Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика и организм




Для того чтобы поведение человека было успешным, необходимо, чтобы его внутренние состояния, внешние условия, в которых человек находится, и предпринимаемые им практические действия соответствовали друг другу. На физиологическом уровне функцию объединения (интеграции) всего этого обеспечивает нервная система. Она анатомически устроена так, чтобы связывать внутренние органы с внешней средой, управлять органами движения.

Нервная система человека состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел включает головной мозг, промежуточный и спинной мозг. Вся остальная часть нервной системы относится к периферической.

Связь центральной нервной системы со всеми органами и тканями организма обеспечивают нервы, выходящие из головного и спинного мозга. Они несут в себе информацию, поступающую в мозг из внешней среды, и проводят ее в обратном направлении к отдельным частям и органам тела. Нервные волокна, проводящие информацию в мозг с периферии, называются афферентными, а те, которые проводят импульсы от центра к периферии – эфферентными.

Ответную реакцию организма на раздражение рецепторов, осуществляющуюся с участием центральной нервной системы, называют рефлексом. Раздражителем, вызывающим рефлекторную реакцию, может быть любое изменение внешней и внутренней среды организма.

Путь, по которому осуществляется рефлекс, называют рефлекторной дугой. От рецепторов – специфических аппаратов органов чувств, способных воспринимать определенные физические воздействия и реагировать на ни, - нервный импульс по афферентному пути поступает в соответствующий участок центральной нервной системы, где происходит переработка полученной информации. Далее эфферентные нервные волокна проводят сигнал в эффекторы исполнительного органа, который и осуществляет ответную реакцию организма на раздражение. Таким образом, рефлекторная дуга состоит из пяти основных звеньев: рецептора, афферентного пути, центральной нервной системы, эфферентного пути и эффектора.

Работа коры головного мозга и подкорковых структур связана с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека. Основные психические функции имеют более или менее точное представительство в отдельных мозговых структурах. Например, корковая зона зрительного анализатора расположена в затылочных отделах больших полушарий, слуховая занимает поля в верхних отделах височных долей, кожная чувствительность представлена полями сенсорной зоны. С движениями в коре головного мозга преимущественно связана моторная зона. Речь в коре головного мозга локализована в нескольких центрах, и ее месторасположение является наиболее широким и сложным. Один речевой центр локализуется в лобных долях, другой – в теменных, третий – в височных. Это свидетельствует об особой важности речи в регуляции психики и поведения человека на высших уровнях.

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И.М. Сеченов. По мысли И.М. Сеченова, психические явления входят как обязательный компонент в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал Сеченов, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так как оно имеет ту же самую рефлекторную природу. Позднее его идеи развивал И.П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения [].

В процессе эволюции животного мира выработалось два приспособительных механизма, обеспечивающих биологически целесообразные реакции организма на воздействия внешней и внутренней среды. Один из них – безусловные (врожденные) рефлексы, второй – условные (приобретенные) рефлексы.

Безусловные рефлексы постоянны для каждого вида, класса или типа животных. Они представляют собой исторически возникший (филогенетический) опыт животного, накопившийся в результате длительного эволюционного развития его предков. Эти рефлексы проявляются одинаково у каждого индивидуума одного и того же вида и включают четко очерченную врожденную программу поведения, приспособленную к определенным условиям жизни вида.

Условные рефлексы составляют нестабильную программу деятельности организма, меняющуюся в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды. Эта программа создается в течение жизни индивидуума. Она отражает опыт организма, накопленный в результате обучения в процессе индивидуального развития (онтогенеза) за все время его существования с момента рождения до конца жизни. Условные рефлексы вырабатываются на основе различных безусловных рефлексов: пищевого, оборонительного, ориентировочного, и образуют сложные системы. Обучение и воспитание людей основано на выработке огромного числа условных рефлексов различной сложности.

Образование или проявление условнорефлекторнй деятельности не всегда сопровождается субъективными переживаниями. Многие вегетативные условные рефлексы не фиксируются сознанием, но все же они не проходят бесследно. Кто из нас не переживал волнения во время экзаменов? Это состояние чисто психическое, хотя в его основе лежат условнорефлекторные связи. Они заставляют сердце биться сильнее, углубляют дыхание, стимулируют работу потовых желез, вызывают серьезные сдвиги в эндокринной системе. Нередко такие рефлексы, хоть и не осознаются нами, становятся причиной различных эмоциональных состояний. Изучение их физиологической природы позволяет вмешиваться в их течение и, когда надо, устранять их отрицательное влияние []. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что условнорефлекторная деятельность является физиологической по своему механизму и психологической по ее внутренним и внешним результатам.

Идеи И.П. Павлова, связанные с понятием условного рефлекса, претерпели своеобразную эволюцию со времени первого своего появления в начале XX века до наших дней. Поначалу на это понятие возлагали большие надежды в объяснении психических процессов и научения. Однако, эти надежды полностью не оправдались. Условный рефлекс оказался слишком простым физиологическим явлением, чтобы на его основе можно было понять и к нему свести все сложные формы поведения, тем более – психические феномены, связанные с сознанием и волей [].

 

Явление функциональной асимметрии. О симметрии в строении мозга и распределении его функций знали уже давно. Учение же о межполушарной асимметрии у человека возникло около ста лет назад. Французский врач Поль Брока обнаружил в левом полушарии моторный центр речи, поражение которого вызывает затруднение артикуляции. Он показал, что в мозге человека существует строгая локализация функций и что полушария мозга человека асимметричны в функциональном отношении.

Вскоре другой ученый – Вернике – обнаружил в левом же полушарии сенсорный центр речи, поражение которого приводит к расстройству понимания речи. Были обнаружены и другие речевые центры в левом полушарии. В конечном итоге оказалось, что нашей способностью говорить и писать, читать и понимать устную речь мы обязаны работе левого полушария. После всех этих открытий левое полушарие стало признаваться доминирующим (ведущим) во всех сферах: в отношении языка, мышления, двигательной деятельности, ориентации в пространстве. Правое же полушарие рассматривалось как дополнительное. Но такой взгляд не подтверждался клиническими наблюдениями, в ходе которых выявилось, что после поражения правого полушария нарушается зрительное восприятие и пространственное мышление. Американский исследователь Р.У.Сперри сформулировал концепцию частичного доминирования полушарий у человека, согласно которой левой полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических.

Сама концепция доминантности полушарий была сформулирована английским невропатологом Х. Джексоном в 1861 году.

Кроме общих межполушарных отличий, которые свойственны большинству людей, отмечаются и индивидуальные особенности. Так, у праворуких людей доминирующим может быть не только левое, но и правое полушарие.

Рассмотрим основные особенности полушарий головного мозга человека и сферы психической деятельности, за которые они ответственны.

Левое полушарие позволяет человеку понимать обращенную к нему речь, читать, писать, свободно оперировать цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и усвоенных ранее правил.

Но это полушарие плохо справляется с распознаванием сложных образов, неподдающихся разложению на простые составные элементы. При помощи только левого полушария человек не сможет отождествлять изображения человеческих лиц, не воспримет произведения искусства.

Попытаемся представить себе человека с временно отключен­ным правым полушарием. Такой левополушарный человек отлично владеет речью, и если его не сдерживать, то инициатива в раз­говоре прейдет к нему. Но голос у него становится сиплым, глу­хим, гнусавым, а речь утрачивает свой привычный ритм. Нарушает­ся способность правильно расставлять ударения как в словах, так и в целых фразах. Его не всегда можно понять.

Для левополушарного человека не составляет большого труда выучить длинное стихотворение или запомнить два десятка иностранных слов. Он без труда подсчитает количество находя­щихся перед ним предметов, решит в уме простую задачу.

Главнейшая особенность правого полушария – восприятие вы­разительности звуков. Воспринимая голос человека, оно занима­ется и анализом его интонации. Благодаря работе правого полу­шария, мы способны по голосу узнать близкого человека, отличить мужской голос от женского, только по одной интонации догадаться, хвалят нас или ругают. Огромнейший мир музыки доступен лишь этому полушарию. При его поражении человек не узнает мелодии хорошо знакомых песен, певец окажется неспособным петь, а музыкант исполнять даже самое простенькое музыкальное произведение.

Образную память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного также обеспечивает правое полушарие. При нарушении работы этого полушария человек совершенно без всякого удивления будет рассматривать на картинке невероятные изображения: зайца с рогами, розового слона или крылатую корову. Он просто-напросто не заметит на этих рисунках ни малейшего несо­ответствия.

Пока “выключено” правое полушарие, большинство зрительных задач вызывает очень серьезные затруднения. Человеку становит­ся сложно отыскать на столе глазами необходимую вещь, не удает­ся удержать на ней взгляд и совершенно невозможно уследить, например, за едущим автомобилем или бегущим человеком.

Для того чтобы европейцам научиться писать и читать, правое полушарие совершенно не нужно. А вот японцам, пользующи­мися иероглифами, письмо без участия этого полушария не удается. Это связано с тем, что иероглиф – это фигурный знак, миниатюрное абстрагированное изображение какого-то предмета, явления или понятия. При нарушении образной памяти разобраться в иероглифах как, кстати, и в цифрах, нотах, дорожных знаках становится невозможным.

Правое полушарие помогает нам хорошо ориентироваться в пространстве. Именно правое полушарие напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными домашними приборами и приспособлениями.

Имеется еще одно свойство правого полушария - перерабаты­вать поступающую информацию в реальном времени, то есть оно как бы наносит “временные метки” на переживаемые события.

Некоторые исследователи доказывают связь правого полушария с бессознательным в психике человека. Этим объясняется тот факт, что в хорошо, казалось бы, известном художественном, музыкаль­ном или литературном произведении мы с удивлением обнаруживаем новые грани и качества. Это значит, что в нас “жило” это знание, хотя мы его не осознавали. Благодаря способности правого полу­шария к улавливанию множества связей, к организации многознач­ного контекста и происходит неожиданное узнавание.

Психологические исследования выявили особенности функцио­нальной асимметрии, проявляющиеся различно у мужчин и женщин, у мальчиков и девочек. В среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и пространственных способностей. Эти различия обнаруживаются уже в раннем детстве. Девочки научаются говорить и читать раньше, чем мальчики, и гораздо реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению. Среди детей, оказывающихся неспособными к чте­нию, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек.

У нас два полушария, но психические процессы формируются в них как в едином органе. Асимметрия и специализация функций больших полушарий человеческого мозга – объективно обусловленная реальность, насущная необходимость, важнейший этап в развитии мозга. Только благодаря такому его строению наша мыслительная деятельность превосходит психичес­кую деятельность животных.[ ]

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.