Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место коррекционно-педагогической деятельности в педагогическом процессе

Ыбери альтернативу

Необходимо рассмотреть вопрос о специальном образовании (Образование, что это такое?).

Образование- это общественно организуемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями, последующего социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. Образовательный процесс включает: обучение, воспитание, развитие (Что такое?). Обучение непосредственно направленно на усвоение учащимися опыта. Воспитание и развитие осуществляется опосредственно, эти явления доводятся до уровня умений и навыков при помощи специального оборудования и приборов. Все три процесса выступают едино (органично связаны друг с другом и разграничить их практически невозможно). В специальном образовании в это триединство вплетается коррекция (Что это такое?). Коррекция - это исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Таким образом, чтобы правильно определить содержание коррекционной работы в специальных учреждениях необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования.

Коррекционное обучение - усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психологического и физического развития и усвоение способов применения полученных знаний. Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств и

качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие - исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, соответствующих физическим и психическим функциям, сохранной сенсорной сферы и нейродинамическим механизмам компенсации дефекта. Система коррекции и её использование в процессе направляющего обучения аномальных учащихся позволяет наметить определенные контуры в построении специфики специального образования.

Таким образом коррекционное воспитание обязательно включает в себя процесс формирования обобщающих знаний об «объекте отношений» (Лернер И.Я.), что позволяет учащимся правильно ориентироваться в различных условиях и ситуациях. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им предается новый характер. В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности, по мере того, как происходит усвоение социального опыта. В ходе коррекционной работы развивается умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать, регулировать свою деятельность, навыки социально-трудовой ориентировки. В процессе коррекции, как и в общеобразовательной деятельности обучение должно идти впереди развития (Л.С. Выготский) и строится на тех психических, физических функциях, которые еще не созрели (которые, потом, созревают и двигают развитие вперед).

В схеме Леднева обучение, воспитание и развитие показаны в виде трех пересекающихся окружностей, которые символизируют взаимосвязь этих трех компонентов между собой. Социальная среда оказывается на всех уровнях рассмотрения процесса, но в разной степени: Она обуславливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности, учащихся, их социально трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.

Коррекционно-педагогическая деятельность - составная часть единого педагогического процесса, она имеет определенную структуру и направление воздействия. Направления коррекционно-педагогической деятельности

1. Корректирующее воздействие на ребёнка средовыми факторами (природными,
социальными), т.е. «терапия средой».

2. Организация учебного процесса (его коррекционная направленность).

3. Специальный подбор культурно- массовых и оздоровительных мероприятий.

4. Психогигиена семейного воспитания.

Эти направления могут быть раскрыты пошагово:

• совершенствование достижений сенсомоторного развития

• коррекция отдельных сторон психической деятельности

• развитие основных мыслительных процессов

• развитие различных видов мышления

• коррекция нарушений в развитии эмоциональной личностной сферы

• развитие и овладение техникой речи

• расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Принципы коррекционно-педагогической деятельности.

1. Ведущим является принцип системности коррекционных профилактических и
развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают
взаимосвязанность развития различных сторон личности ребёнка и их гетерохронность
(неравномерность развития). Т.е. каждый человек находится на разных уровнях развития
в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде. Например: подросток на
уровне благополучия - соответствует норме развития, на уровне риска - угроза
возникновения потенциальных трудностей и т.д.

2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность
педагогического процесса. Коррекционно-педагогический процесс требует контроля
динамики хода и эффективности коррекции, проведение диагностических процедур,
пронизывающих все этапы коррекционно-педагогической деятельности от постановки
цели до получения конечного результата.

3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-
педагогическом процессе целесообразнее рассмотреть в плоскости принципа
нормативности развития личности, как последовательно сменяющихся друг другом
возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Д.Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделял три параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса (Как вы думаете какие?)

1. ССР-единица анализа динамики развития ребёнка

2. Уровень сформированности психических новообразований и их значение на данном
возрастном этапе.

3. Уровень развития ведущих видов деятельности.

4. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной
работы и способы реализации поставленных целей через организацию активной


деятельности учащихся, создание условий для его ориентации в конфликтных ситуациях, выработке алгоритма социально приемлемого поведения.

5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической
деятельности (необходима совокупность способов и средств, методов и приемов,
учитывающих индивидуально психологические особенности личности, и состояние
социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического
обеспечения педагогического процесса и подготовленность к его проведению учителем.

6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребёнок не может
развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть
целостных социальных отношений (родителей, мам, пап, семьи).

Вывод: Таким образом,

1. Исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая
деятельность должна занимать центральное положение в системе, т.к. она определяет
дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальных
учреждениях.

2. Коррекция должна находится на перекрестке обучения, воспитания и развития и в то же
время иметь свои специфические оттенки (направленность)

3. По объему и значимости коррекционно-педагогического процесса в системе
специального образования ему должно быть отведено заметное место на перекрестке
составляющих образования.

4. Коррекция, как социальная система должна иметь самостоятельный выход на среду, так
как система функционирует не изолировано, а в конкретных социальных условиях.

Вся система коррекционно-педагогической деятельности призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального ребёнка к реальностям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми может включаться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Содержание коррекционнно-педагогической деятельности.

Согласно Конституции РФ (стр. 43) любой гражданин РФ имеет гарантированное право и равные возможности образования, в том числе и специального. Условия их осуществления определяются стандартом (Что такое образовательный стандарт?).

Государственный стандарт - образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся. Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями отражает требования к общеобразовательной подготовке,

коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, и к трудовой и начальной профессиональной подготовке. При разработке требований стандарта учитывается как общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями недостатки развития, так и особенности, характерные только для какой-либо определенной категории лиц. Такие как (для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями):

• замедленное и ограниченное восприятие

• недостатки развития моторики

• недостатки речевого развития

• недостатки развития мыслительной деятельности

• недостаточная познавательная активность

• пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях

• недостатки в развитии личности.

Для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, проводится их корректировка. Например: Для слепых детей проводятся дополнительные занятия по обучению в ориентировке, для детей с нарушением слуха предусмотрены занятия по развитию остаточного слуха и формированию устной речи и др.

Стандарт специального образования учитывает степень выраженности нарушения и ограничения возможностей (Например: стандарт образования для незрячих, отдельный для слабовидящих и др.), а также возможность сочетания с другими нарушениями развития (Например: нарушение зрения с нарушением интеллекта, слабослышащие с нарушением зрения).

В стандарте учитываются не только индивидуальные особенности развития той или иной категории лиц с особыми образовательными потребностями, но и специфика социальнокультурных и этнокультурных условий их проживания. Поэтому стандарт имеет 2 части:

• федеральную т.е. общую для всей страны

• национально-региональную, разрабатываемую применительно к конкретным условиям и
особенностям образования лиц с ограниченными возможностями на той или иной
территории России.

Основные цели стандарта:

1. Социальная реабилитация и интеграция в общество детей с проблемами в развитии.

2. Достижение возможного уровня образованности.

Основные задачи стандарта:

1. Создание необходимых условий для развития личности ребёнка.

2. Обеспечение сохранения и укрепления психического и физического здоровья

3. Определение целей, задач, содержания для разных ступеней обучения (для всех 8 типов
школ). Обеспечение преемственности на разных ступенях.

4. Осуществление различных вариантов обучения.

5. Осуществление регионального и базового компонента

6. Осуществление профессионально-трудового обучения детей в зависимости от
программы, от патологии детей.

Таким образом, стандарт определяет для каждой категории нарушенного развития требование к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, трудовой и начальной профессиональной подготовке.

В зависимости от структуры нарушения существуют разные варианты обучения:

1. Цензовое. Дети получают аттестат зрелости в соответствии с нормой, т. е. среднее
(полное) образование (это дети без нарушений интеллектуальной сферы, они могут
поступать в ВУЗ).

2. Коррекционно-развивающий вариант для детей с ЗПР, с хроническими заболеваниями,
дети из классов компенсаторного типа. Дети получают аттестат зрелости массовой
школы, но только основной школы, т.е. содержание облегченное, минимальное, никакой
дополнительной информации.

3. Компенсаторно-адаптационный. Не предлагает выход на аттестат зрелости, это
облегченный вариант, он направлен на адаптацию, социализацию. Это вариант для
вспомогательной школы. Дети получают образование начальной школы.

4. Абилитационный вариант для тяжелой умственной отсталости. Предполагает работу до
16 лет на социализацию, адаптацию, ознакомление с окружающим, санитарно-
гигиенические навыки.

Особенностями образовательного процесса в специальной школе являются:

1. Увеличенный, как правило срок обучения

2. Выделение комплекса специальных коррекционно-развивающих задач, которые не
включаются в содержание образования нормально развивающихся детей того же
возраста.


3. Наличие пропедевтического периода в обучении (позволяет восполнить, недостающие у детей с нарушением в развитии, знания и представления об окружающем мире, подготавливают к восприятию материала).

4. Опора на предметно - наглядную основу (как можно больше анализаторов, задействовать).

5. Стимулирование познавательной активности и создание положительной мотивации учения.

6. Расчлененно-целостный характер обучения: разделение материала на составные части, изучение каждой части отдельно, а затем объединение их в единое, в систему знаний.

7. Активная роль учителя в организации учебной деятельности (но зависит от возраста и познавательных возможностей)

8. Более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лейтенант полиции Сыздыкова И.Е | Применение экономико-математических методов и моделей в управленческих решениях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.