Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие нормативности развития




Лекция. Проблема школьной неуспеваемости. Норма и отклонение в психическом развитии.

 

Литература.

1.Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 2008.

2.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. В.И. Дубровина и др. – М.: Академия, 2009.

3.Зейгарник Б. В. Патопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 5-е изд., стер. - М.: Из­дательский центр «Академия», 2008 с.

4.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 2001.

5. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2000.

6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2000.

7.Марилов В. В. Общая психопатология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 224 с.

8.Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В.В. Краевского. М., 2008.

Обращение к проблеме нормы и отклонений от нее является традици­онным для психологии (и особенно возрастной). В классической литературе можно встретить указания на то, что в целом норма и патология (отклоне­ния) - понятия социальные. Об этом писал К.Юнг в «Тэвистокских лекциях», К. Хорни в «Невротической личности нашего времени».

С точки зрения Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского, норма развития – это не усреднённый для данной возрастной группы, а оптимальный с точки зрения общества уровень.

Д.Б. Эльконин утверждал, что норма - это тот высший уровень достижений, который может случиться, если я начинаю действовать (если я не действую, то этого не случится).

Л.Пожар предлагает следующие критерии нормальности.

Ребенок считается нормальным:

- когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста;

- когда ребёнок развивается в соответствии и его собственным общим направлением (развитие индивидуальных способностей и возможностей)

- когда ребёнок развивается в соответствии с требованиями общества.

 

С проблемой нормы тесно связана проблема нормативности развития. Л.С. Выготский предлагает симптомологию детских возрастов с выде­лением ряда надежных признаков. По Л.С. Выготскому, нормативность раз­вития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития. При оценке соответствия уровня развития «возрастной норме» необходимо учитывать три харак­теристики:

1)особенности социальной ситуации развития (тип образовательного или воспитательного учреждения, круг общения ребенка, включая сверст­ников, взрослых, семейное окружение и т.п.);

2)уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;

3)уровень развития ведущей деятельности как деятельности, играю­щей решающую роль в развитии.

Т.о. отклонение – это расхождение с некоторой нормой, ценностями, установками, рассматривающееся как проявление трудностей развития. Это выхождение за пределы некой нормы.

В 1927 г. Швальде впервые употребил термин дизонтогения, обозначая им отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии этот термин приобрёл более широкое значение, им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза.

Аномальные дети – это дети, имеющие значительное отклонение от нормального физического и психического развития, вызванное серьёзными врождёнными или приобретёнными дефектами.

Дефект – физический или психический недостаток, вызвавший нарушение нормального развития ребёнка. Наличие того или иного дефекта ещё не предопределяет аномального развития. Например, потеря слуха на 1 ухо, поражение зрения на 1 глаз ещё не ведут к дефекту развития, т.к. сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Эти дефекты не нарушают общение с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе, эти дефекты не являются причиной аномального развития.

Дефекты у взрослого человека, достигшего определённого уровня психического развития не могут привести к отклонениям, так как развитие его психики шло в нормальных условиях.

Т.о., аномальными считаются дети с нарушениями психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.

К основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)

2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).

3. Дети, с тяжёлыми нарушениями речи (логопаты)

4. Дети, с нарушениями интеллектуального развития (УО, дети с ЗПР).

5.Дети, с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые УО, глухие УО)

6. Дети, с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

7. Дети с психопатическими формами поведения.

В процессе аномального развития проявляются особые положительные адаптационные способности ребёнка (у слепых детей остро развито чувство расстояния, слуховое восприятие).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.