Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность сторон за нарушение обязательств по государственному контракту или договору поставки для государственных нужд

Условия государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд). Права и обязанности сторон

Заключение государственного контракта

Понятие и сфера применения договора поставки товаров для государственных нужд (государственного контракта)

Договор поставки для государственных нужд

Прекращение договора поставки

[Общие основания и порядок расторжения (изменения) договора поставки: конкретизируется в ст. 523 ГК. Так, односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается в случаях существенного нарушения его условий одной из сторон. Такими нарушениями для поставщику считаются: а) поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые:,'нельзя устранить в приемлемый для покупателя срок; б) неоднократная просрочка поставки. Существенные нарушения договора покупателем выражается: а) в неоднократной просрочке оплаты товаров; б) в неоднократной не выборке товаров. Однако из п.2 и 3 ст. 523 ГК следует, что эти нарушения лишь предполагаются существенными, - нарушитель вправе доказывать отсутствие существенного характера тех или иных нарушений в


конкретном случае (если неоднократная просрочка поставки или оплаты ни разу не превышала одного дня). Предусматриваются и другие случаи отказа от исполнения договора поставки. К ним относятся: поставка недоброкачественных (или некомплектных) товаров, просрочка поставки или оплаты, не выборка товаров и непредставление отгрузочной разнарядки. |


(государственный контракт)

План лекции

1.6.1 Понятие, сфера применения, предмет государственного контракта и его особенности, особенности правового регулирования.

1.6.2 Заключение государственного контракта: структура договорных связей по поставкам товаров для государственных нужд; субъекты; процедура размещения государственного заказа; основания и порядок заключения государственного контракта и договора поставки для государственных нужд;

1.6.3 Условия государственного контракта.

1.6.4 Ответственность сторон за нарушение обязательств по
государственному контракту или договору поставки для государственных
нужд.

[_«По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ПС)». '

Гражданский кодекс 1922 г. не выделял вообще договор поставки. Однако в 20-х гг. в переходный период наряду с ГК принимались законы о государственных подрядах и поставках. В частности, в 1923 г. был принят Закон «О государственных подрядах и поставках», согласно которому государственной считалось поставка, в которой заказчиком являлось государственное учреждение или государственное предприятие. Целью Закона была защита интересов государства. Ту же цель при освобождении договора поставки от влияния плана преследуют и принятые в 1994—1995 гг. законы о государственных поставках. Поставка товаров для государственных нужд выделена в ГК в качестве отдельного вида договора купли-продажи (§ 4 гл. 30). [Такие поставки осуществляются на основе двух самостоятельных договоров: а) государственного контракта; б) заключенного в соответствии с ним договора поставки. Договору поставки товаров для государственных нужд предшествует государственный контракт. /

Из определения государственного контракта следует, что контракт — это гражданско-правовой договор о возмездной передаче товаров поставщиком государственному заказчику (покупателю). При этом государственный заказчик, как правило, участвует в размещении заказов на товары для государственных нужд и может указывать получателя товаров и плательщика. Однако государственный заказчик во всех случаях принимает на себя обязанность обеспечить оплату поставленных товаров, т.е. гарантирует оплату.


В законах о поставках товаров для государственных нужд определены / цели и задачи организации таких поставок для федеральных и региональных государственных нужд. К ним отнесены: а) создание и поддержание государственного резерва; б) поддержание необходимого уровня обороноспособности страны; в) обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств; г) реализация федеральных и региональных целевых программ. Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации и ее субъектов в товарах, обеспечивающих выполнение функций государства и удовлетворение этих нужд за счет федерального бюджета и внебюджетных источников^/ Все законы об обеспечении государственных нужд товарами возлагают обязанность формировать государственные заказы на соответствующие органы исполнительной власти.

Для трактовки заключенного договора поставки в качестве
государственного контракта (договора поставки товаров для госнужд)
требуется наличие одновременно следующих признаков: 1) цель —
обеспечение государственных нужд; 2) формирование государственного заказа
и заключение договора органом исполнительной власти или уполномоченными
им лицами; 3) оплата за счет бюджетных средств, как. правило, предусмотрен­
ных в расходах соответствующего бюджета, и внебюджетных источников
финансирования.)

Государственному контракту присущи черты, свойственные обычным договорам поставки. JEro предметом, как правило, являются действия по передаче вещей определяемых родовыми признаками; срок__лсполнения договора отдален от момента его заключения; передача товаров осуществляется в определенные договором сроки и периоды. )(^пиж7.^4С4^гЛ^ ZJZ^jTi

Вместе с тем можно отметить существенные отличия порядке заключения и содержания государственного контракта от заключения и содержания иных видов договора купли-продажи:

\^ 1) покупателем является государственный заказчик — орган государственной власти или уполномоченные им лица;

v 2) государственные контракты заключаются на основе госу­дарственного заказа, формируемого в установленном законом порядке;

V 3) основным способом размещения заказов на покупку товаров для государственных нужд является проведение конкурсов, позволяющих выявить поставщиков, предлагающих лучшие условия выполнения государственного заказа;

4) государственный заказчик обеспечивает не только своевременную оплату товаров, но и возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением им государственного заказа;

5) порядок и сроки заключения государственного контракта (договора поставки) на основе заказов установлены нормами ГК;

6) законы о поставках товаров для государственных нужд определяют организации, для которых заключение государственного контракта в качестве поставщика является обязательным;


7) интересам государственного заказчика предоставляется особая защита, в частности, законы о поставках товаров для государственных нужд предусматривают неустойку за нарушение обязательств. В ряде случаев неустойке придан штрафной характер;

8) споры, возникающие при заключении государственного контракта или заключаемого на его основе договора, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли у одной из сторон обязанность заключить договор.

Основания заключения договора поставки для государственных нужд и порядок его исполнения определены § 4 гл. 30 ГК. К отношениям, не урегулированным этим параграфом, применяются нормы о договоре поставки, включенные в § 3 гл. 30 ГК (п. 2 ст. 525 ГК). При отсутствии же соответст­вующих норм в § 3 гл. 30 к договору поставки товаров для государственных нужд применимы нормы § 1 гл. 30 ГК, т.е. «Общие положения о договоре купли-продажи».

В части, не урегулированной ГК, к договору поставки товаров для государственных нужд применяются соответствующие законы о поставках товаров для государственных нужд. Это, прежде всего Закон о поставках продукции для государственных нужд. В соответствии с п. 4 ст. 1 указанного Закона отношения, возникающие в связи с закупками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регу­лируются специальным законом. Таким законом является Закон о закупках и поставках сельхозпродукции. Он регулирует отношения по закупкам и поставкам, как для федеральных, так и региональных государственных нужд.

11 Одной из сфер поставок для государственных нужд названо создание и поддержание государственных материальных резервов Российской Федерации^ Поэтому в качестве еще одного закона следует назвать Закон" о государственном материальном резерве. К перечисленным законам относится также Закон об оборонном заказе, поскольку согласно п.2 ст. 2 этого закона поставки продукции по оборонному заказу являются одним из видов поставок для государственных нужд! Порядок формирования государственного заказа на поставку товаров для государственных нужд для всех упомянутых сфер определен Федеральным законом от 6 мая 1999 г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»^Таким образом, нормы, включенные в § 4 гл. 30 ГК, являются специальными, имеющими приоритет перед нормами о договоре поставки, а последние — перед общими нормами о договоре купли-продажи.


U

.Возможны два варианта заключения, исполнения государственного контракта (договора) поставки товаров для государственных нужд. По первому варианту государственный заказчик заключает государственный контракт с поставщиком товаров. Согласно контракту товар может передаваться поставщиком непосредственно государственному заказчику либо получателям


(другим лицам), указанным в отгрузочных разнарядках государственного заказчика. I

\ По второму варианту государственный заказчик, заключив государственный контракт, направляет поставщику извещение о прикреплении к нему покупателей. В этом случае поставщик — сторона государственного контракта заключает договоры поставки товаров для государственных нужд с указанными государственным заказчиком покупателями. /В соответствии с Законом об оборонном заказе государственный контракт заключается государственным заказчиком с головным исполнителем оборонного заказа, а указанный исполнитель заключает контракты (договоры) с поставщиками комплектующих изделий и материалов для обеспечения выполнения оборон­ного заказа.

' Стороны при заключении государственного контракта согласовывают применение того или иного варианта структуры договорных связей. J

| Государственными заказчиками являются органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также государственные учреждения, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета. В качестве государственных заказчиков федеральной целевой программы могут выступать федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или федеральные учреждения, указанные Правительством РФ при утверждении федеральной целевой программы. Государственным заказчиком субъекта Российской Федерации являются органы государственной власти субъекта РФ^ осуществляющие закупки товаров для нужд субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта РФ и его внебюджетных фондов.

По закону о государственном оборонном заказе государственным заказчиком может быть только орган государственной власти, имеющий в своем составе войска или вооруженные формирования.

^Заключению государственного контракта предшествуют процедуры размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд, осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.) По общему правилу, государственные заказы размещаются на открытом конкурсе. Первоначально организатором конкурса проводится квалификационный отбор для выявления поставщиков, которые допускаются к конкурсу. От них требуются наличие необходимых профессиональных знаний, опыта и деловой репутации. Заказчик при этом оценивает комплект квалификационной документации, предоставленной поставщиком. После квалификационного отбора для проведения открытого конкурса поставщики подают заявки на участие в нем. Конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе. Победителем открытого конкурса признается тот участник, в заявке которого предложены лучшие условия поставок товаров для государственных нужд. Письменное уведомление о признании победителем конкурса в 3-дневный срок направляется поставщику и является основанием для заключения государственного контракта.


I J^~-~—

I Государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд заключаются по правилам, установленным ст. 528 и 529 ГК. Государственный контракт заключается на основании решения конкурсной комиссии об объявлении победителем конкурса, j 1 U 6^-42 W ' Статья 529 ГК иначе решает вопрос об основаниях заключения и об обязанностях поставщика заключить договор поставки для государственных^ нужд в соответствии с государственным контрактом. Основанием для этого договора служит извещение государственного заказчика о прикреплении покупателей к поставщику. Если государственным контрактом предусмотрено право государственного заказчика направить извещение о прикреплении покупателей к поставщику, последний обязан заключить договор поставки с покупателем, указанным в извещенииуСледовательно, обязанность поставщика заключить договор поставки товаров для государственных нужд с покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении, вытекает из добровольно принятого им на себя обязательства по государственному контракту.

[Покупатель же вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении другого покупателя./ Таким образом, извещению о прикреплении покупателей к поставщику^ присущ характер планового акта.

/ При размещении государственного заказа на конкурсной основе государственный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса. Составление проекта государственного контракта — обязанность государственного заказчика. Принятие и исполнение государственного заказа экономически стимулируется государством^ Формы экономического стимулирования: предоставление льгот по налогам, целевых дотаций и субсидий, кредитов на льготных условиях; установление изготовителям продукции, необходимой для выполнения государственного заказа, специальных квот по обязательной продаже такой продукции поставщикам и государственным заказчиками Гражданским кодексом предусмотрен порядок, гарантирующий оплату продукции, изготовленной по государственному заказу (ст. 531, 532). / Государственный заказчик разрабатывает и направляет проект контракта поставщику, принявшему заказ. Для подписания контракта поставщику предоставлен тридцатидневный cpoK.J

уВ_ случае возвращения государственного контракта с протоколом разногласий государственный заказчик в тридцатидневный срок либо уведомляет поставщика о согласии заключить договор в его редакции, либо принимает активные меры к согласованию разногласий. Вместе с тем генеральный заказчик вправе при неприемлемости предложенных поставщиком условий сообщить об отклонении его предложений. По соглашению сторон проект договора может быть разработан и направлен поставщиком. Неурегулированные разногласия не позднее тридцати дней могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда. /


В случаях, когда по условиям государственного контракта государственный заказчик вправе прикрепить к поставщику покупателя, поставщик обязан направить покупателю проект договора поставки товаров для гос. нужд не позднее тридцатидневного срока со дня получения извещения о прикреплении. Покупатель либо возвращает подписанный договор поставщику в течение тридцати дней (при наличии разногласий с протоколом разногласий), либо уведомляет поставщика об отказе заключить договор. Так же, как и при заключении государственного контракта, поставщик, получивший протокол разногласий, сообщает покупателю: либо о принятии договора в его редакции, либо принимает меры к согласованию разногласий, либо уведомляет покупателя об отклонении предложений, изложенных в протоколе разногласий. Эти действия должны быть осуществлены в тридцатидневный срок. Неурегулированные разногласия не позднее тридцатидневного срока покупатель вправе передать на рассмотрение арбитражного суда. При отказе указанного в извещении о прикреплении покупателя от заключения договора государственный заказчик не позднее тридцати дней с момента получения от поставщика уведомления об этом может выбрать один из следующих вариантов поведения: выслать поставщику извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направить новую отгрузочную разнарядку, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары. В соответствии со ст. 530 ГК при уклонении государственно заказчика от совершения одного из таких действий поставщику предоставлена альтернатива: либо потребовать от государственного заказчика принятия и оплаты товаров, предусмотренных государственным контрактом, либо продать товары по своему усмотрению с отнесением на государственного заказчика возможных при продаже товаров убытков (разумных расходов)/

/При заключении как государственного контракта, так и на его основе договора поставки в случае уклонения обязанной стороны от заключения договора вторая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить государственный контракт либо договор поставки товаров для государственных нужд. ]

При разработке и согласовании условий государственного контракта (договора) стороны руководствуются нормами ГК, содержащимися в разделах о договоре поставки и общих положениях договора купли-продажи. Вместе с тем имеется и ряд особенностей договора (государственного контракта), отраженных в § 4 гл. 30 ГК и в соответствующих законах о поставках для государственных нужд. Особенности прежде всего касаются условий о цене и о порядке расчетов при передаче товаров получателям (другим лицам), указанным в отгрузочной разнарядке государственного заказчика. Как общее правило; в соответствии со ст. 531 ГК переданные по государственному кон­тракту получателям товары оплачиваются государственным заказчиком.


[^Порядок оплаты товаров самим получателем (другими лицами) стороны должны особо оговорить в контракте.)

1Иначе определен в ст. 532 ГК порядок оплаты товаров по договору поставки товаров для государственных нужд. В отличие от получателя товаров, поставляемых по государственному контракту, покупатель сам оплачивает товары, однако договором может быть предусмотрена оплата товаров государственным заказчиком. При непосредственных расчетах по такому договору права поставщика гарантируются тем, что государственный заказчик признается поручителем по обязательству оплаты. Это означает, что при отказе покупателя от оплаты либо нарушении им сроков оплаты поручитель — государственный заказчик несет перед поставщиком солидарную с покупателем ответственность. Более тесная связь государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд существует при определении в договоре условия с цене.) Цена товаров, определенная при заключении государственного контракта, применяется и в заключенном на его основе договоре поставки. Однако в государственном контракте стороны могут оговорить право поставщика согласовать иную цену при заключении договора поставки товаров для государственных нужд. /

(Важным условием договора является условие о порядке возмещения государственным заказчиком поставщику убытков, причиненных исполнением государственного контракта, в случаях, когда заключение государственного контракта является для него обязательным. При отсутствии таких условий в договоре убытки в соответствии с правилами, установленными ст. 533 ГК, возмещаются государственным заказчиком не позднее 30-дней со дня передачи поставщиком товара. Невозмещение убытков в установленные сроки служит основанием для одностороннего отказа поставщика от дальнейшего исполнения государственного контракта и порождает его право требовать возмещения не только убытков, причиненных исполнением государственного заказа, но и убытков, вызванных расторжением государственного контракта по правилам, предусмотренным ст. 524 ГК. j

) Связь государственного контракта и договора лоставки товаров для государственных нужд проявляется не только в определении цены и порядка расчетов, но и в том, что при расторжении государственного контракта из-за невозмещения государственным заказчиком убытков поставщик вправе также односторонне отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд. При этом убытки, которые могут быть причинены таким отказом покупателю, возмещаются государственным заказчиком.^

Государственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров для государственных нужд, когда потребность в соответствующих товарах отпала. В этом случае поставщик также может односторонне отказаться полностью или частично от исполнения договора поставки товаров для государственных нужд. Однако государственный заказчик может пользоваться своим правом лишь при условии, если он возместит поставщику все убытки, причиненные отказом. Убытки, причиненные покупателю


расторжением или изменением договора поставки для государственных нужд, возмещаются также государственным заказчиком. '

^Взаимосвязь государственного контракта и заключаемого на его основе договора поставки товаров для государственных нужд имеет следующие особенности. Во-первых, извещение о прикреплении выдается только при наличии соответствующего условия в государственном контракте, т.е. с согласия поставщика по государственному контракту, который становится также поставщиком по договору поставки; во-вторых, извещение о прикреплении покупателя к поставщику не порождает обязанности покупателя заключить договор; в-третьих, нормам о влиянии государственного контракта на условия договора поставки товаров для государственных нужд, прежде всего о цене и порядке расчетов, придан диспозитивный характер.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта или договора поставки товаров для государственных нужд одной из сторон она возмещает другой стороне убытки (ст. 15 и 393 ГК). Неустойка (пени, штраф) и проценты могут быть взысканы, если они предусмотрены рассматриваемыми законами* Гражданским кодексом или государственным контрактом. Ответственность в' соответствии с п. 3 ст. 401 ГК наступает независимо от наличия вины.

Согласно Закону о поставках продукции для государственных нужд при нарушении условий договора по срокам и (или) количеству поставщик уплачивает неустойку в размере 50% от стоимости не поставленных товаров. При этом товары, не отвечающие требованиям к качеству, а также некомплектные, считаются не поставленными. Неустойка подлежит уплате до фактического исполнения обязательства (п. 3 ст. 5 Закона о поставках продукции для государственных нужд). Таким образом, применяется принцип восполнения недопоставленных товаров. Такую же ответственность несет поставщик за невыполнение государственного контракта, заключенного на основании государственного оборонного заказа (ст. 11 Закона об оборонном заказе).

Государственный заказчик (покупатель) за несвоевременную оплату
поставленных товаров платит проценты в установленном ст. 395 ГК размере и
несет ответственность, предусмотренную нормативными актами о поставках,
если иная ответственность не определена договором (государственным
контрактом). Повышенная ответственность за просрочку платежа

предусмотрена Законом о закупках и поставках сельхозпродукции (пени в размере 2% за каждый день просрочки, а при просрочке оплаты более 30 дней —3%).

Кроме того, поставщик вправе при несвоевременной оплате товаров применить последствия, предусмотренные п. 5 ст. 486 и ст. 523 ГК. Неустойке


за недопоставку Законом о поставках продукции для государственных нужд придан штрафной характер, т.е. с поставщика взыскиваются одновременно и убытки, и неустойка. Размер неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательств по поставкам товаров для государственных нужд установлен в законах императивными нормами, т.е. применяется законная неустойка, следовательно, в соответствии со ст. 332 ГК размер неустойки может быть только увеличен, но не уменьшен соглашением сторон. В договоре (государственном контракте) может быть предусмотрена неустойка и за иные нарушения обязательств (договорная неустойка).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответственность по договору поставки | Эволюционные особенности вида
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.