Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Логика

Логика изучает познавательную деятельность человека. Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что означает «слово, понятие, рассуждение».

Логические операции, такие как определение, классификация, доказательство применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности, но применяется неосознанно и нередко с погрешностями.

Сознательное использование законов логики дисциплинирует мышление, делает речь более аргументированной.

Логика изучает мышление. Человек, обладая сознанием, воспринимает действительность и получает знание о природе, обществе, самом себе. Полученные знания позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя жизнедеятельность в нем. Цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных.

Под истиной понимается адекватное (верное) отражение в сознании человека явлений и процессов природы.

Есть знания, истинность которых очевидна, например, такие суждения как «я ощущаю, что на улице холодно», «я слышу какой-то звук». Эти знания являются результатом чувственного познания, а также внутреннего опыта.

Чувственное познание основано на психических процессах, к которым относятся ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов или явлений объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств, например, отражение холодного, теплого, кислого, сладкого, черный, белый.

Восприятие – представляет собой целостное отражение внешнего мира, непосредственно взаимодействующего на органы чувств, например, образ луга, леса, самолета.

Представление – чувственный образ предмета (вещи), в данный момент невоспринимаемого человеком, но воспринятого ранее, например, образ родных, дома, места отдыха. Представление может быть не только воспроизводимым, но и творческим, в том числе фантастическим.

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых видна опосредственно, т.е. через посредство других знаний. Все факты, которые совершались в нашем отсутствии, например, прошедшие события могут быть познаны только опосредственно. Опосредованное знание делается убедительным при помощи знаний непосредственных, а это осуществляется на уровне абстрактного мышления (сравнение, оценка).

От понятия следует отличать суждение.

Понятие – мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках.

Понятие и слово неотделимы друг от друга, но у них нет абсолютного тождества или равенства.

Одно и то же понятие выражается в разных языках разными словами. Не всякое понятие выражается одним словом. Не всякое слово выражает понятие. Понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, это связано с наличием в языке слов-синонимов и слов-омонимов.

Объем и содержание понятий.

В каждом понятии нужно разделить 2 стороны: содержание и объем.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков предмета мысленного понятия.

Объем понятия – совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии.

Принято для наглядности обозначать объемы в виде так называемых кругов Эйлер.

Эйлер:

A – Млекопитающие;

B – Человек;

C – Тигры;

D – Киты.

 

Между содержанием и объемом понятия существует обратная зависимость. Чем больше объем понятия, тем меньше его содержание, и наоборот.

Виды понятий:

По объему и содержанию:

1. По объему:

1) Общие – понятия, в которых мыслится множество предметов;

2) Единичные – мыслится один предмет;

3) Пустые – понятие с нулевым объемом, представляющее реально несуществующий предмет (Кощей, Леший).

2. По содержанию:

1) Конкретные;

2) Абстрактные.

Конкретные – понятие, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельное существующее (колледж, студент, дом).

Абстрактные – понятия, в которых мыслится не предмет, а какой либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (белизна, честность, храбрость).

Абстрактные понятия отражают отношение между предметами (неравенство).

Относительные и безотносительные понятия.

Относительные – это такие понятия, в которых мыслятся, предмет существование одного из которых предполагает существование другого.

Безотносительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие отдельно (самостоятельно) вне зависимости от другого предмета.

Положительные и отрицательные понятия.

Положительные – характеризуют в предмете наличие того или иного свойства или отношения (грамотный человек – не грамотный человек).

Если частица «не» или «без» («бес») сличить со словом и слово без них не употребляется (ненастье), то понятие, выраженное такими словами также называется положительными.

Отрицательное – те понятия, в содержании которых указывается в отсутствии предметов определенных свойств (некрасивый поступок, некопаный луг, бескорыстная помощь).

Эти понятия в языке выражены, словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию. Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без нее не употребляется, то понятия выраженные таким словом являются положительными.

Собирательные и несобирательные понятия.

Собирательные – понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (стадо, стая).

 
 

 


 

Содержание несобирательного понятия можно отнести в каждому предмету данного класса мыслимого в понятии (ручка, река, игрушка).

Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.

Нерешительность:

Абстрактное, общее, безотносительное, отрицательное, собирательное.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отличия литературной сказки от волшебной сказки | Тема. Логические отношения между понятиями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.