Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие малой группы. Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зави­симости от того




Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зави­симости от того, о каком классе групп идет речь Образование формальных групп, выступающих структурными элементами соци­альных организации и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения ин­дивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлека­тельность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как пра­вило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный амери­канским психологом Д.Хайменом (1942 J, и существование нефор­мальных групп внутри формальных организаций.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принад­лежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универ­сальных психологических механизмов, способствующих объедине­нию людей в малые группы и формированию психологической об­щности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе об­щения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Учет социально-психологических факторов при формирова­нии первичных коллективов является важной практической зада­чей. Результаты исследования В.П.Познякова (1991) показали, что в условиях изменения формы собственности на предприяти­ях взаимоотношения в малых группах, выступающих структурны­ми подразделениями производственных организаций, могут скла­дываться принципиально по-разному в зависимости оттого, фор­мировались ли эти группы добровольно, с учетом желания работ­ников вместе работать и хозяйствовать, или по формальному при­знаку. Если в первом случае совместная хозяйственная деятель­ность сопровождалась усилением групповой сплоченности и при­верженности к своей группе, то во втором — наблюдалось усиле­ние дезинтегративных тенденций вплоть до распада группы.

Этапы развития малой группы. Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизне­деятельности, однако лишь началом этого процесса, который пред­стает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития груп­пы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), раз­личающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригруп-повых отношениях, дифференциации и интеграции.

Развитие группы происходит в континууме, высшую точку ко­торого занимает коллектив — реальная контактная группа, отли­чающаяся интегративным единством направленности, организо­ванности, подготовленности и психологической коммуникатив­ности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры.

В предложенном континууме автор выделяет следующие ос­новные этапы развития группы как коллектива. Номинальная груп­па характеризуется внешним, формальным объединением инди­видов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмо­циональных отношений. Группа-кооперация характеризуется пре­обладанием интегративных тенденций в сфере деловых отноше­ний. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узко­групповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интегра­ция с другими группами на основе направленности на более ши­рокие социально значимые цели. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как эта­пы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительно­го пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипа­тией, эгоизмом в межличностных отношениях {«интраэгоизм» по Л.И Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции

В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Пет­ровским (1979), развитие группы характеризуется по двум основ­ным критериям: степень опосредованное™ межличностных отно­шений содержанием совместной деятельности и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы мож­но определить в континууме от диффузной группы (случайного со­брания людей, не связанных совместной деятельностью) до высо­коорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опос­редствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрес­сивного изменения отношений (изменение социальной направлен­ности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает воз­можность четкой типологизации многочисленных реально суще­ствующих групп по предложенным параметрам.

В западной социальной психологии существует большое коли­чество моделей развития группы. Для большинства из них харак­терно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности- деловой, свя­занной с решением групповой задачи, и межличностной, связан­ной с развитием групповой структуры В сфере деловой активно­сти Б Такмен выделяет следующие стадии: 1) ориентировка в за­даче и поиск оптимального способа ее решения, 2) эмоциональ­ные реакции на требования задачи, противодействие членов груп­пы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением зада­чи и противоречащим их собственным намерениям, 5) открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого пони­мания намерений друг друга и поиска альтернатив, 4) принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет ста­дии: I) «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения, 2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимо­действия и отсутствием единства в группе, 3) «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфлик­тов, 4) «функционально-ролевая согласованность», связанная с об­разованием ролевой структуры группы, соответствующей содержа­нию групповой задачи (Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., 1991, с.52-53). Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвя­занно, а противоречия между ними могут рассматриваться как ме­ханизмы группового развития




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.