Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика видов, форм и методов финансового контроля

В основе классификации видов, форм и методов финансово­го контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации. Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определен­ных признаков классификации выделяют следующие виды фи­нансового контроля (табл. 6.1).

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, вы­деляют: государственный финансовый контроль и негосудар­ственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:

1. По отношению к ветвям государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными) орга­нами государственной власти, как непосредственно (парламент­ский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президен­том; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осу­ществляют палаты Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам). В соответствии со ст. 107 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой феде­ральные законы по вопросам: федерального бюджета; федераль­ных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, та­моженного регулирования, денежной эмиссии. Органами неза­висимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъ­ектов РФ.

Система контрольных органов в рамках исполнительной власти в Российской Федерации формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муни­ципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Президентский контроль в Российской Федерации, как конт­роль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законода­тельством (например, Контрольное управление Президента РФ).

2. По отношению к уровню государственной власти выделя­ют: федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового конт­роля. К федеральным органам относятся: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы и др. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (на­пример, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счет­ные палаты краев и областей РФ), контрольные органы админи­страции субъектов РФ (например, Главное управление государ­ственного финансового контроля города Москвы).

3. По характеру компетенции выделяют: органы общей ком­петенции - осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Глав­ное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служ­ба финансово-бюджетного надзора РФ и др.); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый конт­роль и общественный контроль. Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осу­ществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соот­ветствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать пра­вильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, фи­нансовом и имущественном положении субъектов хозяйствова­ния и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля досто­верности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итого­вым документом, в котором отражаются результаты проведенно­го аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к ко­торым относятся члены организации или собственники ее иму­щества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отноше­нии определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в опреде­ленной организационно-правовой форме) и инициативный ау­дит. Целью обязательного аудита является получение информа­ции о финансовом положении организации, пользователями ко­торой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом поло­жении организации, состоянии ее взаимоотношений с контра­гентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима ис­полнительному органу или участникам (собственникам) органи­зации для принятия управленческих решений.

Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осу­ществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской провер­ки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санк­ций (например, в отличие от органов налогового контроля).

В международной практике аудита в настоящее время выде­ляют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает про­верку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководи­телю; этот вид финансового контроля осуществляется постоян­но, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламен­тация объема и характера процедур контроля, порядка их доку­ментирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при усло­вии правильной организации способствует: повышению ответ­ственности должностных лиц и работников; сохранности и раци­ональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйствен­ной деятельности организации; получению необходимой опера­тивной информации для осуществления управления.

К видам финансового контроля традиционно относят и об­щественный контроль, под которым понимают контроль, осу­ществляемый непосредственно гражданами, а также обществен­ными организациями и объединениями, т. е. без участия специ­альных государственных органов.

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможен­ный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денеж­но-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фон­дов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших ви­дов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответству­ющий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, конт­роль за правильностью осуществления бюджетного учета. Нало­говый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

Финансовый контроль, объектом которого являются финан­совые отношения, складывающиеся в различных сферах и звень­ях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют спе­циально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские ор­ганизации. Финансовый контроль в системе пенсионного обес­печения в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отно­шении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба фи­нансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвести­рованию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компани­ям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.

Совокупность контрольных действий и операций, осущест­вляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финан­сового контроля (табл. 6.2).

В зависимости от времени проведения выделяют предвари­тельный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль — контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-фи­нансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и рас­ходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

Текущий контроль проводится в процессе совершения финан­сово-хозяйственных операций, например, при рассмотрении от­дельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке ор­ганами казначейства платежных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет полу­чить необходимую оперативную информацию, характеризую­щую состояние объекта контроля, внести необходимые коррек­тивы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны для их ис­полнения Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, т. е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внут­ренним финансовым контролем понимают: по отношению к орга­нам государственной власти - контроль, осуществляемый непос­редственно в системе органов государственной власти (напри­мер, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля). При проведении финансового контроля используют опреде­ленные методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

Обследование — это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении опре­деленных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Ревизия — это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесо­образности и эффективности совершенных в проверяемом пери­оде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполага­ет сплошной охват проверяемых документов; в то время как про­верка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск не обнаружения тех или иных отклонений от уста­новленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и мате­риальных ресурсов.

По полноте охвата проверяемых вопросов проверки и реви­зии бывают: тематические (проводятся по определенному кругу вопросов) и комплексные (т. е. охватывают практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности). По характеру ис­точников контроля проводят: документальные проверки и ревизии (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся в деятельности организации) и фактические (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.).

Надзор представляет собой систему периодических контроль­ных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствова­ния с целью соблюдения ими условий лицензирования. Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятель­ности субъекта хозяйствования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципи та методи фінансової діяльності держави в Україні | Концепция элит Парето В
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.