Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция от 13.03.2013 г

Понятие и сущность реабилитации. Социально-психологическая реабилитация.

Понятие и сущность адаптации. Социально-психологическая адаптация.

Понятие “адаптация” используется в настоящее время в разных областях знания (биология, философия, социология, социальная психология, этика, педагогика, экология и др.). Первоначально термин “адаптация” (от лат. “приспособление”) использовался в биологии (приспособление строения и функций организма к условиям существования и привыкания к ним).

Адаптация человека – это процесс активного взаимодействия человека с природой, способствующий не только оптимальной жизнедеятельности, но и дальнейшему нормальному биологическому и социальному развитию человечества. Адаптация человека включает несколько уровней: биологический, физиологический, психологический, социальный.

Социальная реабилитация в целом – это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Выделяются различные уровни социально – реабилитационной деятельности: медико – социальный, профессионально – трудовой, социально – психологический, социально – ролевой, социально – бытовой, социально – правовой. Социально – психологическая реабилитация органично связана с другими ее формами. Социально – психологическая реабилитация позволяет клиенту (инвалиду и т. д.) успешно адаптироваться в

окружающей среде и обществе в целом, обрести морально – психологическое равновесие, уверенность в себе, устранить психологический дискомфорт, зажить полноценной полнокровной жизнью.

Объектами социальной и социально-психологической реабилитации являются наряду с больными и инвалидами следующие группы людей: пенсионеры и пожилые; бомжи; беспризорные и бездомные дети и подростки; безработные; мигранты и беженцы; люди, оказавшиеся в критических экстремальных ситуациях; осужденные и бывшие осужденные;

алкоголики, наркоманы и др.

История изобразительного искусства.

Содержание. Изобразительное искусство, его виды, графика, живопись, архитектура, скульптура, декоративно – прикладное искусства, история изобразительного искусства. Развитие человеческого сознания от религиозно-мифологического к научному и эстетическому. Культурно-исторические эпохи как связь времени и «диалог культур». История развития ИЗО обучения.

 

Из истории рисунка. Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, определенные каноны. Древнегреческие художники разрабатывали свои каноны, исследуя тело человека. Они утверждали, что сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого. Художники Древней Греции старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры. Однако рисунок использовался только в подготовительных и учебных целях, самостоятельного значения он еще не имел.

В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит, и рисунок имели как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

В эпоху Возрождения искусство рисунка приобрело самостоятельную значимость. Сложилась другая система художественного видения – изображение стало строиться как реальная картина. Для достижения объемности стали применять штриховку и светотень.

В истории рисунка существовали два различных подхода к изображению, две системы передачи формы: объемная и живописная. При объемном изображении форма передается четким контуром и моделировкой объема, при живописном – контуры словно бы растворяются в окружающем воздушном пространстве. Все это расширило возможности рисунка, способствовало созданию присущей только ему художественной образности.

Русская школа 18-19 вв. также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Киперенский, К. Брюллов и др. ученики Академии художеств. О. Киперенский добивается обилия полутонов и живописного впечатления в рисунке «Натурщик с красным плащом», выполненном итальянским карандашом, сангиной и мелом.

Великий живописец А.А. Иванов обогатил возможности акварели, заставил ее звучать с новой выразительной силой.

Из истории живописи. Живопись очень древнее искусство. Она начинает свое развитие с наскальных изображений.

Античную эпоху отличает стремление художника отразить реальный мир таким, каким он его видит. С этим связано зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно – пространственных живописных изображений. Появились новые возможности отображения действительности живописными средствами.

Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Ведущее место в искусстве романского периода и особенно готики принадлежало собору, поэтому живопись в основном предназначалось для его украшения. Ее отличала экспрессия звучных, в основном локальных цветов, выразительность контуров.

Готический период – время расцвета книжной миниатюры, эмалей и других видов декоративно – прикладного искусства.

Процесс развития европейской живописи в 17-18 вв. усложняется, складываются национальные школы со своими традициями и особенностями. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека. Привело к становлению жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр и т.д. в искусстве создавались различные стилевые направления: барокко с динамичной живописью и характерной для нее незамкнутой, спиралевидной композицией; рококо с изысканными нюансами цвета; классицизм с четким, строгим и ясным рисунком.

Барокко (причудливый) – художественный стиль, преобладающий в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 в. Он зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи ренессанса. Основные черты барокко – парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства.

Рококо – стиль европейского искусства (вторая четверть и середина) 18 в. Проявился во Франции и получил свое название от главного элемента орнамента – рокайля. Рокайль по форме походит на завиток раковины. Стиль рококо отказывается от прямых линий, ордерной системы. для него характерны светлые тона. Воздушная легкость, асимметрия, изысканность и причудливость форм.

Классицизм – художественный стиль европейского искусства 17-19 вв., одной из важнейших особенностей которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 – первой половины 19 в. Полотна отличались контрастностью света и тени, насыщенностью колорита.

В пластических искусствах романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, оказал влияние на садово – парковое искусство и архитектуру малых форм, отразившую экзотические мотивы.

Главным в портрете стало выявление ярких характеров. Напряженной духовной жизни, мимолетных выражений чувств, в пейзаже – восхищение мощью природы и ее одухотворение.

Реализм, пришедший на смену романтизму, часто рассматривают как оппозиционный ему, но отношения здесь достаточно сложные. Поскольку идеи романтизма были направлены на создание новой, прекрасной реальности. Реализм в искусстве – правдивое, объективное, всесторонне отражение действительности специфическими средствами. присущими художественному творчеству. Первые термин «реализм» в области изобразительного искусства появился в середине 19 в. Его отличительной особенностью является внимание к повседневной жизни людей.

Импрессионизм – художественный стиль в искусстве последней трети 19- начала 20 в. – оказал огромное влияние на все последующее искусство. Его представители стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивое состояние природы живописными средствами. Импрессионисты создали живописную систему. Которая была построена на разложении сложных цветовых тонов на чистые цвета. Для них характерна тенденция стирания четких границ между жанрами, например слияние бытового жанра с портретом.

С конца 19 – начала 20 в. разнообразные новые течения во французской живописи объединились под названием постимпрессионизм. Который сознательно выступил против некоторых принципов импрессионизма. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира. Использовали декоративную стилизацию.

Модерн – художественный стиль в европейском и американском искусстве этого периода (другое название арт нуво). Основной признак – декоративность. Основной мотив – вьющееся растение, основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот.

В начале 20 в. появляется много направленный авангардной живописи (абстракционизм, андеграунд, кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм и др.), которая отказалась от изобразительности и ознаменовала активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений. Затем в 20-е и 30-е гг.нашего столетия авангардистские позиции занимает сюрреализм.

Изобразительная деятельность как составная часть эстетического воспитания младших школьников.

Содержание. Художественное образование призвано вовлечь каждого школьника в эстетическое освоение и создание жизненных ценностей. Обучение школьников изобразительному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики. Раскрыть значение и функции эстетического сознания. Стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности, помогает школьникам в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни культуры, приобщает учащихся к широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве и жизни.

Эстетика труда и природы, духовного мира человека, его внешнего облика, быта, спорта, художественного творчества – все осваивается учащимися на занятиях изобразительным искусством. При этом учитывается и активизация естественной человеческой реакции на эстетический объект, на реальную культурную жизнь, то есть личные представления школьников о «живой эстетике» окружающей среды.

Учитель, ведущий уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе, должен четко представлять, что главная цель преподавания любого вида искусства в общеобразовательных учреждениях – воспитание гуманиста, личность с духовно – эстетическими потребностями, способную к творческому труду в любом виде деятельности, готовую трудиться в новых условиях общественного и индивидуального производства.

Эстетическое образовании и воспитание на уроках изобразительного искусства, как правило, включает в себя народное и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое художественно – эстетическое развитие личности. Это, в свою очередь. Является залогом успеха возрождения национальной культуры, дальнейшего развития традиций народного искусства, традиций русской реалистической художественной школы.

Важность и необходимость возрастания подрастающего поколения в условиях красоты, любви к прекрасному, высокому подчеркивается и тем вниманием, с которым относились к эстетическому воспитанию философы, педагоги с древнейших времен. Платон, Аристотель, Плутарх Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский выдающиеся деятели утверждали, что на ряду с умственным, физическим, нравственным воспитанием необходимо вырабатывать у личности понимание красоты, эстетическое отношение к действительности, развивать эстетические чувства и вкус и прививать высокие эстетические идеалы и потребности.

Декоративная работа развивает эстетический вкус, творческое воображение детей, знакомит их с ролью декоративно – прикладного искусства, творчества народных мастеров в быту. Декоративная работа должна дать школьникам элементарное представление о технической эстетике. Эти занятия открывают широкие возможности для эстетического воспитания школьников. Таким образом, школьники учатся видеть прекрасное.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и сущность социализации | Экзобиология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.