Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер в структуре личности




Еще в глубокой древности философы, врачи, а затем и психологи обратили внимание на то, что у каждого человека проявляются свои специфические особенности в работе, общении и особенно в стиле или манере поведения, то есть каждый человек отличается от других своими особыми приметами. Сочетание особых примет, свойственных данному индивиду назвали характером. В переводе с греческого языка слово характер означает «чеканка», «примета». И, несмотря на то, что еще за тридцать веков до новой эры древневавилонский мудрец Аккадер построил первую типологию характеров [], исследования этого разностороннего, многоаспектного явления продолжаются до сих пор.

В современной психологии характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. [22]

Устойчивые отличительные особенности личности, относящиеся к ее характеру, называют чертами характера. Разнообразие и разносторонность характера как психического свойства личности, может быть описано большим количеством черт. Так, например, английский психолог Р. Кеттел для исследования феномена личности на базе словаря из 18 тыс. слов выбрал 4,5 тысячи слов, обозначающих черты личности и поведения. В настоящее время для обозначения характерологических черт личности в русском языке используется около 1500 наименований.

Для описания характера каждая его черта может быть представлена как шкалированный параметр, имеющий в крайних пределах отрицательное и положительное значение. Например: жадность – щедрость, замкнутость – общительность, леность – трудолюбие и т.д.

Характер – это не простая совокупность черт. Характер человека получает наиболее явное выражение в его поступках, действиях и поведении. Алгоритм формирования характера человека и значение его поступков лаконично выражено в известной восточной поговорке: «Посей поступок – пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь судьбу». Поступки, которые человек неоднократно повторяет, становятся его привычками, затем усваиваются как особенные, отличительные его черты и составляют существо его характера. Комплекс взаимосвязанных привычных действий и поступков личности составляют фундамент ее характера.

Привычными действиями и поступками для индивида становятся те, которые являются важными и значимыми в его жизни, посредством которых ему неоднократно удавалось успешно решать важные для него задачи. Только такие действия и поступки усваиваются личностью и становятся устойчивыми в своих проявлениях. Именно сочетание таких устойчивых особенностей и составляет характер данной личности.

Важнейшими факторами формирования характера являются проявления личности в системе отношений к окружающей действительности, в том числе и к самому себе как к другому. Эта система включает:

1. Отношение человека к другим людям. Это может быть выражено в таких чертах характера, как принципиальность – беспринципность, общительность – замкнутость, правдивость – лживость, привязанность – отчужденность, вежливость – грубость и др.

2. Отношение человека к делу. К наиболее ценным чертам характера относятся: добросовестность, исполнительность, ответственность, энтузиазм. Негативными чертами характера являются: недобросовестность, самовольство, безответственность, легкомыслие, равнодушие.

3. Отношение человека к себе: уверенность – неуверенность, самолюбие – уничижительность, эгоизм – альтруизм, самостоятельность – подчиненность и др.

4. Отношение человека к вещам: аккуратность – небрежность, хозяйственность – бесхозяйственность, бережливость – расточительность.

У индивида применительно к каждому типу отношений могут сформироваться как положительные, так и отрицательные черты характера. Какая черта характера будет свойственна конкретной личности, зависит от тех условий и факторов, под влиянием которых она формировалась. К ним относятся: темперамент, семья, школа, социальные группы и характер деятельности. Рассмотрим влияние каждого из перечисленных факторов на формирование и развитие характера.

Некоторые черты характера обнаруживаются уже в раннем возрасте. Некоторые из них обусловлены особенностями природной организации человека и в основном типом нервной системы. Особенности темперамента могут как способствовать, так и тормозить развитие определенных черт характера (см. 4.2.). В итоге свойства темперамента и характера образуют прочный сплав, обуславливающий динамическую сторону характера. Такие природно обусловленные черты характера являются достаточно устойчивыми и малоизменяемыми с возрастом.

В семье характер ребенка формируется и развивается в общении с окружающими людьми. Путем прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление ребенок усваивает формы поведения взрослых. Способы обращения взрослых с ребенком, манера общения взрослых друг с другом в его присутствии, действия матери и отца по отношению к нему, быт, материальные условия и моральная обстановка могут вызвать различный психологический эффект воздействия, существенным образом повлиять на качество формирования черт характера. В семье в первую очередь закладываются такие черты как общительность – замкнутость, щедрость – жадность, отзывчивость – черствость, человеколюбие – мезантропия (человеконенавистничество).

В дошкольном возрасте у детей формируются деловые качества, так как в этот период они включаются в посильный домашний труд, деловые игры, выполняют трудовые поручения, как дома, так и в детском саду. В характере подкрепляются и сохраняются те черты, которые постоянно получают одобрение со стороны взрослых. Считается, что именно в этот период закладываются «деловые» черты: трудолюбие – лень, добросовестность – недобросовестность, ответственность – безответственность и т.д. []

С началом обучения в школе сфера общения ребенка с окружающими расширяется. В начальных классах в первую очередь закрепляются те черты характера, которые получают поддержку и одобрение в школе. Чаще всего они сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Другие черты характера, которые ребенок приобрел дома, могут не получать поддержки ни у сверстников, ни у взрослых. В этих случаях начинается ломка характера, которая, как правило, сопровождается эмоциональной напряженностью, внешними и внутренними конфликтами. Правильное и согласованное применение приемов воспитания учителями и родителями может привести к частичному изменению черт характера или формированию компромиссного поведения. Возможна и временная маскировка (сокрытие) определенных черт характера.

С развитием и закреплением волевых и эмоциональных черт характера в подростковом возрасте и основных нравственных и мировоззренческих качеств в ранней юности заканчивается в основном становление характера личности.

Большое влияние на становление характера оказывают социальные группы (компании друзей, группы сверстников, субкультура групп, религиозные общины и организации), микросоциум (двор, квартал, микрорайон, деревня, поселок). Формирование черт характера осуществляется на стадии индивидуализации личности, когда обостряется противоречие между потребностями «быть как все» и «стать самим собой». [] В зависимости от того, что является нормой для данной группы, и как разрешается это противоречие, могут сформироваться такие черты, как открытость или скрытность, смелость или трусость, честность или лживость, принципиальность или конформность, твердость или слабохарактерность. В социальной группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные условия для развития и закрепления лучших черт характера.

Содержание и характер деятельности, в которую включается субъект, могут оказать существенное влияние на развитие и формирование характера. Деятельность и поведение определяются мотивами, целями, а также направленностью личности. В зависимости от преобладающих мотивов, потребностей и целей могут сформироваться различные черты характера. Так у одного человека основу деятельности составляют материальные потребности, а у другого – духовные. Один человек живет и работает для того, чтобы есть, другой ест для того, чтобы жить и работать. Есть люди, которые становятся рабами вещей, другие всецело поглощены творчеством. Кто-то любит и может преодолевать трудности на пути, а кто-то плывет по течению. В зависимости от направленности личности могут сформироваться такие черты как нравственность или безнравственность, целеустремленность или бесцельность, оптимизм или пессимизм, тактичность или бестактность.

Характер во многом результат самовоспитания – относительно позднего приобретения онтогенеза. Когда личность достигает определенного уровня самосознания и способности к самоопределению, самовоспитание становится значительной силой формирования, изменения и корректировки различных черт характера. Каждый человек, используя приемы самовоспитания - самоприказ, самоодобрение, самовнушение - в состоянии корректировать и чеканить свой характер в процессе адаптации к реальному миру.

Из приведенного выше становится очевидным, что структура характера представляет собой сложное образование. В структуру характера входят отдельные черты и группы черт, которые не изолированы друг от друга, а взаимосвязаны и образуют единое целое. Среди черт можно выделить такие, которые являются ведущими, основными, и такие, которые выступают как второстепенные. При этом последние могут определяться основными, а могут и не гармонировать с ними. В соответствии с этим в жизни встречаются как личности с цельным, так и с противоречивым характером.

Наличие большого количества характерологических черт личности привело к необходимости классификации (типологизации) характеров.

Изучением проблемы типологизации характеров занимается специальная отрасль психологии – характерология, имеющая такую же длительную историю, как и сама психология. На протяжении всей истории характерологии неоднократно предпринимались попытки построить типологию характеров, используя для этого различные признаки: положение звезд (Птолемей), строение души (Платон), наличие в организме определенного гумора (Гиппократ), космогонические факторы (Парацельс), тип телосложения (Кречмер), душевные наклонности (А.Ф. Лазурский), динамические особенности структуры характера (Л.С. Выготский) и др. Все эти классификации построены на основе результатов наблюдений и их обобщения, поэтому не являются научно обоснованными.

Наиболее развитыми классификациями признаны классификации, разработанные немецким психологом и психиатром К. Леонгардом и отечественным психиатром А.Е. Личко. Признаками их классификации являются проблемы психопатий в общении человека с другими людьми и его отношение к трудовой деятельности. Эти классификации построены на концепции «акцентуированной личности».

Акцентуация характера – это крайний вариант нормы как результат усиления отдельных черт [ ] Если представить какую-либо черту характера в виде шкалированного параметра, то количественная выраженность крайней границы нормы и будет акцентуированной чертой. Акцентуация характера делает человека уязвимым по отношению к определенного рода воздействиям и, как правило, на некоторое время затрудняет адаптацию личности в социальной группе. Наиболее ярко и тотально акцентуация проявляется в подростковом возрасте. По мере взросления у большинства людей происходит сглаживание акцентуированных черт. При этом в характере сохраняются “слабые места”, наиболее чувствительные к тем или иным условиям. Нельзя, однако, утверждать, что акцентуация – это диагноз, и что это всегда плохо. Чрезмерность той или иной черты характера может нести как отрицательный, так и положительный эффект. Существует несколько классификаций акцентуаций характера.

А.Е. Личко предложил классификацию характеров, включающую одиннадцать их типов: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Классификация немецкого ученого К. Леонгарда включает двенадцать типов акцентуаций: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимный, дистимный, циклоидный, лабильный, экзальтированный, тревожный, эмотивный, экстравертированный, интровертированный. [23, cтр. 332].

Так как описания акцентуированных черт по А.Е. Личко и К. Леонгарду во многом идентичны, ниже приводятся краткие описания акцентуаций характера согласно К. Леонгарду.

1. Демонстративный тип в первую очередь обладает ярко выраженным стремлением привлечь к себе внимание, для чего используются самые разные средства: самовосхваление и бахвальство, жалобы на судьбу, уход в болезнь, экстравагантность в одежде и поступках и т.д. Артистичность, присущая представителям демонстративного типа, и умение приспосабливаться имеют как положительный, так и отрицательный эффект. Эти люди быстро находят новых друзей, хорошо справляются с работой в сфере обслуживания и успешны в шоу-бизнесе. Однако, в конкурентных отношениях коварны и склонны к интригам.

2. Педантичный тип. Представители этого типа очень аккуратны, добросовестны, дотошны, пунктуальны и мнительны. Они испытывают большие трудности при принятии решения, терзаясь постоянными сомнениями в его правильности. В работе люди с данным типом акцентуации очень старательны и добросовестны, предельно тщательно выполняют порученное им дело.

3. Застревающий тип акцентуации можно описать в следующих понятиях: стойкость аффектов, чувствительность, обидчивость, злопамятность, заносчивость, подозрительность и честолюбие. Благодаря последнему качеству люди с данной акцентуацией нередко добиваются хороших результатов в своей деятельности. Однако, их склонность к застреванию как на отрицательных, так и положительных аффектах нередко является источником дискомфорта для окружающих.

4. Возбудимый тип характеризуется безудержной вспыльчивостью, агрессивностью, конфликтностью. Люди с этим типом акцентуации склонны к деспотичному управлению другими – более слабыми и беззащитными. Этот тип является наиболее дезадаптированным слабо поддающимся воспитательным воздействиям.

5. Гипертимный тип характеризуется повышенным жизненным тонусом, энергичностью, жизнерадостностью, выносливостью, общительностью. Однако, чрезмерная активность гипертима, его поверхностность и безответственность нередко вызывают раздражение окружающих. Труднопереносимыми условиями для гипертимов являются повышенный контроль, дисциплинарные требования, однообразие и размеренность, одиночество.

6. Дистимному типу акцентуации свойственны сниженное настроение, немногословие, пессимизм. Позитивными чертами данной акцентуации являются надежность и добросовестность.

7. Аффективно-лабильный (при ярких проявлениях – циклотимический) характеризуется периодическими сменами настроения, переходами от фазы подъема к фазе уныния и пессимизма. В первой фазе для человека характерны реакции и поведение гипертима. В депрессивной фазе человек становится апатичным, вялым, необщительным. Главными травмирующими факторами в этот период являются новые жизненные условия, переутомление и критика со стороны окружающих.

8. Аффективно-экзальтированный тип акцентуации наделяет человека чрезмерной эмоциональной реактивностью. Люди этого типа бурно радуются и легко приходят в отчаяние. Такие реакции не всегда обоснованы и адекватны с точки зрения окружающих. Экзальтированные личности очень доброжелательны и альтруистичны, принимают близко к сердцу печали и радости окружающих. Они преданные друзья и надежные партнеры.

9. Тревожный (боязливый) тип. Главной особенностью этого типа являются робость и нерешительность, граничащая с покорностью. В детском или подростковом коллективе такой ребенок нередко становится мишенью для нападок и издевательств. По мере взросления ребенка тревожность может компенсироваться внешней самоуверенностью или дерзостью. Люди с данным типом акцентуации нередко преданны и доверчивы в дружбе.

10. Эмотивному типу присуща высокая чувствительность и глубина переживаний. Люди с этим типом акцентуации чувствительны, обидчивы, эмоционально отзывчивы, сострадательны и добры. Это мягкосердечные, душевные люди. Они очень привязаны к друзьям и близким, разлука с которыми или эмоциональное отвержение со стороны которых переносятся очень болезненно и тяжело.

11. Эсктравертированная акцентуация характеризуется явной обращенностью к событиям внешнего мира, общительностью, контактностью, подверженностью чужому влиянию и легковерностью.Неумение и нежелание анализировать происходящее нередко приводит к импульсивности поступков.

12. Интровертированная акцентуация обращает человека, прежде всего, на его внутренний мир. При умеренной выраженности данного типа акцентуации человека характеризует здравый смысл. Среди людей такого типа часто встречаются изобретатели. Однако чрезмерный уход в свои переживания и представления отрывает человека от действительности, погружая его в мир нереальных идей, ведет к изоляции от окружающих.

Говоря об индивидуальных различиях людей, в частности об особенностях характера, необходимо помнить, что в каждом из нас есть хорошее и плохое, удобное и неудобное для окружающих. Общаясь с представителем той или иной ярко выраженной акцентуации характера, нужно учитывать его слабые и сильные места, приспосабливая к ним свои индивидуальные качества. Только в таком случае общение с окружающими людьми может быть бесконфликтным и продуктивным.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.