Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеризует взаимосвязь между первичным и вторичным дефектом

Сложность аномального развития заключается в том, что один дефект может вызывать целый ряд отклонений. Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии 2 группы симптомов:

Первичные дефекты, вызванные биологическими факторами, вызывают вторичные нарушения (например, поражение слухового анализатора – первичный дефект, трудности в овладении речью, повлёкшие за собой нарушения познавательной деятельности, изменения ситуации общения со взрослыми и сверстниками – вторичные дефекты).

Любой физический дефект изменяет отношения ребёнка с окружающими людьми, его положение в семье. В одних случаях он становится обузой, в других – удваивается любовь и нежность со стороны родителей. Вторичные нарушения вызывают социальную депривацию, нарушается общение, тормозится приобретение знаний, умений, навыков. Аномальные дети начинают приобретать особые личностные качества: застенчивость, неуверенность, агрессивность, негативизм.

Задача воспитания заключается в исправлении поведения, ребёнка, а не в устранении дефекта, так как он мало поддаётся воздействию.

Вторичные симптомы в определённых условиях воздействуют на первичный дефект. Если ребёнок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, не будет развивать устную речь, то первичный дефект усилится.

 

 

Классификация психического дизонтогенеза.

 

В настоящее время наибольшую популярность приобрела классификация отклонений в раз­витии, предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза.

1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которо­го является умственная отсталость. Поражения имеют место на ранних стадиях развития, когда мозг ещё незрелый. Наиболее выражена недостаточность высших психических функций, а меньше – базальных (развитие интеллекта страдает больше, чем речь, речь нарушена больше, чем память, восприятие, моторика, эмоции).

2. Задержанное развитие — проявляется в замедлении темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер, с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Пред­ставлена разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью выс­ших корковых функций и т. д. Например, замедление темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях будет связано с хронической астенией, повышенной истощаемостью; может быть связано с педагогической и социальной запущенностью.

3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный пе­риод нормального развития (не ранее 2-3 лет, когда основные мозговые структуры уже сформировались), нарушенного заболевани­ями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами. Повреждения ведут к изоляции отдельных систем, распаду сложных иерархических связей, нередко с грубым регрессом интеллекта (например, органическая деменция, когда грубо повреждены основные психические функции, что ведёт за собой недоразвитие более молодых образований, т.е. лобных систем).

4. Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нару­шений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект тормозит развитие психическое развитие (нарушение зрения приводит к недоразвитию координации между речью и действием).

5. Искаженное развитие — сочетание недоразвития, задер­жанного и поврежденного развития.

6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формиро­вании личности. Типичной моделью данного вида дизонтогенеза могут быть различные формы психопатий. Для него характерны: неадекватная реакция на средовые раздражители, что нарушает поведение, затруднена приспособляемость к окружающей среде. Степень выраженности психопатии и её формирование зависит от воспитания и окружения ребёнка.

Данная классификация является эмпирической. Она достаточно компактна в силу того, что представленные в ней группы велики по своему качественному составу, поэтому она удобна в использовании.

 

Задержка психического развития: понятие, причины, классификация.

Под задержкой психического развития понимают особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.

Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.

Задержка психического развития чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

 

Основными причинами ЗПР являются:

1. Слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга ребенка ил врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периодах его жизни.

Минимальная мозговая дисфункция - нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде и в процессе родов.

2. Ослабленность ЦНС инфекциями, хроническими соматическими состояниями,

3. Интоксикации

4. Травмы головного мозга,

5. Нарушения эндокринной системы.

6. Длительные неблагоприятные условия воспитания. неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР.

 

Характерные психологические особенности детей с ЗПР:

§ неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка.

§ снижение внимания и работоспособности (у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается; у других - сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания).

§ детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации.

§ большие затруднения у них возникают при выполнении заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени. В наибольшей степени страдает наглядно-образное мышление, которому присуща недостаточная подвижность образов-представлений.

§ речь детей с ЗПР также имеет ряд особенностей: словарь, в частности активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны. Ряд грамматических категорий в их речи вообще отсутствует.

§ неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. На уроках эти дети непоседливы, не подчиняются требованиям дисциплины, в ответ на замечания дают обещание исправиться, но тут же об этом забывают.

§ для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, боязливости страхам. Этот эмоциональный фон, а также всегда сопутствующие церебрастенические расстройства препятствуют формированию активности, инициативы, самостоятельности.

§ преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако, на уроках ведут себя более правильно.

 

Классификация К.С. Лебединской включает четыре основных варианта задержки психического развития:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины отклонений от нормального развития | ЗПР психогенного происхождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.