КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место коррекционно-педагогической деятельности в педагогическом процессе
Ыбери альтернативу Необходимо рассмотреть вопрос о специальном образовании (Образование, что это такое?). Образование- это общественно организуемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями, последующего социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. Образовательный процесс включает: обучение, воспитание, развитие (Что такое?). Обучение непосредственно направленно на усвоение учащимися опыта. Воспитание и развитие осуществляется опосредственно, эти явления доводятся до уровня умений и навыков при помощи специального оборудования и приборов. Все три процесса выступают едино (органично связаны друг с другом и разграничить их практически невозможно). В специальном образовании в это триединство вплетается коррекция (Что это такое?). Коррекция - это исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Таким образом, чтобы правильно определить содержание коррекционной работы в специальных учреждениях необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования. Коррекционное обучение - усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психологического и физического развития и усвоение способов применения полученных знаний. Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической), позволяющих адаптироваться в социальной среде. Коррекционное развитие - исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, соответствующих физическим и психическим функциям, сохранной сенсорной сферы и нейродинамическим механизмам компенсации дефекта. Система коррекции и её использование в процессе направляющего обучения аномальных учащихся позволяет наметить определенные контуры в построении специфики специального образования. Таким образом коррекционное воспитание обязательно включает в себя процесс формирования обобщающих знаний об «объекте отношений» (Лернер И.Я.), что позволяет учащимся правильно ориентироваться в различных условиях и ситуациях. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им предается новый характер. В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности, по мере того, как происходит усвоение социального опыта. В ходе коррекционной работы развивается умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать, регулировать свою деятельность, навыки социально-трудовой ориентировки. В процессе коррекции, как и в общеобразовательной деятельности обучение должно идти впереди развития (Л.С. Выготский) и строится на тех психических, физических функциях, которые еще не созрели (которые, потом, созревают и двигают развитие вперед). В схеме Леднева обучение, воспитание и развитие показаны в виде трех пересекающихся окружностей, которые символизируют взаимосвязь этих трех компонентов между собой. Социальная среда оказывается на всех уровнях рассмотрения процесса, но в разной степени: Она обуславливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности, учащихся, их социально трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме. Коррекционно-педагогическая деятельность - составная часть единого педагогического процесса, она имеет определенную структуру и направление воздействия. Направления коррекционно-педагогической деятельности 1. Корректирующее воздействие на ребёнка средовыми факторами (природными, 2. Организация учебного процесса (его коррекционная направленность). 3. Специальный подбор культурно- массовых и оздоровительных мероприятий. 4. Психогигиена семейного воспитания. Эти направления могут быть раскрыты пошагово: • совершенствование достижений сенсомоторного развития • коррекция отдельных сторон психической деятельности • развитие основных мыслительных процессов • развитие различных видов мышления • коррекция нарушений в развитии эмоциональной личностной сферы • развитие и овладение техникой речи • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Принципы коррекционно-педагогической деятельности. 1. Ведущим является принцип системности коррекционных профилактических и 2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность 3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно- Д.Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделял три параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса (Как вы думаете какие?) 1. ССР-единица анализа динамики развития ребёнка 2. Уровень сформированности психических новообразований и их значение на данном 3. Уровень развития ведущих видов деятельности. 4. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной деятельности учащихся, создание условий для его ориентации в конфликтных ситуациях, выработке алгоритма социально приемлемого поведения. 5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической 6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребёнок не может Вывод: Таким образом, 1. Исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая 2. Коррекция должна находится на перекрестке обучения, воспитания и развития и в то же 3. По объему и значимости коррекционно-педагогического процесса в системе 4. Коррекция, как социальная система должна иметь самостоятельный выход на среду, так Вся система коррекционно-педагогической деятельности призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального ребёнка к реальностям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми может включаться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу. Содержание коррекционнно-педагогической деятельности. Согласно Конституции РФ (стр. 43) любой гражданин РФ имеет гарантированное право и равные возможности образования, в том числе и специального. Условия их осуществления определяются стандартом (Что такое образовательный стандарт?). Государственный стандарт - образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся. Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, и к трудовой и начальной профессиональной подготовке. При разработке требований стандарта учитывается как общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями недостатки развития, так и особенности, характерные только для какой-либо определенной категории лиц. Такие как (для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями): • замедленное и ограниченное восприятие • недостатки развития моторики • недостатки речевого развития • недостатки развития мыслительной деятельности • недостаточная познавательная активность • пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях • недостатки в развитии личности. Для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, проводится их корректировка. Например: Для слепых детей проводятся дополнительные занятия по обучению в ориентировке, для детей с нарушением слуха предусмотрены занятия по развитию остаточного слуха и формированию устной речи и др. Стандарт специального образования учитывает степень выраженности нарушения и ограничения возможностей (Например: стандарт образования для незрячих, отдельный для слабовидящих и др.), а также возможность сочетания с другими нарушениями развития (Например: нарушение зрения с нарушением интеллекта, слабослышащие с нарушением зрения). В стандарте учитываются не только индивидуальные особенности развития той или иной категории лиц с особыми образовательными потребностями, но и специфика социальнокультурных и этнокультурных условий их проживания. Поэтому стандарт имеет 2 части: • федеральную т.е. общую для всей страны • национально-региональную, разрабатываемую применительно к конкретным условиям и Основные цели стандарта: 1. Социальная реабилитация и интеграция в общество детей с проблемами в развитии. 2. Достижение возможного уровня образованности. Основные задачи стандарта: 1. Создание необходимых условий для развития личности ребёнка. 2. Обеспечение сохранения и укрепления психического и физического здоровья 3. Определение целей, задач, содержания для разных ступеней обучения (для всех 8 типов 4. Осуществление различных вариантов обучения. 5. Осуществление регионального и базового компонента 6. Осуществление профессионально-трудового обучения детей в зависимости от Таким образом, стандарт определяет для каждой категории нарушенного развития требование к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, трудовой и начальной профессиональной подготовке. В зависимости от структуры нарушения существуют разные варианты обучения: 1. Цензовое. Дети получают аттестат зрелости в соответствии с нормой, т. е. среднее 2. Коррекционно-развивающий вариант для детей с ЗПР, с хроническими заболеваниями, 3. Компенсаторно-адаптационный. Не предлагает выход на аттестат зрелости, это 4. Абилитационный вариант для тяжелой умственной отсталости. Предполагает работу до Особенностями образовательного процесса в специальной школе являются: 1. Увеличенный, как правило срок обучения 2. Выделение комплекса специальных коррекционно-развивающих задач, которые не 3. Наличие пропедевтического периода в обучении (позволяет восполнить, недостающие у детей с нарушением в развитии, знания и представления об окружающем мире, подготавливают к восприятию материала). 4. Опора на предметно - наглядную основу (как можно больше анализаторов, задействовать). 5. Стимулирование познавательной активности и создание положительной мотивации учения. 6. Расчлененно-целостный характер обучения: разделение материала на составные части, изучение каждой части отдельно, а затем объединение их в единое, в систему знаний. 7. Активная роль учителя в организации учебной деятельности (но зависит от возраста и познавательных возможностей) 8. Более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |