Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика внешней среды функционирования фирмы




Производственная мощность предприятия.

Показатели объема производства. Единицы объема производства.

Структура и показатели производственной программы предприятия.

Производственная и организационная структура предприятия. Инфраструктура предприятия.

Характеристика внешней среды функционирования предприятия. Внутренняя среда предприятия.

5. Продукция предприятия, её конкурентоспособность.

 

Знание основ теории организации дает ясное понимание того, что любое предприятия необходимо рассматривать как единое целое с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей, особенно при принятии и реализации решений. Именно в комплексном, системном подходе – ключ к успеху, и именно такой подход реализован при построении данного курса.

Системный подход — это одно из основных современных направлений теории организации, позволивших интегрировать различные ее концепции, и на основе этого увидеть фирму как целостную систему в единстве всех составляющих ее частей и в связи с внешним миром.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему (например, часы).

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материально-технические ресурсы, производимая продукция — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся. Она зависит от энергии, информации, материальных и финансовых ресурсов, поступающих извне (рис. 1).

 

Входы Преобразования Выходы  
Материально- технические ресурсы Обработка и преобразование входов (зависит от сферы хозяйственной деятельности фирмы) Продукция или услуги  
Прибыль (доходы)  
Трудовые ресурсы Социальная ответственность  
Информация и др.  
Влияние на окружающую среду  

Рис. 1. Принципиальная схема функционирования фирмы как открытой системы

На входе фирма получает от окружающей среды материально-технические и трудовые ресурсы, информацию и др. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования фирма обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Если механизм функционирования предприятия (фирмы) эффективен, то в ходе процесса преобразования создается добавочный доход (по сравнению с входом). В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, расширение рынков товаров и услуг, реализация социальной ответственности, взаимодействие с природной средой.

Таким образом, все предприятия (фирмы) являются открытыми системами и выживание любой из них зависит от внешнего мира. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей. Это особенно актуально в нестабильных российских условиях, где недооценка внешних условий деятельности может привести к банкротству фирмы.

Следовательно, любая предпринимательская структура (фирма) независимо от того, какую сферу охватывает ее деятельность, не может быть изолирована от влияния сторонних факторов, которые в совокупности и образуют внешнюю среду ее деятельности.

Внешняя среда предприятия (фирмы) может быть определена как множество сил и субъектов (назовем их факторами воздействия внешней среды), которые оказывают непосредственное или опосредованное влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами.

В самом общем виде все разнообразные факторы внешней среды можно разделить на две основные группы – прямые и косвенные.

Факторы, оказывающие немедленное и непосредственное влияние на фирму, относятся к среде прямого воздействия; все другие, оказы­вающие опосредованное влияние на фирму — к среде косвенного воздействия.

Таким образом, следует различать два уровня внешней среды, оказывающих различное влияние на функционирование фирмы.

Рассмотрим основные характеристики факторов внешней среды.

Независимо от того, к какому уровню внешней среды относится тот или иной фактор внешней среды, можно выделить четыре основные сущностные их характеристики:

1) взаимосвязанность;

2) сложность:

3) подвижность;

4)неопределенность.

Взаимосвязанность факторов внешней среды — это взаимное влияние различных факторов в процессе функционирования предприятия (фирмы). В качестве примера этого взаимовлияния можно назвать рост таможенных пошлин, который влечет за собой рост цен на нефть, газ, а значит и на электричество, что влечет за собой повышение цен почти на все товары и т.д.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, которые могут оказать существенное влияние на хозяйственную деятельность фирмы и на которые фирма обязана реагировать.

Если, например, фирма имеет многочисленных конкурентов, сложную систему поставок и ускоренно проводит технологические изменения, можно утверждать, что эта фирма находится в более сложном положении, чем фирма, имеющая лишь нескольких поставщиков, нескольких конкурентов и работающая при замедленном изменении технологии.

Подвижность внешней среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружении фирмы.

Многие исследователи указывают, что окружение современных предприятий и фирм изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть фирмы, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Быстрые изменения происходят, например, в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство традиционных строительных материалов, первичную переработку продукции сельского хозяйства.

Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений фирмы и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения; с другой стороны, производственный отдел может функционировать в относительно медленно изменяющейся среде, характеризующейся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, фирмы и их подразделения должны опираться на весьма разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.

Если информации мало или есть сомнения в ее точности, внешняя среда

становится более неопределенной, чем в ситуации, когда есть основания считать информацию высоконадежной.

Неопределенность внешней среды определяется количеством информации, которой располагает фирма по поводу конкретного фактора, а также уверенностью в достоверности этой информации.

Поскольку сфера предпринимательства, товарные рынки становятся все более глобальными и требуется все больше и больше разнообразной информации, то уверенность в ее точности снижается. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В их число включают:

- внешние экономические факторы;

- внешние политические факторы;

- внешние правовые составляющие;

- внешние научно-технические факторы;

- природно-климатические факторы.

Таким образом, внешняя среда предприятия (фирмы) – это совокупность экономических, политических, правовых, научно-технических, коммуникационных, природно-климатических и других условий и факторов, которые оказывают прямое и косвенное воздействие на деятельность предпринимательского предприятия.

Внешние экономические факторы включают общий уровень экономического развития страны, уровень рыночных отношений, конкуренции и т.д. – все, что представляет собой условия, в которых функционирует предприятие. Основными параметрами внешней экономической составляющей служат многочисленные макроэкономические показатели: размер валового внутреннего продукта и его колебания, размеры инфляции, процентные ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень производительности общественного труда, средней заработной платы, ставки налогообложения. В число параметров внешней среды предприятия входят также уровень экономического развития отдельных регионов, соотношение между потреблением и накоплением, экспортом и импортом, наличие финансовых резервов и инвестиционных ресурсов.

Внешние политические условия включают государственное устройство и государственную политику, в том числе внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика включает социальную, научно-техническую, промышленную, кадровую, экономическую составляющие, а также налоговую, ценовую, кредитную, таможенную и т.д. От того, как устроена политическая система, зависит её влияние на деловую активность предприятий: она может способствовать их развитию или создавать трудности для него. Широкая информированность предприятий о политической системе, её функционировании позволяет пользоваться благоприятными возможностями для развития своего дела, укрепления своих позиций, расширения сферы деятельности, избежать или снизить потери.

Вместе с тем и сами предприятия могут оказывать влияние на политическую сферу в своих интересах, в том числе на разработку и принятие законов и другие изменения ситуации в этой сфере.

Внешние правовые составляющие включают в себя степень правовой урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм и др. Внешние правовые составляющие оказывающие оказывают огромное влияние на успешную деятельность предпринимательских предприятий. От своевременности принятия и содержания законов и правовых норм зависит правомерность заключения и выполнения тех или иных договоров или контрактов, законность и успешность деловых операций, возможность разрешения споров и других конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предприятия.

Внешние научно-технические факторы: имеющийся в стране потенциал, содержание и направления фундаментальных (теоретических) и прикладных исследований, наличие и уровень функционирования объектов научно-технической инфраструктуры, включающей технопарки и технополисы, различные инкубаторы прогрессивных технологий, фирм, занимающихся венчурной деятельностью, лизингом лабораторных приборов и оборудования, исследовательских фондов и программ.

Коммуникационные внешние условия – это уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций.

Природно-климатические факторы: рельеф местности, площадь территории, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влажность и сухость воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии.

Отдельного изучения заслуживает очень важная часть внешней среды предприятия – деловая среда: поставщики, конкуренты, потребители, инфраструктура, государственные и муниципальные предприятия, международный сектор.

Зависимость от поставщиков весьма велика. Несвоевременная поставка, поставка некачественных ресурсов, замена одних видов ресурсов другими, завышение цен на ресурсы – все это ставит предприятие в полную зависимость от поставщиков, создает большие сложности в работе. Отсюда задача предприятия – максимально минимизировать свою ресурсную зависимость.

Конкуренты – предприятия-конкуренты реализуют аналогическую продукцию или оказывают аналогичные услуги. Задача руководителя предприятия – определить возможности конкурентов и принять необходимые меры к тому, чтобы обезопасить себя от реальных и потенциальных угроз с их стороны. Оптимальный вариант в этих условий – разработать и начать производство продукции или оказание услуг, противостоящих конкурентным и отличающихся более высоким качеством и потребительскими свойствами.

Потребители продукции и услуг. Это индивидуальные покупатели и клиенты, оптовые и розничные торговые фирмы и компании, магазины, торговые агенты, официальные дистрибьюторы. Состав потребителей зависит от многих факторов: специфика продукции и услуг предприятия, масштабов производства, рынков сбыта и т.д.

В последнее время все большую роль играют различные общества защиты потребителей, контролирующие организации, общества экологической защиты потребителей и т.д.

Воздействие потребителей проявляется в различных формах: выдвижение особых требований к качеству продукции и обслуживания, к техническим характеристикам продукции, установлении определенного уровня цен и т.д. Возможно и обратное воздействие производителей на потребителей путем гарантий высокого качества продукции, установлением более низких или стабильных цен и т.д.

Инфраструктура. В неё входят банки, фондовые биржи,

Кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, различные транспортные организации, которые оказывают предприятию различные услуги.

Государственные и муниципальные организации, а также органы власти. Влияние государственной власти, региональной и местной администрации, налоговой инспекции и других подобных организаций на предприятия проявляется в виде: принятия законов и других нормативных актов, определяющих правовую базу предпринимательства; лицензирования деятельности предприятия; взимания налогов и контроля за их уплатой.

Международный сектор. Проявляется при создании совместных предприятий, реализации совместных проектов, осуществлении доставок товаров из-за рубежа и выходе отечественных предприятий на зарубежный рынок. Особо следует отметить широко распространившуюся в последнее время покупку акций отечественных компаний иностранными инвесторами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.