Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила индукции




III. Правила и ошибки в демонстрации.

Правила

Логическая связь аргументов с тезисом протекает в форме дедукции, индукции и аналогии.

1) В дедуктивной демонстрации необходимо соблюдать все правила дедукции:

а) Точное описание факта в большей посылке, исполняющей роль довода исходного теоретического или практического положения.

б) точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшей посылке.

в) соблюдение правил дедуктивного следования.

2) В индуктивной демонстрации главной особенностью является предоставление фактов. В этом случае необходимо соблюдать правильный отбор фактов, т.к. их разнообразие может привести к запутыванию мыслей.

3) Аргументация в форме аналогии применяется в случае схожести исследуемых явлений. Схожесть применяется не в любых случаях, а только в существенных признаках. Рас-сматривая факты между исследуемыми явлениями, необходимо учитывать различия между ними, т.к. несмотря на наличие сходных признаков они могут отличаться по сути.

Ошибки

Ошибки в демонстрации связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом. В этом случае возникает мнимое следование (non sequitur).

Различают следующие ошибки:

1) Логический переход от узкой области к более широкой области. В этом случае признак отдельного явления переходит на весь класс, хотя известно, что не все признаки вида являются родовыми.

2) От сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно. Суждение будет истинно тогда, когда учитываются конкретные условия места, времени и обстоятельств.

3) Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно. Например: суждение А будет истинным, если подтвердится, что будет В. Но в ходе расследования забывают об этом и суждение А принимают как истинный факт.

4) Использование приемов психологического характера, такие как: аргументы к силе, невежеству (использование неосведомленности), к выгоде, к здравому смыслу (апелляция к обыденному сознанию), к состраданию, к верности, к авторитету.

 

 

Для повышения степени вероятности выводов неполной индукции следует соблюдать следующие важные правила.

1. Необходимо подбирать как можно больше исходных посылок. Для

примера рассмотрим следующую ситуацию. Требуется проверить уровень успеваемости учащихся в некой школе. Предположим, что всего в ней учится (учитывая все классы и параллели) 1000 человек. По методу полной индукции надо протестировать на предмет успеваемости каждого ученика из этой тысячи. Поскольку сделать это довольно сложно, можно использовать метод неполной индукции: протестировать какую-то часть учащихся, и сделать общий вывод об уровне успеваемости в данной школе. Понятно, что различные социологические опросы также базируются на применении неполной индукции. Очевидно, что чем большее количество учеников подвергнется тестированию, тем более надежной будет база для индуктивного обобщения и более точным получится вывод. Однако большего количества исходных посылок, как того требует рассматриваемое правило, для повышения степени вероятности индуктивного обобщения недостаточно. Допустим, тестирование пройдет немалое количество учащихся, но, волей случая, среди них окажутся одни только неуспевающие. В этой ситуации мы придем к ложному индуктивному выводу о том, что уровень успеваемости в данной школе очень низок. Поэтому первое правило дополняется вторым.

2. Необходимо подбирать разнообразные посылки. Возвращаясь к нашему примеру, отметим, что множество тестируемых должно быть не просто по возможности большим, но и специально, по системе, сформированным, а не случайно подобранным, т. е. надо позаботиться о том, чтобы в него вошли учащиеся (примерно в одинаковом количественном отношении) из разных классов, параллелей и т. п. И, наконец, третье правило неполной индукции предписывает следующее.

3. Необходимо делать вывод только на основе существенных признаков. Если, допустим, во время тестирования выясняется, что ученик 10 класса не знает наизусть всю Периодическую систему химических элементов, то этот факт (признак) является несущественным для вывода о его успеваемости. Однако если тестирование показывает* что ученик 10 класса слово эксперимент пишет как икспиремент, то этот факт (признак) следует признать существенным или важным для вывода об уровне его образованности и успеваемости.

Таковы основные правила неполной индукции. Теперь обратимся к ее наиболее распространенным ошибкам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.