Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Латентная стадия ( от 6 - 12 лет)

5) Генитальная (12-18 лет) Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания.

Он утверждал, что основные личностные характеристики закладываются в возрасте 5-6 лет. Согласно теории Фрейда, успешное преодоление первых трех стадий обусловливает формирование психически здоровой личности.

3. Фрейд является автором теории трехкомпонентной струк­туры личности. Он выделил три компонента человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции:

1. ИД (Оно) – врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия. Ид состоит из «либидо» (от лат. libido - влечение, желание, стремление. Т.е., позитивные, любовные, сексуальные импульсы; стремление к получению удовольствия. Синоним эроса) и «танатоса» (деструктивных, агрессивных инстинктов, стремление к разрушению, угасанию, смерти). Танатос - в гре­ческой мифологии бог смерти, ассоциируется с хаосом, мра­ком, сном.

2. ЭГО (Я) – рациональная часть психики, которая объясняет человеку происходящее и помогает ослабить конфликт между Ид и Суперэго. Эго - компо­нент, ответственный за принятие реше­ний. Стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соот­ветствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.

3.СУПЕРЭГО (сверх-Я)– сознание, включающее нормы поведения, усваиваемые с помощью родителей и подкрепляемые ими. Приобретается в процессе со­циализации, которая трактуется как процесс формирования суперэго. Функции суперэго – совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Конфликт Ид и Суперэго порождает чувство тревоги, нервозности, напряженности без какой-либо объективной, видимой причины.

Цель психоаналитической терапии по 3. Фрейду: «Где было Ид, там будет Эго», т. е. психические процессы, проте­кающие на бессознательном уровне, должны быть макси­мально глубоко раскрыты и представлены сознанию для ин­теграции в экзистенциальную организацию. Человек должен договориться с реальностью. Узнать о своем бессознательном можно, анализируя сны, оговорки, ассоциации.

Сторонники этого направления полагают, что причины проблем человека кроются во внутриличностном конфликте, истоки которого лежат в раннем детском опыте. Будучи хотя бы раз выявленными и правильно понятыми, конфликты больше не вызывают поведенческих трудностей.

То есть, психоаналитики считают, что пациент должен признавать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности исходят из конфликта меж­ду желаниями и страхом, конфликтом между несовме­стимыми желаниями. Отсюда, как считает Карен Хорни, перед пациентом стоят три задачи:

1. «выразить себя как можно полнее и откровеннее;

2. осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь;

3. выработать способность изменять то, что нарушают гармонию отношений человека с самим собой и окружающим миром».

Принципы психодинамической терапии:

1. Для выяснения природы проблем клиента необходимо изучать его ранний детский опыт.

2. Понимание природы проблем осуществля­ется не только познанием симптоматики специалистом-аналити­ком, но и самим клиентом.

3. Необходимо строить позитивные взаимоотношения между специалистом и клиентом.

4. Спо­собствовать раскрытию подсознательных защитных механиз­мов, формирующихся в раннем детском возрасте и проявляющихся в дальнейшем в периоде взрослости. Психоанализ должен быть направлен на помощь в ос­вобождении от патогенных защитных механизмов, что способствует установлению необходимого баланса между внешними (социальными) и внутренними (биологически­ми) силами, действующими на личность.

Перенос - это бессознательное желание клиента удовлетворить свою неосознанную неудовле­творенную е прошлом потребность за счет человека, оказывающего ему в данный момент помощь. Этим объясняются многие широко распространенные феномены, например психологическая зависимость от помощника, различного рода фантазии и неадекватно сильные чувства по отно­шению к нему. Если тот же бессознательный процесс начинается и у помощника (контрперенос), то это часто влечет за собой неадекватные действия с его стороны и в конечном итоге может привести к широко известному профессиональному выгоранию специалиста.

Выделяют две формы переноса – позитивную (страстная привязанность, симпатия, любовь, уважение) и негативную (агрессия, гнев, ненависть, презрение).

Эффектом переноса объясняются такие феномены в практике СР, как психологическая зависимость от помощника или различного рода фантазии и неадекватно сильные чувства у клиента по отношению к специалисту.

Виды психологических защит:

a) Отрицание - информация, которая тревожит и может при­вести к внутриличностному конфликту, не воспринимается.

b) Вытеснение и замещение – исключение из сферы активного сознания источника психологической напряженности и замена его более приятной мыслью или эмоцией.

c) Проекция - бессознательное приписывание другому ли­цу собственных чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемле­мость.

d) Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, но желательных для себя. Идентификация в расширенном смысле этого слова - неосознаваемое следование образцам, идеалам, по­зволяющее преодолеть собственную слабость, чувство неполно­ценности.

e) Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных при­чинами, признание которых приведет к потере самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить цен­ность недоступного («кислый виноград») или преувеличить цен­ность имеющегося («сладкий лимон»). Например, если человек пренебрежительно относится к высшему образованию, не исклю­чено, что он, таким образом, защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться.

f) Включение - значимость травмирующего фактора сни­жается за счет того, что прежняя система ценностей помещает­ся как часть в новую, более глобальную систему. Относитель­ная значимость травмирующего фактора понижается на фоне других, более мощных. Примером защиты по типу включения является катарсис (от греч. katharsis - очищение) - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании драматическим ситуациям других людей, существенно более тягостным и трав­мирующим, чем собственные. Издревле катарсис связывался с театром.

g) Замещение - перенос действия, направленного на недос­тупный объект, на действие с доступным объектом. Например, деятельность может переводиться из практической плоскости в область фантазии.

h) Изоляция, или отчужден ие - обособление внутри созна­ния травмирующих человека факторов. Неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание, так что связь между каким-ли­бо событием и его эмоциональной окраской не отражается в соз­нании. Утрачивается эмоциональная связь с другими людьми. С этим защитным механизмом связаны феномены дереализа­ции, деперсонализации, расщепления личности (множествен­ность «Я»).

i) Регрессия - форма психологической защиты, заключаю­щаяся в возвращении к ранним, связанным с детством, типам поведения, переходом на предшествующие уровни психиче­ского развития. Актуализируются успешные в прошлом спосо­бы реагирования. Индивид возвращается к той стадии психи­ческого развития, на которой переживается чувство удовольст­вия (например, от еды).

j) Сублимация - энергия инстинктов выводится по каналам, которые одобряет общество. Например, если со временем нереализованная сексуальная энергия вызывает у юноши все большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность - футбол, хоккей, другие виды спорта. 3. Фрейд счи­тал сублимацию единственным конструктивным защитным механизмом.

В рамках классического психоанализа разработаны и ис­пользуются следующие методы:

1. Метод свободных ассоциаций - метод интервью, когда респондент поощ­ряется к свободной реакции на предлагаемые исследо­вателем стимулы, к свободному рассуждению на заданные темы.

Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову, безотносительно к тому, насколько абсурдны­ми или нелогичными они могут показаться. Терапевт находит­ся вне поля зрения клиента, чтобы у него уменьшилось напряжение. Ассоциации, продуцируемые клиентом, интерпретируются как символиче­ское выражение подавленных эмоций и чувств. Свободные ассоциации клиента помогают выяс­нить природу конфликтов, обнаружить изначальные проблемные ситуации.

2. Интерпретация сопротивления. Клиент может неосоз­нанно сопротивляться воспоминанию вытесненных конфлик­тов и импульсов. Необходимо помочь ему осознать уловки сво­его сопротивления, когда работа застопорилась.

3. Анализ сновидений. Содержание их, согласно 3. Фрей­ду, раскрывает вытесненные желания. 3. Фрейд называл анализ сновидений «королевской дорогой к бессознательно­му». Сон - символическое удовлетворение желаний. В его содержании частично отражаются ранние детские пережи­вания.

4. Эмоциональное переучивание. На завершающих этапах работы стимулировать клиента использовать новые для него, полученные в результате инсайта знания в повседневной жизни. На­пример, клиент, который осознал, что потратил большую часть жизни на то, чтобы досаждать своими выборами потенциаль­ных невест и поведением своему отцу, должен начать относить­ся к нему, исходя из реалий сегодняшнего дня, функциониро­вать независимо от родителей и строить более зрелые межлич­ностные отношения.

5. Интерпретация – разъяснение неясного или скрытого для клиента значения каких-либо аспек­тов его переживания или поведения. При этом неосознанное должно стать осознанным.

6. Анализ переноса (трансфера). Аналитик поощряет развитие переноса до состояния «невроз переноса», когда поведение клиента стано­вится явно неадекватным. Данное состояние повышает вероят­ность появления у клиента инсайта (insight - понимание; непосредственное пости­жение, «озарение»). Клиент должен внезапно прозреть свои прочно укоренившиеся способы переживаний, чувства и реак­ции на значимых людей начиная с первых лет жизни. Он должен также осознать связь этих переживаний с нынешними актуаль­ными трудностями.

Традиционная психоаналитическая терапия связана с побуждением у людей инсайтов относительно их подавленных чувств. Особое внимание уделяется тому, как люди строят отношения с внешним миром, развивая навыки рационального контроля над своей жизнью.

Итак, важной особенностью психоаналитической концепции является идея о ведущей роли бессознательного. Отсюда основ­ной путь помощи человеку — добиться осознания проблем, истоки которых всегда кроются в детстве. Осознание становится контроли­руемым, управляемым и позволяет человеку избавиться от тревожа­щих его проблем.

Психодинамическая терапия вызвала появление в СР терпимого и открытого стиля отношений, в котором большое значение придается слушанию клиента и в целом — отношениям, в противоположность директивному, контролирующему стилю. Она также способствовала возникновению стремления понять личность, а не просто оказывать какие-либо услуги. Под влиянием психодинамической теории в СР акцент с событий сместился на чувства и формы бессознательного.

Говоря о методике работы, подчеркивается, что сами клиенты воспринимают себя уникальными человеческими существами, хотят, чтобы их обязательно воспринимали так же (как уникальных личностей). А поскольку люди уникальны, необходимо найти соответствующее именно этому случаю решение. Поэтому необходимо правильно поставить социальный диагноз, что возможно при сборе всей необходимой информации. Информация должна быть предельно точна, детализирована.

К ранним психодинамическим концепциям социальной работы относится, прежде всего, диагностическая теория, разработанная М. Ричмонд, согласно которой помощь нуждающимся определяется диагнозом, пос­тавленным социальным работником на основа­нии изучения как клиента, так и его окру­жения. В дальнейшем представители диагностической школы подвергли эти взгляды не­которой модификации: по их мнению, в центре внимания социального работника должна быть личность клиента, а не его отношения с окружа­ющей средой. При этом они полагали, что оцен­ка личности должна основываться на учете данных, касающихся начального этапа ее формирования, который приходится на раннее детство. Опираясь на эту оценку, социальный работник самостоятельно ставит диагноз, а за­тем назначает своему клиенту необходимое ле­чение.

Другая психодинамическая концепция - функциональная теория. Ееосновы были заложе­ны В. Робинсон, опубликовавшей в 1930 г. свою книгу «Психология изменения в социальной работе с клиентами». Если у М.Ричмонд со­циальная работа рассматривалась как лечение, проводимое экспертом на основе составленно­го им самим диагноза, то у В.Робинсон - как помощь, осуществление которой существенным образом зависит от позиции клиента, заключающейся в его желании изменить свое положение. В цен­тре внимания представителей функциональной школы был уже не диагноз, а процесс оказания помощи, предпо­лагавший взаимодействие между социальным работником и его клиентом. Рассматривая клиента как центральную фигуру процесса оказания помощи, В. Робинсон полагала, что только он может вы­бирать для обсуждения с социальным работни­ком темы из своего прошлого. Более того, имен­но клиент, а не социальный работник должен ставить диагноз. Задача социального работника - брать на себя ответственность за формирование таких отношений с клиентом, которые побужда­ли бы его к принятию помощи в решении этих проблем, а также за сам процесс оказания помощи. Во­обще для функциональной школы характерен более демократичный подход к отношениям между социальным работ­ником и его клиентом, чем для диагностической школы, в которой социальный работник рассматривается как эксперт, стоящий над клиентом. Функциональная школа исходит из того, что специалист и клиент находятся на одном уровне.

Влияние функциональной теории по-прежнему заметно в социальной работе в идее самореализации, важности структурирования времени в практической работе и акценте на процессе и личностном развитии. Здесь утверждается, что социальная работа — это процесс взаимодействия клиентов и социальных работников, а не последовательность действий или процедур, которые предлагает психосоциальная теория.

Более подробно см. стр. 58 – 60 Учебник Дашук «Основы СР»

Современное психодинамическое направление в социальной работе представлено «Теорией привязанности» Хуве, который констатирует связь особенностей раннего детского развития и детско-родительских отношений. Исследователь доказывает, что ранний детский опыт привязанности к уверенным и отзывчивым взрослым способствует формированию уверенности в социальных отношениях на более поздних этапах. Такие качества, как теплота, взаимность, поддержка и безопасность, являются обязательными для развития гармоничной личности.

Боулби утверждает, что материнская депривация и трудности раннего периода являются наиболее разрушительными для развития ребенка и негативно сказываются на дальнейшей жизни человека. Реакциями на разлуку с родителями являются защитные механизмы: дети типа А стремятся уйти от людей и избежать контакта; дети типа Б ищут контакта с людьми и демонстрируют послушание; дети типа В становятся агрессивными по отношению к другим. Поведенческие модели привязанности и защитные механизмы часто сохраняются на протяжении всей жизни и проявляются в отношениях с родителями, сверстниками, партнерами и своими детьми. Например, тот, кто реагирует агрессивно, с трудом строит отношения с людьми, а тот, кто избегает контакта, испытывает сложности в интимных отношениях. На развитие личности влияют негативные переживания, возникшие в результате ухода или потери близких.

Действия социальных работников должны быть направлены на обеспечение понимания и поддержки. Важны толерантность и устойчивость к проявлениям агрессии и замкнутости, обдумывание и анализ причин поведения, которые, наверняка, связаны с прошлым опытом клиента. Поддержка включает практическую помощь, обращение за социальной защитой, оказание услуг и помощи в повседневной жизни, а также, при необходимости, эмоциональную поддержку в виде внимательного выслушивания, принятия и признания переживаний клиента. Большое значение имеет словесное признание заслуг клиента: «Вы стараетесь сделать все возможное, чтобы быть хорошей матерью…», а также информация о службах помощи и неформальных объединениях. Поддерживающие, заботливые отношения между социальным работником и клиентом могут частично компенсировать защитные механизмы.

Несколько моделей психодинамической теории нашли применение в работе стационарных учреждений социальной помощи. Наиболее известные из них: терапия средой и терапевтические микросоциальные группы. Кроме этого активно применяются такие методы работы с клиентами социальных служб:

семейная терапия, включающая в себя семейную психотерапию, психокоррекционную работу с родственниками клиента;

метод песочной терапии;

арт-терапия (музыкотерапия, танцетерапия), арома-терапия и др.

Критика: Критики утверждают, что индивидуализация отодвигает на второй план социальные проблемы отдельных людей и социальных групп. Проблемная область ограничивается отдельно взятым человеком (индивидом). Помощь оказывается отдельным людям и семьям. Такой способ работы не связывает социальные проблемы с типом общественных отношений и социальной политики. «Проблемы индивидуализированы вместо того, чтобы передать их в коллективную ответственность». Обвиняются сами конкретные люди, а не общество в целом. Критикуют и методы диагностирования: соцработник отделяется от ситуации и изучает клиента как объект. Тот, кто ставит диагноз, считается экспертом, а тот, кому вынесли диагноз, оставляется на произвол судьбы (с наклеенным ярлыком).

Критикуется идея ценностного нейтралитета и нейтрального соцработника.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы изучения и анализа травматизма | Год - вторая империя во Франции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.