Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизнес-план предприятия

Сущность и содержание инвестиционной деятельности

Сущность и содержание подготовки нового производства

Подготовка производства новой продукции – это комплекс нормативно-технических мероприятий, регламентирующих конструкторскую, технологическую подготовку производства и систему постановки продукции на производство.

Комплекс нормативно-технических мероприятий включает две стадии:

1. Опытно- конструкторские работы – разработка и совершенствование технологических процессов, чертежей на основное изделие; технологическая оснастка, нестандартное оборудование; средства для технического контроля качества и испытаний продукции. Конструкторская документация на товарную (основную) продукцию может быть получена предприятием-изготовителем от разработчика или разработана им самим. На этой стадии проводятся экспериментальные работы – изготовление макетов, моделей, проверка работы отдельных составных частей технологической оснастки и нестандартного оборудования. На данной стадии закладываются основные технические параметры и конструкторские решения новой техники, недостатки которых трудно, а подчас невозможно компенсировать на последующих стадиях.

2. На стадии производства технологического оснащения и нестандартного оборудования материализуются научные разработки, полученные на стадии опытно-конструкторских работ. От качества и надежности изготовления этих средств оснащения зависит качество изготовления деталей, узлов и агрегатов конечной продукции. Уровень подготовки производства новой продукции зависит от многих факторов – технических, экономических, организационных, социальных.

К техническим факторам относятся – разработка и внедрение типовых и стандартных технологических процессов, использование стандартизованных и унифицированных средств технологического оснащения, применение системы автоматизированного проектирования технологической оснастки, использование прогрессивных технологических приемов обработки, внедрение прогрессивных заготовок для снижения трудоемкости механической обработки и материалоемкости продукции, улучшения метрологического обеспечения и т.д.

Экономические факторы включают поэтапное опережающее финансирование работ технологической подготовки производства, предоставления льготных кредитов, создания фонда стимулирования освоения новой техники.

К организационным факторам относят развитие и углубления специализации производства; аттестацию качества технологических процессов и изготовленных средств технологического оснащения, нестандартного оборудования по результатам качества опытного образца или первой промышленной партии изделий основного производства; улучшения организации вспомогательного производства; совершенствование взаимоотношений между вспомогательным и основным производством; расширение внутризаводского, межзаводского, внутриотраслевого кооперирования.

Социальные факторы – это повышение квалификации исполнителей, механизация и автоматизация производственных и вспомогательных операций для улучшения условий труда, развитие социальной сферы, улучшение психологической атмосферы в коллективе.

Подготовка производства может потребовать технического перевооружения, реконструкции и расширения отдельных производственных участков, а также модернизации оборудования.

 

Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает вкладывать. Свое первоначальное значение данный термин не утратил и в настоящее время.

В соответствии с ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» понятие инвестиций формулируется следующим образом:»Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Из приведенного определения видно, что в основном источником прироста капитала и движущим моментом осуществления инвестиций является прибыль (доход). Инвестиции осуществляются с целью получения дохода (результата) и становятся бесполезными, если они данного дохода (результата) не приносят. Однако здесь же присутствует и вторая, не менее важная сторона инвестиций, а именно вложение ресурсов, чтобы получить требуемый доход.

Следовательно, экономическое содержание инвестиций в условиях рыночной экономики заключается в сочетании двух сторон инвестиционной деятельности: затрат ресурсов и получения результата.

Формы и методы государственной инвестиционной деятельности различны и зависят от направленности и целей инвестирования. Прежде всего, государство оказывает регулирующее влияние через государственные инвестиционные программы, далее путем прямого управления государственными инвестициями. Важным рычагом регулирования является налоговая система. Государство оказывает влияние путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. На практике в качестве регулирующего воздействия на инвестирование остается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей и производств.

Государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики. К числу форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности следует отнести антимонопольные меры, приватизацию государственной собственности, в том числе незавершенного строительства. Государственное регулирование должно оставаться важнейшим средством структурного преобразования производственного и социального потенциала РФ, повышения его эффективности.

Объемы инвестиций зависят от большего числа факторов: от распределения получаемого дохода на потребление и сбережения, ожидаемой нормы чистой прибыли, ставки ссудного процента, предполагаемого темпа инфляции.

В качестве субъектов инвестиционной деятельности выступают, с одной стороны, участники, обладающие свободными инвестиционными ресурсами (инвесторы), с другой стороны – предприятия и организации, испытывающие потребность в инвестиционных ресурсах. Третей стороной инвестиционной деятельности являются посредники, обеспечивающие взаимодействие инвестиционных институтов с потребителями инвестиционных ресурсов.

Важное место в инвестиционной деятельности занимают инвесторы. В отечественном законодательстве под инвестором понимается юридическое или физическое лицо, принимающее решение и осуществляющее вложение собственных и иных привлеченных имущественных или интеллектуальных средств в инвестиционный проект и обеспечивающее их целевое использование.

В качестве инвесторов могут выступать:

- органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом и имущественными правами;

- граждане, в том числе иностранные лица;

- предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица, государства и международные организации.

Инвесторы могут выступать в качестве вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, иными словами, выполняют функции любого участника инвестиционной деятельности.

Другой субъект инвестиционного процесса – это пользователи объектов инвестиционной деятельности. Ими могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.

Можно выделить также еще одного участника инвестиционного процесса – заказчика. Заказчиком могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционного проекта.

Под объектом инвестирования понимают любой объект предпринимательской деятельности, на который направлены инвестиции:

- денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;

- движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения и другие материальные ценности);

- имущественные права, вытекающие из авторского права, ноу-хау и другие интеллектуальные ценности;

- права пользования землей и другими ресурсами, а также иные имущественные права и другие ценности.

В отечественной экономической литературе существует несколько подходов к классификации инвестиций.

По признаку»объект инвестирования» различают следующие виды инвестиций:

1. Реальные (капиталообразующие) инвестиции (их еще иногда называют производственными или материальными): вложения в основные фонды, инвестиции в запасы товарно-материальных ценностей. Под реальными инвестициями понимают вложения средств в реальные активы – как материальные, так и нематериальные (иногда вложения средств в нематериальные активы, связанные с научно-техническим прогрессом, характеризуются как инновационные инвестиции). Реальные инвестиции осуществляются в форме капитальных вложений.

2. Финансовые инвестиции: вклады в сберегательные банки, облигации, деньги, депозиты. Под финансовыми инвестициями понимают вложения средств в различные финансовые инструменты (активы), среди которых наиболее значимую долю занимают вложения средств в ценные бумаги.

3. Интеллектуальные инвестиции: инвестиции в научные разработки, инвестиции в подготовку специалистов, инвестиции в социальную сферу.

По второму признаку – «область инвестирования» - инвестиции классифицируются в зависимости от сферы деятельности, в которую они направляются. Так, например, для строительной компании, осуществляющей капитальное строительство, можно выделить следующие области инвестирования: снабжение, т.е. обеспечение строительными материалами, техникой, транспортом, полуфабрикатами; производство, т.е. непосредственно проведение строительных работ; сбыт, т.е. реализация строительной продукции, либо в виде продажи соответствующих зданий, сооружений, жилой площади, либо в виде передачи в аренду и т.п.

По третьему признаку – «форма собственности инвестиций» - выделяются:

- государственные инвестиции, осуществляемые государственными органами власти различных уровней за счет соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также реализуемые государственными предприятиями и предприятиями с участием государства за счет собственных и заемных средств;

- иностранные инвестиции – инвестиции, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами, а также непосредственно иностранными государствами и другими лицами (международными организациями;

- частные инвестиции – осуществляемые частными лицами и предприятиями государственной формы собственности;

- совместные инвестиции – осуществляемые совместно отечественными иностранными инвесторами.

По признаку «характер участия в инвестировании» выделяют прямое участие в инвестировании и непрямое участие в инвестировании. Под прямым участием в инвестировании понимается непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложении средств. Под непрямым участием в инвестировании понимается инвестирование, опосредствуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками).

По признаку «период инвестирования» различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Под краткосрочными инвестициями понимают вложения капитала на период не более одного года (краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т.д.). Долгосрочные инвестиции – это вложения на период более года. В практике учета они детализируются следующим образом: до 2 лет; от 2 до 3лет; от 3 до 5 лет; свыше 5 лет.

По признаку «региональный характер инвестиций» они делятся на три группы:

- инвестиции за рубежом – вложения средств в объекты инвестирования, размещенные за пределами государственных границ данной страны;

- внутренние инвестиции – вложения средств в объекты, размещенные на территории данной страны;

- региональные инвестиции – вложение средств в пределах конкретного региона страны.

Подобная классификация, позволяя выделить основные направления инвестиционной деятельности, тем не менее, не учитывает ряда специфических черт инвестиционного процесса, оказывающих существенное влияние на процесс оценки. Можно использовать для классификации инвестиций и другие признаки:

- по использованию в инвестиционном процессе ограниченных ресурсов – земли, капитальных ресурсов и персонала;

- по масштабам инвестирования – инвестиции в малые, средние и крупные проекты;

- по степени подверженности влиянию других инвестиций – независимые инвестиции; требующие сопутствующих инвестиций;

- по форме получения эффекта, которая зависит от целей инвестирования.

Наибольшее распространение в российской экономике получила классификация инвестиций на прямые, портфельные и прочие. Прямые инвестиции – это инвестиции в данное предприятие, объем которых составляет не менее 10 % акционерного капитала этого предприятия. Портфельные инвестиции – это инвестиции в ценные бумаги данного предприятия, объем которых составляет не менее 10 % акционерного капитала. Прочие инвестиции – это инвестиции, не связанные с предприятием (вложения капитала в ГКО, ОФЗ и пр.).

В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план. Его разрабатывают предприятия, производственные подразделения, филиалы. Бизнес-планы структурных подразделений анализируются и обобщаются в бизнес-планы корпораций.

Выделяют несколько функций бизнес-планирования:

- использование бизнес-плана для разработки общей экономической стратегии предприятия;

- привлечение денежных средств (ссуд, кредитов) со стороны;

- оценка и контроль процесса развития основной деятельности предприятия;

- привлечение к осуществлению проектов, реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.

Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления хозяйственной деятельности, в котором определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост или снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.

Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. В этом его коренное отличие от технико-экономического обоснования, в котором существует достаточно жесткая увязка с определенной технологией, присутствует конкретная проектно- сметная документация. Бизнес-план – это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане, может стать предметом обсуждения, дальнейшего анализа.

Стандартный бизнес-план включает следующие содержательные блоки:

Резюме (или введение) – краткое изложение предмета бизнес-плана, т.е. обоснование привлекательности нового бизнеса, коммерческого предложения или инвестиционного проекта для адресата бизнес-плана.

Общая часть – описываются финансовые и нефинансовые цели и стратегии бизнес-плана, предмет бизнес-плана, своеобразие продукции или услуги, текущее состояние рынка сбыта, история фирмы-разработчика и перспективы развития нового бизнеса; демонстрируется, в чем состоит неудовлетворенная потребность, диктующая необходимость создания или развития данного бизнеса; описывается управленческая команда, которая будет заниматься проектом.

Основная часть обычно состоит из следующих разделов: описание предприятия, описание продукции (работ и услуг), анализ рынка, конкуренции.

План маркетинга показывает результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка.

Оперативные планы – это планы создания и развития производства товаров и услуг, являющихся предметом бизнес-плана. Здесь описывается механизм запуска нового бизнеса, последовательность шагов по созданию производственных мощностей, организации каналов сбыта, сети снабжения, состав и численность необходимой рабочей силы.

Другие планы, входящие в состав бизнес-плана, – это план капитальных вложений (подробно расписанный по видам затрат), план исследований и разработок, технической доработки продукции и услуг, модернизации технологии производства.

Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел.

Финансовый раздел бизнес-плана обязательно включает три основных документа (план доходов и расходов, план движения денежных средств и расчетный баланс), а также предварительные замечания и комментарии по финансовым условиям бизнеса (порядок расчетов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и процентов по ним, методы определения себестоимости продукции и т.п.).

План доходов и расходов показывает финансовую осуществимость нового предприятия и готовится с использованием прогноза продаж и соответствующих ему производственных затрат.

План движения денежных средств (кассовый план) – прогнозирует движение кассовой наличности помесячно для первого года операций и поквартально для двух лет, с детальным выделением величины и времени ожидаемых приходов и расходов, определением потребности и сроков дополнительного финансирования и того, каким образом оно должно быть получено.

Балансовый план – характеризует финансовые условия предприятия к определенной дате. Балансовая ведомость детально представляет элементы собственности данного предприятия (активы) и величину обязательств (пассивы). Она показывает чистую стоимость предприятия и её ликвидность.

Заключительным этапом разработки бизнес-плана является оценка возможного срока окупаемости вложения. С этой целью проводятся специальные расчеты единовременных и текущих затрат, рентабельности производства и другие. На основании этих расчетов делается заключение о возможности реализации

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инновационная деятельность предприятия | Оценка эффективности инвестиционных проектов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.