Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическое объяснение девиации

В то время, как психология анализировала личность девианта, социология обращалась к методике статистических наблюдений за массовыми явлениями, что необходимо для понимания социальных закономерностей.

Большой вклад в понимание и выявление этих закономерностей внесли французские ученые Габриэль Тард и Эмиль Дюркгейм.

Тард разработал теорию профессионального преступного типа и теорию преступного подражания. Он утверждал, что преступление – это ремесло, профессиональное действие. Профессиональный преступник обучен специальным навыкам и приемам, он долго учится, постигая свою профессию. Огромную роль в распространении девиации играет подражание – как социальная «форма движения, благодаря которой мысль передается от одного мозга к другому». Чем ближе люди сходятся друг с другом, тем больше они друг другу подражают.

Дюркгейм считал отклоняющееся поведение нормальным. Он заложил теорию аномии, согласно которой избежать отклоняющегося поведения нельзя, поскольку в обществе наблюдается огромное разнообразие различных видов поведения. Нормально же такое поведение потому, что общество без девиации оказывается болезненно законтролированным. Если полностью устранить девиацию, то в обществе не будет прогресса и каких-либо социальных изменений. Основной причиной девиации, по мнению Дюркгейма, является аномия – состояние без норм, без законов. В том обществе, где царят человеческая солидарность и социальное единство – уровень девиации будет низким. Процесс социальных изменений, основанный на разделении труда и техническом прогрессе ослабляет объединяющие силы общества. Руководящие принципы и нормы, по которым это общество жило – устаревают, теряют свое значение. Вместе с этим исчезают рамки, сдерживавшие человеческие страсти, воцаряются беспорядок и социальный хаос. Общество распадается на мелкие части, индивидум становится безучасным к опыту других, не чувствует никаких обязательств по отношению к другим. Все это нарушает стабильность, приводит к неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания и разрастанию отклоняющегося поведения.

Идея социальной дезорганизации как причины отклоняющегося поведения нашла свое продолжение в работах Клиффорда Шоу и Генри Маккея. Они утверждали, что человек – это продукт определенной общности людей, которая формирует и направляет его поведение. Люди живут и действуют в рамках семьи, школы, игровой группы, производственного коллектива, банды. Эти группы встроены в определенные территориальные общины, в районы города. Если город расширяется и население перемещается, смешиваются различные группы (с разными религиозными, этническими и другими установками и ценностями), то такие изменения действуют на определенные социальные группы дезорганизующим образом. Результатом может стать «социальная дезорганизация» - состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. А эта «социальная дезорганизация», в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.

Развитие теории Дюркгейма и, в частности, его идею об аномии продолжил Роберт Мертон. Однако он несколько иначе трактовал это понятие. Аномия, по Мертону, - это крушение системы регулирования индивидуальных желаний, в результате чего личность начинает хотеть больше, чем она реально может добиться в рамках данной социальной структуры. Собственно говоря, причиной отклоняющегося поведения он считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами их достижения.

Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии, отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:

1. конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;

2. новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные средства);

3. ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает; ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером такого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность);

4. изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы);

5. мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Известно, что в одной и той же ситуации люди ведут себя не одинаково. Посредником между ситуацией и действием являются ценностные ориентации человека, в соответствии с которыми он выстраивает свое поведение. Именно ценности, усвоенные человеком, предписывают ему, как вести себя в определенных ситуациях. Однако в обществе параллельно существуют культура (которая включает в себя стиль жизни, образ мыслей, модели поведения, обычаи, нравы, язык и т.д.) и субкультура (система общественного поведения и ценностей, существующая отдельно от господствующей системы поведения и ценностей, но являющаяся ее составляющей частью). Субкультурные группы разделяют часть элементов господствующей в обществе культурной традиции, но при этом сохраняют и собственные нормы поведения и ценности. В этом направлении работали Альберт Коэн, Ричард Клоуард, Ллойд Олин, которые обратили внимание на наличие конфликта между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной стороны, и возможностями подростков из низших слоев, которые в большинстве случаев не могут придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели. Уолтер Миллер утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя. Этот слой обладает собственной системой ценностей, достаточно однородной и стабильной. Она включает в себя храбрость, азарт, поиск острых ситуаций и эмоционального напряжения, желание быть опекаемым и обеспеченным. Отсутствие сильной мужской фигуры в семье и господство женского начала в семьях высших слоев заставляют подростков из таких семей утверждать свою мужественность вне дома. И такое самоутверждение достигается не за счет ценностей господствующей в обществе культуры средних слоев, а за счет демонстрации своей грубости, мужественности, находчивости, способности обманом добиваться более выгодного положения. Однако данные теории подвергаются критике за то, что слишком сильно подчеркивают принадлежность девиантов к низшим слоям. Исследования в области уголовной статистики говорят о том, что, например, преступность среди подростков низшего слоя не отличается ни по объему, ни по тяжести от преступности подростков из среднего и высшего слоев.

Конфликтологический подход предполагает рассмотрение девиации в связи с конфликтами (как внутриличностными, так и социальными). Неразрешенные внутриличностные конфликты могут стать причиной неврозов и привести к нарушению отношений с внешним миром. Объектами социальных конфликтов могут стать ценности, жизненные цели, статус, власть, распределение благ. Если не разрешить эти конфликты цивилизованными методами, они могут вызвать функциональные нарушения, нанести вред обществу. Из непреодоленных внутриличностных и социальных конфликтов рождаются отклоняющееся поведение (в том числе и преступность). Одним из первых данное направление начал разрабатывать Торстен Селлин. Он утверждал, что конфликт между культурами может быть следствием процесса развития культуры. Он может возникнуть в результате столкновения различных ценностных ориентаций, присущих разным социальным системам (например, различным социальным группам, общинам или даже целым обществам). А это, в свою очередь, ведет к росту числа социальных отклонений.

Теория социальной связи, разработанная Трэвисом Хирши, объясняет возникновения противоправности и социальных отклонений ослаблением или разрывом связей, существующих у человека с обществом или с его группой. По его мнению, все люди – это потенциальные девианты. Однако от девиантных действий их удерживает страх из-за возможной потери нормальных взаимоотношений с родителями, родственниками, друзьями, коллегами. В том случае, когда социальные связи у человека ослабевают или исчезают, он становится все более склонным к девиантному поведению.

Теория интеракции (теория стигматизации) проявляет интерес к процессам, в ходе которых люди определяются как девианты. Представители данного направления (Эдвин Лемерт, Говард Беккер, Джон Китсюз и др.) исследуют процессы интеракции (взаимодействия) между теми людьми, которые устанавливают правила и обеспечивают их исполнение, и теми, кто их нарушает, за что и получает клеймо «антисоциального», «преступного элемента» или «девианта».

Современные российские и украинские исследователи проблемы девиантного поведения концентрируют свое внимание прежде всего на специфике отклоняющегося поведения в условиях переходных обществ, где претерпевают изменения все сферы общественной жизни и происходит девальвация прежних норм поведения.

 

ТАБЛИЦЯ

 

“ОСНОВНІ ТЕОРІЇ ТА КОНЦЕПЦІЇ ДЕВІАЦІЇ”

 

Пояснення Теорія (концепція) Автор Основна ідея
Біологічне Фізичні риси, пов’язані зі схильністю до злочинів Ломброзо Шелдон Фізичні особливості розглядаються як причина схильності до девіації
Психологі-чне Психоаналітич-на теорія Фройд Внутрішня конфліктність, характерна для особистості, стає причиною девіацій
Соціологі- чне Аномія Дюркгейм Девіація пов’язана з аномією – станом відсутності норм в суспільстві
  Соціальна дезорганізація Шоу, Маккей Девіація виникає в умовах, коли культурні цінності, норми і социальні зв’язки відстутні, послаблені або сповнені протиріччями
  Аномія Мертон Девіація спостерігається, коли існує розрив між цілями суспільства та легитимованими способами їх досягнення
  Соціокультурні теорії Міллер, Сатерленд, Клаухард, Олин, Коен Причиною девіації є конфликт між нормами субкультури і ведучої культури
  Конфліктологи-ческні теорії Селлін, Недозволенні та невизначені внутриособистістні та соціальні конфликти можуть стати причиною відхилень
  Теорія ярликів Беккер, Лемерт Девіація – своєрідний ярлик, котрим групи, що знаходяться у влади, обозначають поведінку більш слабких груп
  Теорія соціального зв’язку Хірши соціальные віджхилення пояснюются послабленням або разривом зв’язків, існуючих у людини з суспільством або групою
  Радикальна кримінологія Турк, Квинни, Тейлор, Уолтон, Янг Девіація є результатом протидії нормам капіталистичного суспільства

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологическое объяснение девиации | Основные типы девиантного поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.