Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ №3

Тема: Понятийный аппарат исследования муниципальной системы образования (продолжение)

1. Муниципальный образовательный комплекс

2. Муниципальная система образования

3. Региональная система образования

 

Практически на территории любого муниципального образования есть образовательные учреждения, не находящиеся в прямом ведении местного самоуправления. Это дошкольные образовательные учреждения, находящиеся на балансе предприятий и организаций; общеобразовательные учреждения областного подчинения; ведомственные учреждения НПО, СПО, ВПО; государственные вузы Федерального агентства по образованию, их филиалы и др.

По отношению к ним муниципальная администрация не имеет рычагов прямого управленческого воздействия: она не может их создавать или ликвидировать, изменять их организационную структуру и направленность деятельности, влиять на руководство и т.д. Однако ей законодательно дано право взаимодействия с ними в интересах муниципального образования. Такое взаимодействие образовательных учреждений данной территории с местной администрацией – в той или иной форме – реально устанавливаются во всех муниципальных образованиях.

Взаимодействуют все образовательные учреждения и между собой. В результате такого взаимодействия на территории местного самоуправления объективно возникает единый муниципальный образовательный комплекс, под которым мы понимаем совокупность всех образовательных учреждений, находящихся на территории местного самоуправления, независимо от их формы собственности и подчиненности. Следует отметить, что это понятие не юридическое, а управленческое, т.е. мы рассматриваем муниципальный образовательный комплекс с точки зрения выстраивания отношений между всеми образовательными учреждениями в интересах территориального сообщества. Схема этого комплекса представлена на рис.1.

 

2. Муниципальный образовательный комплекс как модель взаимодействия субъектов образования на данной территории не может обеспечить выполнение его основных функций (функционирование, прежде всего, в интересах территориального сообщества – такова основная функция местного самоуправления и его структур). Отношения между образовательными учреждениями и муниципальными органами в рамках такого комплекса не имеют регулярного и систематического характера. Без этого не возможно обеспечить устойчивое и планомерное развитие муниципального образования как территориальной и человеческой общности.

Надо перевести взаимодействие внутри муниципального образовательного комплекса на уровень регулярных, устойчивых связей и отношений. Это позволит включить все образовательные учреждения (как элементы системы) в процесс управления развитием всей их совокупности как целостного единства в интересах населения данной территории. Для этого необходимо создание в структуре муниципальной администрации или при ней особого структурного подразделения.

Основной функцией такого структурного подразделения должна стать, в соответствии с законодательной нормой, координация деятельности и участия всех субъектов образования в развитии образовательной сферы муниципального образования, а в конечном счете – муниципального образования в целом. Поэтому правомерно назвать такую структуру в обобщенном варианте Координационной структурой.

Координационная структура должна обеспечить взаимодействие учреждений профессионального образования всех уровней и типов, находящихся на данной территории.

При наличии такой структуры муниципальный образовательный комплекс, по существу, приобретает характер системы (появляется управляющее воздействие), т.е. муниципальной системой образования становится вся совокупность образовательных учреждений и управленческих структур в границах данного муниципального образования. Схематично муниципальная система образования в таком понимании (с точки зрения управления, а не юридической) представлена на рис.2.

Муниципальная система образования – это совокупность всех образовательных учреждений, независимо от их формы собственности и административного подчинения, находящиеся на территории данного муниципального образования, а также муниципальных органов управления образованием, взаимодействующих между собой в интересах территориального сообщества.

Данное определение подчеркивает, что основой объединения всех субъектов образования на конкретной территории в систему выступают не административно-управленческие механизмы, а интересы территориального сообщества. Отношения подчиненности в рамках такой муниципальной системы образования предельно ограничены, она должна строиться на совершенно иных принципах и основаниях, что будет рассмотрено в следующих лекциях.

 

3. Представляется важным разграничить понятия «региональная система образования» и «муниципальная система образования».

Можно выделить два основных подхода к пониманию их соотношения, которые встречаются в научной и справочной литературе.

Так, в словаре понятий и терминов законодательства РФ об образовании региональная система образования определяется как «система образования в данном регионе (на данной территории)».[1]

В такой трактовке это понятие является обобщающим, родовым по отношению к понятиям «система образования субъекта РФ» «муниципальная система образования», которые оно включает в себя и которые поэтому становятся понятиями одного уровня. Соответственно данный термин может использоваться как в том, так и в другом значении.[2]

Другое понимание термина «региональная система образования» отражено в научных работах, а именно как «системы образования субъекта РФ». В этом случае понятия «региональная система образования» и «муниципальная система образования» находятся в иерархической зависимости, что исключает возможность их синонимического использования.

Тогда региональная система образования – это подсистема образования на уровне субъекта РФ. Она имеет свою особую структуру и взаимосвязи как с системой образования РФ в целом (система более высокого порядка), так и с муниципальными системами образования в рамках данного субъекта федерации (системами боле низкого порядка).

Муниципальная система образования – это подсистема образования на уровне местного самоуправления.


[1] Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. – М.: МИРОС, 1995. – С. 16.

[2] Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования: Монография / Академия проф. образования; Урал. отд-ние Российской академии образования. – М.: Издат. центр АПО, 2002. – С. 58.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Списки того, что не следует брать | Примерный упрощенный сетевой граф подготовки производства приведен в приложении 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.