще этикет является в основном внешним проявлением морали, но по своей структуре, функциям он сравнительно проще морали, полностью ей не подчиняется.И этика и этикет показывают человеку, как он должен себя вести. Этика и этикет шествуют рядом друг с другом. Каждому человеку важно понять, что для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики и хорошего тона, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях. Тогда можно будет решать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой Мы с вами уже неоднократно говорили, что в этике выделяют нравственные качества личности, которые имеют базовый характер: Совесть; Долг; Честь; Достоинство; Благородство; Но следует обратить внимание и на то, что существуют и нравственные требования к общению, которые относятся к этикету: Вежливость; Тактичность; Точность;
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |