КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффекты, основанные на задержке сигнала
Реверберация достигается путем наложения на сигнал его копий, причем интервал между временем задержки копий относительно друг друга настолько мал, что для слушателя оригинальный сигнал и копии звучат слитно. При осуществлении реверберации происходит имитация различных характеристик помещения, в котором звучит сигнал. Изменение параметров реверберации позволяет моделировать такие свойства помещения, как его площадь, объем, высота, длина, материал, из которого сделано покрытие стен, форму помещения. Таким образом, реверберация становится одним из основных и наиболее эффективных приемов работы со звуком при производстве рекламной продукции, поскольку позволяет звуковыми средствами передавать информацию, которую мы обычно привыкли получать зрительным путем. Применение реверберации разгружает визуальный канал восприятия, позволяет повысить информативность рекламного сообщения. Реверберация связана с представлением о прямом и отраженном звуке. Прямая составляющая сигнала, или, как ее часто называют в профессиональной среде, «чистая», «сухая» часть звука — это то, что мы слышим непосредственно из источника звука, т.е. это те волны от источника, которые достигают нас, распространяясь по прямой. После того, как волна изменяет направление распространения в результате столкновения с одной из поверхностей помещения, мы имеем дело уже не с прямым, а с отраженным звуком (рис. 6.12). Именно отраженный звук создает ощущение реверберации. На основе отраженного звука наш мозг на подсознательном уровне воссоздает параметры помещения. Дело в том, что волны от источника звука распространяются во всех направлениях и многократно отражаются от поверхностей помещения, изменяя при этом угол распространения. Для распространения в пространстве звуковой волны нужно определенное время, поэтому прямой и отраженный сигналы от одного и того же источника звука воспринимаются нами с интервалом, определяемым параметрами помещения. Так, сначала мы слышим прямой (dry) звук, затем — ранние отражения (early reflections), которые являются первичными отражениями звуковой волны от пола, потолка и стен помещения, затем мы слышим волны, которые уже успели отразиться два и более раз, сигнал начинает рассеиваться и распыляться, и ухо уже не в состоянии определить отдельных отражений. Характерный гул, возникающий в помещении при многократном отражении звуковых волн от его поверхностей, и будет являться реверберацией. Реверберация имеет свое время атаки (attack time) — измеряемый в миллисекундах интервал времени, в течение которого идет нарастание уровня гула, вызванное интерференцией отражений. После того, как уровень отраженного сигнала достигает максимума, происходит его затухание. Принято считать, что реверберация прекращается, когда ее уровень падает от изначального на -60 дБ. Время, которое необходимо звуку, чтобы затухнуть полностью, называется временем реверберации (reverb time). Максимальную информацию о параметрах помещения (его размеры и расстояние слушателя до источника звука) нам дают ранние отражения — первые шесть — десять отраженных волн а также время, в течение которого они приходят. Разницу во времени между восприятием прямого сигнала и ранних отражений называют предварительной задержкой (pre-delay). Различные комбинации описанных параметров составляют распространенные алгоритмы реверберации, реализованные как на аппаратном, так и на программном уровнях. Большинство профессиональных ревербераторов (и цифровых алгоритмов реверберации) включают их в качестве т.н. пресетов (preset) — «зашитых» установок изготовителя, на основе которых можно добиться необходимого в каждом конкретном случае звучания. Перечислим наиболее распространенные из алгоритмов реверберации: Plate: придает звуку яркое, насыщенное звучание, обрабатывает солирующие инструменты, имитирует старые листовые ревербераторы Hall: Основной способ обработки музыкальных инструментальных и вокальных партий. Данный алгоритм отличается наиболее достоверной передачей акустических свойств концертных залов. Имеет раздельные, разнесенные по панораме и несколько приглушенные ранние отражения и ровное прозрачное затухание. Chamber: Этот тип реверберации используется в основном для обработки дикторского голоса, когда подмешивается незаметная реверберация без сильного окрашивания сигнала. При такой обработке не создается впечатления четко очерченного пространства, задается схематичное помещение с ровными характеристиками. Ambience: Используется тогда, когда требуется получить «теплую», широкую картину, обладает случайными ранними отражениями, ширина частотной полосы затухания постепенно сужается. Room: Короткая по времени реверберация, имитирующая реальные комнаты средних размеров. Используетсядля создания камерной атмосферы. Обладает более яркими ранними отражениями, плотным хвостом реверберации. Spring: Имитация старых пружинных ревербераторов. Практически не создает иллюзию помещения — в «хвосте» прослушиваются отдельные отражения. Традиционно используется для обработки звука сологитары. Дилэй (Delay) в переводе означает «задержка». Если при реверберации мы не слышим интервалов между отражающимися копиями сигнала, то при осуществлении задержки (delay) отраженные сигналы могут отчетливо восприниматься нами как отдельные. Применение задержки при обработке сигнала создает впечатление пространства, воздушности, полетности звука. В натуральных условиях задержка звука образуется при его многократных отражениях от отдаленных препятствий (леса, гор, стен зданий), причем при этом меняется тембральная окраска звука. Большая задержка между прямым и отраженным сигналом (500-1000 миллисекунд) помещает источник звука в тот или иной природный ландшафт, свойства которого задаются при помощи нижеуказанных регуляторов. Уровень чистого сигнала (Dry out) — уровень громкости необработанного сигнала, подаваемого на выход устройства. Уровень обработанного сигнала (Wet out) — уровень громкости обработанного задержкой сигнала, микшируемого на выходе с исходным сигналом. Соотношение этих параметров характеризует некоторые физические свойства ландшафта — его способность поглощать, отражать и рассеивать сигнал. Обратная связь (Feedback) — выраженная в процентах интенсивность отражений одной и той же волны. Обратная связь создает эффект многократного эха, который сразу «раздвигает» фонограмму в пространстве, т.к. отраженный сигнал с разной интенсивностью накладывается на исходный, создавая впечатление присутствия многих источников звука в звуковой картине. Пространственной локализации отражающих поверхностей помогает также регулятор панорамы (pan), который позволяет «разместить» отражающие поверхности справа и слева от слушателя под определенным углом. Грамотное использование этих регуляторов способствует созданию правдоподобной стереокартины. При осуществлении реверберации учитывается тот факт, что отраженный звук отличается по тембру от исходного — изменяется его АЧХ. Например, высокочастотные составляющие сигнала быстрее поглощаются отражающей поверхностью, т.к. в силу своей короткой длины они не могут обогнуть даже самые незначительные препятствия. Тембральные изменения отраженной волны регулируются при помощи таких регуляторов, как фильтр высоких частот (High — pass filter) и фильтр низких частот (Low — pass filter). Применение этих фильтров позволяет установить частотный диапазон для отраженного звука. Частотные составляющие, находящиеся за нижней и верхней границами этого интервала, будут подавляться. Таким образом, можно сделать отраженный звук как более светлым и отчетливым, так более гулким и размытым. В реальных условиях звуковые волны отражаются не от одной, а от нескольких поверхностей и имеют, соответственно, несколько траекторий или «трасс» циклического движения (feedback). Это обстоятельство на аппаратном или программном уровне отражено в том, что дилэй имеет не один, а В основу звуковых эффектов флэнжер (Flanger), фэйзер (Phaser) и хорус (Chorus) также положена задержка сигнала. Но эти три эффекта позволяют «нарисовать» звуковую картину, несколько отличную от той, которую дает дилэй. Применение задержки основывется на том допущении, что источник звука, приемник звука (слушатель) и отражающие поверхности неподвижны друг относительно друга. В этом случае время задержки остается постоянным, а частота звука не изменяется, каким бы путем и с какой бы стороны он ни приходил. Если же какой-то из этих трех элементов подвижен, мы имеем дело с различными вариантами указанных эффектов. При этом изменение местоположения в пространстве связано с изменением частоты, панорамы и т.д. Хрестоматийным примером является изменение высоты гудка движущегося навстречу слушателю паравоза. Алгоритмы обработки, основанные на задержке, реализованы в следующих компьютерных программах: Ultrafunk fx:reverb; ТС Native Essentials-X; Arboretum Hyperprism DX Hall/Room Reverb; Sonic Foundry Reverb; Sonic Foundry Acoustic Mirror; DSP/FX StudioVerb; Cool Edit Pro Full reverb, Cakewalk FX Soundstage plug-in; Sonic Foundry Multi-Tap Delay и др.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |