КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип единства анализа и синтеза
Исследование познавательной деятельности показало, что мышление либо расчленяет объект познания на отдельные части, либо мысленно соединяет их в определенные системы. Таким образом, в познании реализовывались операции анализа и синтеза. Взаимосвязь аналитических и синтетических процессов – объективная характеристика познавательного процесса. В реальной познавательной деятельности анализ и синтез выступают как диалектические противоположности: одно совершается через другое, одно отражается в другом. Анализ и синтез не протекают изолированно друг без друга. Какова же взаимосвязь аналитических и синтетических процессов в познавательной деятельности? Эти два процесса совместимы и предполагают, взаимообусловливают друг друга. Анализ должен разлагать на элементы какое-то целое, которое есть результат синтеза. Для того, чтобы был возможен анализ какого-то чувственного восприятия, это восприятие должно возникнуть, но возникает оно в результате синтеза отдельных ощущений. Синтез, в свою очередь, невозможен, если предварительно не осуществлен анализ. Синтез должен соединить отдельные элементы в целое, в систему. Однако элементы появляются в результате анализа. Таким образом, анализ делает возможным синтез, а синтез делает возможным анализ. Так, например, единство анализа и синтеза обнаруживается в генетике. Генетическое познание можно рассмотреть как движение от целого к вычленению частей этого целого и затем к восстановлению этого целого, к синтезу с новым знанием взаимодействующих частей этого целого. В диалектике развития генетики этап анализа сочетается с синтетическим подходом. Изучение каждого изолированного явления отдельной белковой молекулы, клетки, ткани дает только частичное знание и является неизбежным этапом на пути к синтетическому знанию. Формой синтеза научных знаний выступает научная теория. Научная теория дает полное описание объекта исследования. В теории реализуется систематическая связь характеристик объекта исследования, выявляются внутренние и внешние взаимодействия элементов системного объекта. Следовательно, диалектическое единства анализа синтеза выступает формой реализации метода восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении (См.: Диалектическая логика. – М., 1983.- С. 203). В методе восхождения от абстрактного к конкретному реализуется диалектическое единство анализа и синтеза в познании. В самом деле, этот метод требует рассматривать целое во всем многообразии свойств и связей целого, их взаимную детерминацию, тенденции развития. При этом формулируются основные абстрактные понятия, система которых логически выражает сущность исследуемого объекта. Изучение же целого создает предпосылки для аналитического расчленения объекта. Познание синтетического объекта как системного целого позволяет выявить противоречия целого, которые являются источником развития последнего. Анализ же позволяет вычленить основное противоречие целого. Единство расчлененности объекта познания на части, органической взаимосвязанности этих частей проявляется при изучении объектов познания с позиции диалектики элементов и структуры. Элементы, из которых состоит объект, структура объекта находятся между собой в закономерной связи, в диалектическом единстве. Единство элементов и структуры обусловливает правила применения метода анализа и синтеза: познать предмет только как систему или только как элемент невозможно при помощи только синтеза или только анализа. Анализ должен сочетаться с синтезом. В окружающей природе процессы распада, расчленения целого на части, возникновения нового целого более сложного, качественно иного являются необходимыми, объективными, всеобщими. Поэтому операции анализа и синтеза в познавательной деятельности имеют свою объективную основу. Всеобщность закономерной взаимосвязи анализа и синтеза в процессе мышления позволяет рассматривать их в качестве принципа диалектической логики, принципа диалектического метода познания. Таким образом, диалектическая взаимосвязь анализа и синтеза имеет свою объективную основу, является одним из характерных моментов научного познания, охватывая все его уровни и этапы. Такова сущность некоторых проблем диалектической логики, в формах мышления которой воплощаются законы диалектики, становясь принципами мышления. Принципы мышления функционируют как начала теоретического мышления. Диалектическая логика – это способ теоретического мышления, теоретический метод решения практических задач. Диалектическая логика – заключительное звено, которое связывает теорию диалектики, теорию познания с практической, преобразующей деятельностью человека. Материалистическая диалектика предстает в виде теории, в которой диалектика, теория познания и логика находятся в диалектическом тождестве при сохранении своей самостоятельности. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие основные концепции бытия в истории философии Вы знаете? 2. Дайте определение категории "бытие" и обоснуйте его. 3. Каковы основные сферы бытия? 4. Как вы относитесь к попыткам обоснования "третьей" линии в философии? 5. Каковы историко-философские взгляды на проблему материи? 6. Какие естественнонаучные и философские предпосылки научного определения категории "материя" Вы можете назвать? 7. Какие решения в поисках единства мира Вы знаете? 8. Перечислите основные свойства и атрибуты материи. 9. Дайте определения категориям «движение», «пространство», «время» и перечислите их основные характеристики. 10. Какие основные исторические формы диалектики Вы знаете? 11. В чем заключается противоположность диалектики и метафизики? 12. Дайте определение категории "развитие". 13. Какие элементы входят в содержание процесса развития? 14. Перечислите элементы системы диалектики. 15. Что такое синергетика? 16. Раскройте содержание понятий «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие». 17. Что представляет собой единство и борьба противоположностей? 18. Назовите этапы развития противоречий и варианты их разрешения. 19. Что такое «качество», «количество», «мера», «норма»? 20. Как происходит переход количественных изменений в качественные? 21. Что представляет из себя диалектическое отрицание? 22. Почему троичность является необходимой формой развития? 23. Дайте определение философским категориям, перечислите их особенности. 24. Постройте систему категорий диалектики. 25. Раскройте диалектику категорий единичного, общего, особенного. 26. Дайте определение категориям «сущность», «явление», «кажимость». 27. Соотнесите понятия «причина», «следствие», «необходимость», «случайность». 28. Определите категории «структура», «функция», «система»; покажите их взаимосвязь. 29. Как соотносятся между собой категории «форма» и «абстрактная возможность»? 30. Что означает формула: «возможность действительна, а действительность возможна»? 31. Имеет ли сущность форму? 32. Какая категория богаче по содержанию сущность или необходимость? 33. Как соотносятся категории структуры и качества? 34. Как соотносятся категории форма и возможность? 35. Дайте определение диалектической логике. 36. Назовите основные принципы диалектической логики.
ЛИТЕРАТУРА 1. Акимов Т.А., Хаскин В.В.Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: учебник.-М.,2007. 2. Алексеев П.П., Панин А.В. Философия. Учебник. – М., 1996. 3. Антология русской философии в 3 т.т. – СПб., 2000. – Т.2. 4. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.I. Наука логики. – М., 1974. 5. Долинин В.А., Петленко В.П., Попов А.С. Диалектика и логика клинического мышления. – Л., 1982. 6. Идеалистическая диалектика в ХХ столетии. – М., 1981. – Т.1. 7. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. - М.,1984. 8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2005. 9. Князева Б.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизация сложных систем. - М., 1994. 10. Липовко П.О. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов.- Ростов на Дону, 2004 11. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник.-М.,2008 12. Материалистическая диалектика в 5 т.т. – М., 1981. – Т.1. 13. Миклин А.М. Концепции современного естествознания. Эволюционная идея в естествознании ХХ века. – СПб., 2007. 14. Мир философии. – М., 1991. – Т.1. 15. Мозелов А..П. Философские проблемы теории естественного отбора. - Л.,1983. 16. Петленко В.П., Попов А.С. Философские проблемы медицины. – Л., 1978. 17. Пригожин И.Р. Познание сложного: Введение. – М., 1990. 18. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2008. 19. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. – М., 1986. 20. Чижевский А.А. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1976.
СОДЕРЖАНИЕ
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |