КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример расчета скользящей цены
Содержание внешнеторгового контракта По внешним формам проявления безработица может быть открытая (включает всех незанятых граждан, ищущих работу) и скрытая (включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся лишними). По статистическим данным доля трудовых ресурсов России составляет 58-59% от численности постоянного населения и практически не меняется по годам. Численность экономически активного населения превышает численность занятого населения в последние годы на 2,5 – 5,5 млн. чел., что свидетельствует о стремлении других категорий трудовых ресурсов (учащихся и лиц, не занятых в экономике) иметь работу.
Контракт купли-продажи – это документ, свидетельствующий о том, что одна сторона сделки – продавец – обязуется поставить товар в собственность другой стороне – покупателю, которая в свою очередь обязуется принять его и оплатить цену за товар. Содержание контракта определяется сторонами сделки, но, будучи индивидуальными по содержанию, контракты схожи по структуре. Каждому контракту присваивается индивидуальный номер. Текст начинается с преамбулы, в которой указываются дата и место заключения договора, полное юридическое наименование сторон. Первым указывается название фирмы продавца, затем – покупателя. После этого разделы располагаются в следующей последовательности: 1. Предмет контракта (договора). 2. Сроки поставки (базисные условия поставки). 3. Цена и общая сумма договора. 4. Качество товара. 5. Условия платежа. 6. Упаковка и маркировка. 7. Порядок сдачи-приемки. 8. Условия о гарантиях. 9. Рекламации. 10. Штрафные санкции и возмещение убытков. 11. Страхование. 12. Обстоятельства непреодолимой силы. 13. Арбитражная оговорка. 14. Другие условия контракта. 15. Юридические адреса сторон. 16. Подписи продавца и покупателя. В разделе «Предмет контракта» указываются наименование и количество поставленного товара в принятых единицах измерения. Подробный ассортиментный перечень приводится в отдельном документе-спецификации, которая оформляется как приложение к контракту. Количество товара, подлежащего поставке, может быть определено твердой фиксированной цифрой либо в установленных пределах. Отклонение фактически поставляемого продавцом товара от обусловленного в контракте называется оговоркой «около». Она чаще всего используется при морских перевозках грузов, когда стороны сделки не могут заранее знать о тоннаже судна, использующегося для перевозки. Процент отклонения, как правило, не превышает 10 %. Наличие оговорки «около» дает возможность продавцу наиболее полно использовать грузоподъемность судна и не оплачивать фрахт за неиспользованное пространство судна. Указывая единицу измерения поставляемого товара необходимо учитывать существующие различия в системе мер и весов. Одинаковые по названию единицы измерения могут содержать разные количества. Так, в мировой коммерческой практике применяется метрическая тонна – 1000 кг, американская «короткая» тонна – 907 кг и английская «длинная» тонна – 1016 кг.
Сроки поставки. Срок поставки согласовывается сторонами и предусматривает временной период, в течение которого продавец обязан передать товар покупателю. Если товар отгружается несколькими партиями, то наряду с общими сроками устанавливаются промежуточные сроки поставки. Согласно конвенции ООН продавец должен поставлять товар: 1. В определенную дату, если договор устанавливает или позволяет определить точную дату поставки. 2. В течение периода, если договор устанавливает или позволяет определить период поставки. 3. В любом другом случае, в разумный срок, после заключения договора. В некоторых случаях применяется принятый в торговле термин «немедленная поставка» или «со склада». На таких условиях совер-шаются сделки на товарных биржах, аукционах и при продаже товара со складов. Термин «немедленная поставка» используется, когда между моментом заключения договора и его выполнением про-ходит небольшой срок (от 1 до 14 дней) и товар имеется в наличии. Иногда в контрактах не указывается срок, а указывается период, в течение которого должна быть осуществлена поставка после наступления какого-то события (после снятия урожая, открытия навигации). В этом разделе могут оговариваться и условия досрочной поставки. Если это не предусмотрено и товар поставлен досрочно, то покупатель может принять поставку, а может отказаться. Досрочная поставка возможна только с согласия покупателя. Обычно она предусматривает и досрочную оплату. Кроме сроков поставки в контракт купли-продажи вносится оговорка о дате поставки. Дата поставки определяет момент передачи товара в распоряжение покупателя. Это может быть: 1. Дата, указанная в транспортном документе, свидетельствующая о принятии груза к перевозке. 2. Дата складского свидетельства. 3. Дата подписания приемосдаточного акта представителями про-давца и покупателя. Базисные условия поставки. Базисными условиями поставки называются специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Международно признанным документом, содержащим толкования базисных условий поставки, является ИНКОТЕРМС в редакции 2000 года (международные коммерческие термины). ИНКОТЕРМС-2000 разработан Международной торговой палатой. Он носит рекомендательный характер. Объем его использования зависит от договаривающихся сторон. Цель ИНКОТЕРМСА – четкое определение условий контракта в отношении обязательств продавца по доставке товаров покупателю и унификации обязанностей сторон контракта. ИНКОТЕРМС содержит 13 групповых терминов.
Классификация торговых терминов
Группа «Е» – отгрузка. ЕХW – ЕX WORKS – С завода продавец передает товары покупателю непосредственно в своих помещениях (… с указанием пункта)[*]. Группа F – основная перевозка не оплачена. FCA (Free carrier) – франко-перевозчик (… наименование места назначения)*. FAS (Free alongside ship) – свободно вдоль борта судна (… наименование порта отгрузки)**. FOB (Free on board) – свободно на борту (наименование порта отгрузки)**. Группа С – основная перевозка оплачена. CFR (Cost and freight) – стоимость и фрахт (название порта назначения)**. CIF (Cost, insurance, freight) – стоимость, страхование и фрахт (название порта назначения)**. CPT (Carriage paid to) – перевозка оплачена до (название места назначения)*. CIP (Carriage and insurance paid to) – перевозка и страхование оплачена (название места назначения)*. Группа «D» – прибытие (доставка). DAF (Delivered at frontier) – поставка на границе (наименование пункта поставки)*. DES (Delivered ex ship) – поставка с судна (наименование порта назначения)**. DEQ (Delivered ex quay) – поставлено на пристани (с оплатой пошлины и название порта назначения)**. DDU (Delivered duty unpaid) – поставка без оплаты пошлины (наименование пункта назначения)*. DDP (Delivered duty paid) – поставка с оплатой пошлины (наименование пункта назначения)*. EXW – термин франко-завод означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте. Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортные средства, а также за таможенную очистку товара для экспорта. Данный термин таким образом возлагает минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски, связанные с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Этот термин не может применяться, когда покупатель не в состоянии прямо или косвенно выполнить экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA, если продавец согласен нести риски и расходы за отгрузку товара. FCA – согласно условию франко-перевозчик продавец обязан передать товар перевозчику, указанному покупателем, в обусловленном пункте, получить экспортную лицензию, а также осуществить выполнение всех таможенных формальностей, необходимых при вывозе товара. Покупатель заключает договор перевозки и несет все расходы по транспортировке товара на международном участке. Под перевозчиком понимают как любое лицо или организацию, которая обязуется осуществить перевозку, так и экспедиторскую фирму, обеспечивающую перевозку товара. Термин франко-перевозчик, может быть использован при перевозках любым видом транспорта, включая сме-шанные перевозки. Импортер подробно оговаривает момент, когда поставка товара считается выполненной продавцом в зависимости от вида транспорта. Так, при перевозке товара автомобильным транспортом в случае, если погрузка осуществляется на предприятии продавца, поставка считается выполненной с момента погрузки товара на транспортное средство, предоставляемое покупателем. В этом случае затраты на погрузку учитываются в цене товара. При перевозке товара воздушным транспортом поставка считается выполненной с момента передачи товара воздушному перевозчику. В этом случае погрузочные работы обычно выполняются перевоз-чиком и включаются в провозную плату, т.е. в цене товара не учитываются. Если покупатель доверяет принять отвар другому лицу, не являющемуся перевозчиком, то продавец считается выполнившим свои обязанности по доставке товара с момента передачи его данному лицу. Термин FAS (свободно вдоль борта судна) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна, зафрахтованного покупателем в согласованном пункте отгрузки. С этого момента все расходы и риски гибели или повреждения товара несет покупатель. По условиям термина FAS на продавца возлагаются обязанности по получению официального разрешения для вывоза товара и уплате в стране продавца всех таможенных пошлин, налогов и сборов. Если стороны желают, чтобы покупатель взял на себя обязанности по таможенной очистке товара для экспорта, то это должно быть оговорено в соответствующем дополнении договора купли-продажи. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным путем. Термин FOB (свободно на борту) означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел поручни судна, зафрахтованного покупателем, в названном порту отгрузки. Это значит, что с этого момента все расходы и риски, потери или повреждения товара должен нести покупатель. В обязанности продавца входит получение экспортной лицензии, а также выполнение всех таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара. Укладка груза осуществляется судовладельцем и входит в стоимость фрахта. Данный термин может применяться лишь при перевозке товара морским или внутренневодным транспортом. Не предполагается использование термина FOB при морской перевозке в случае, когда продавец до прихода судна передает товар на терминал порта. В этом случае используются условия франко-перевозчик или FCA. CFR (стоимость и фрахт) означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в порт назначения, которые включаются в цену. По условиям CFR на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Однако риск потери товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренневодным транспортом. Поскольку условие «стоимость и фрахт» возлагает на продавца заключение договора морской перевозки, он обязан предоставить покупателю транспортный документ – коносамент, который передается покупателем банку для оформления документарного аккредитива в целях оплаты товара. CIF (стоимость, страхование, фрахт) означает, что продавец несет те же обязанности, что и при условии «стоимость, фрахт», и, кроме того, он должен обеспечить морское страхование от риска, гибели или повреждения товара во время перевозки и передать покупателю страховой полис. В уплачиваемую покупателем цену входят стоимость товара, страховка, фрахт. Согласно ИНКОТЕРМС при усло-вии CIF от продавца требуется обеспечить страхование на минимальных условиях. Страховочная сумма должна покрывать как минимум предусмотренную в договоре купли-продажи цену плюс 10 %. Страхование производится в валюте договора купли-продажи. Специфические риски не страхуются, кроме случаев, когда их страхование производится по требованию и за счет покупателя (кража, забастовка). Риск утраты или повреждения товара переходит с продавца на покупателя с момента фактического перехода товара через поручни судна порта отгрузки, как и при условии FOB и CFR. По условиям термина на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта, и данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным путем. CPT (фрахт, перевозка, оплачено до…) означает, что продавец доставил товар до названого пункта назначения. Покупатель берет на себя все риски потери, повреждения товара и другие расходы и риски. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара железнодорожным, автомобильным, морским или внутренним водным транспортом. В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска происходит в момент передачи товара в попечение одного из них. По условиям термина на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. CIР (перевозка и страхование оплачены до…) означает, что продавец доставляет товар перевозчику и оплачивает расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. По условиям CIР на продавца возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков потери или повреждения товара во время перевозки в пользу получателя с минимальным покрытием. Если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по обеспечению дополнительного страхования. Под словом перевозчик понимается любое лицо, которое на основе договора перевозки берет на себя обязательства обеспечить самому или ограничить перевозку товара любым видом транспорта. Если перевозка осуществляется несколькими перевозчиками, то переход риска происходит в момент передачи товара одному перевозчику. По условиям CIР на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара. DAF – поставка до границы. Поставка до границы означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, но еще не для импорта на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны. Под термином граница понимается любая граница, включая границу страны экспорта. Поэтому важно точное определение границы путем указания на конкретный пункт или место. Получение импортной лицензии, а также выполнение всех таможенных формальностей, необходимых для очистки ввозимого товара, возлагается на покупателя. Если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по разгрузке товара с прибывшего транспортного средства и нес все риски и расходы за такую разгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи. Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, когда товар поставляется до сухопутной границы. Если поставка товара будет иметь место в порту назначения на борту судна или на пристани, следует применять термин DES – поставка с судна. Термин DES означает, что продавец выполняет поставку, когда он предоставил в распоряжение покупателя на борту судна в названом порту назначения не прошедший таможенную очистку для импорта товар. Продавец должен нести все расходы и риски по доставке товара в названый порт назначения до момента его разгрузки. Данный термин может применяться при перевозке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне. Если стороны желают, чтобы продавец взял на себя расходы и риски по выгрузке товара, должен применяться термин DEQ – поставка с пристани. DEQ означает, что продавец выполнил свои обязанности по поставке, когда товар, не прошедший таможенную чистку для импорта, предоставлен в распоряжение покупателю на пристани в названом порту назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой и выгрузкой товара на пристань. Термин DEQ возлагает на покупателя обязанность таможенной очистки для импорта товара так же, как и уплату налогов, пошлин и других сборов при импорте. Однако если стороны желают, чтобы продавец взял на себя все или часть расходов по импорту товара, то это должно быть оговорено в договоре купли-продажи. Этот термин может применяться при перевозке только морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар выгружается с судна на пристань в порту назначения. Однако если стороны желают включить в обязанности продавца риски и расходы, связанные с перемещением товара с пристани в другое место (склад, терминал) в порту либо за пределами порта, должны быть использованы термины DDU, DDP. DDU – поставка без оплаты пошлины. Данный термин означает, что продавец предоставит не прошедший таможенную очистку и не разгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распо-ряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец обязан нести все риски и расходы, связанные с транспортировкой товара до этого места, за исключением любых сборов, собираемых для импорта в стране назначения (сбор – ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей: пошлин, налогов и других сборов). Ответственность за такие сборы несет покупатель, так же как и другие расходы и риски, возникшие в связи с тем, что он не сумел вовремя пройти таможенную очистку для импорта. Если стороны желают, чтобы ответственность по таможенной очистке, а также часть расходов по импорту взял на себя продавец, это оговаривается в дополнении к контракту. Ответственность, риски и расходы за выгрузку, перегрузку товара зависят от того, под чьим контролем находится выбранное место поставки. DDP – поставка с оплатой пошлины. Термин означает, что продавец берет на себя все расходы и риски по поставке товара в согласованный пункт страны-импортера. Его обязанности включают заключение договора перевозки и ее оплату, получение экспортных и импортных лицензий и иных официальных разрешений, а также выполнение всех таможенных формальностей, необходимых для вывоза и ввоза товара, включая оплату налогов, пошлин и иных сборов. В то время как термин EXW возлагает на продавца минимальные обязанности, термин DDP предполагает максимальные обязанности продавца.
Цена и общая сумма договора. В этом разделе содержится информация о цене единицы товара и стоимости всей поставки: базисе цены, методе определения цен и моменте их фиксации, валюте цены. Выбор единицы измерения, на которую устанавливается цена, зависит от характера товара и сложившейся практики торговли данным товаром. Как правило, цена устанавливается на количественную или весовую единицу. В зависимости от метода определения цены подразделяют: на твердые; скользящие; подвижные; с последующей фиксацией.
Твердые цены устанавливаются при заключении сделки и в дальнейшем не подлежат каким-либо изменениям. В контракте делается запись «цены остаются твердыми на весь срок контракта». Такие цены фиксируют размер платежа, но исключают возможность дальнейшего учета колебаний конъюнктуры и изменений в издержках производства. Поэтому твердые цены используются для краткосрочных сделок. Скользящая цена устанавливается в момент подписания контракта и корректируется в случае изменения издержек производства в период исполнения договора. Такой способ установления цен чаще применяется при поставках оборудования, машин и других товаров, требующих длительного изготовления. При использовании скользящей цены оговаривается ее структура (стоимость сырья, амортизационные отчисления, заработная плата
Ц1 = Ц0/100 (а + b) × М1/М0 + сS 1/ S 0);
а + b + с = 100 %,
где Ц1 – окончательная цена; Ц0 – базисная цена, установленная на день заключения контракта; М1 – среднеарифметическая или средневзвешенная цена на сырье и материалы на момент исполнения контракта; М0 – цена (или индекс цен) на сырье или материалы на момент подписания контракта; S 1 – среднеарифметическая или средневзвешенная зарплата (соответствующие индексы) на момент исполнения контракта; S 0 – зарплата (соответствующие индексы) на момент подписания контракта; а, b, с – доли, которые занимают в цене отдельные статьи затрат: постоянные расходы, расходы на материалы, на зарплату.
В марте 2008 года белорусское предприятие и английская фирма заключили контракт на поставку комплексного оборудования стоимостью 1000 фунтов стерлингов с расчетом по скользящим ценам. В контракте зафиксированы следующие условия скольжения: · доля затрат на материалы – 40 %, на оплату труда – 35 %, неизменная часть цены (прибыль, накладные расходы и т.д.) – 25 %. · период скольжения по материалам – с 6-го по 10-й месяц (включительно) перед месяцем поставки, по заработной плате – с 1-го по 7-й месяц (включительно) перед месяцем поставки; · срок поставки – апрель 2009 года; · изменения индексов за период скольжения по материалам: 2008год: июнь – 117,3; июль – 119,5; август – 120,4; сентябрь – 121,2; октябрь – 123,1; · изменения индексов за период скольжения по заработной плате: 2008 год: сентябрь – 132,2, октябрь – 134,5, ноябрь – 135,1, декабрь – 136,8; 2009 год: январь – 141,7, февраль – 142,9, март – 149,3. Определить окончательную цену, по которой будет произведен расчет между продавцом и покупателем.
Решение Цскольжения = Цбазисная × (Дм × I м + Дзп × I зп + Дпроч × I роч),
где Дм, Дзп, Дпроч – доли соответственно материалов, зарплаты, прочих расходов; I м, I зп, I проч – индексы соответственно материалов, зарплаты, прочих расходов.
;
;
фунтов.
Подвижная цена фиксируется в момент подписания контракта. Может быть пересмотрена в зависимости от изменения рыночных цен на данный товар. При ее использовании в контракте указывается источник, по которому можно судить об изменении рыночных цен. Оговаривается предел от 2 до 6 %, в рамках которого не производится пересмотр зафиксированной цены. Такой способ установления цен чаще всего используется при заключении долгосрочных договоров купли-продажи сырья и производственных товаров. Цены с последующей фиксацией не оговариваются в момент подписания контракта. В этом случае в договоре регламентируется только порядок их исчисления к моменту платежа. Качество товара. В разделе «Качество товара» указывается способ определения качества, а также документы, подтверждающие его. В международной торговой практике предусматриваются следую-щие соответствия качества. При договоренности сторон о соответствии качества товара определенному стандарту могут быть использованы как национальные, так и международные стандарты. Следует учитывать, что требования, предъявляемые к качеству товара в странах продавца и покупателя, могут не совпадать. В таких случаях чаще всего исходят из того, что товар предназначен для использования в стране покупателя, поэтому необходимо учитывать требования к качеству, принятые в стране покупателя. Технические условия оговариваются в тех случаях, когда производство и эксплуатация товара предполагают установление специальных требований к качеству. Они используются главным образом при купле-продаже машин, оборудования. Технические условия оформля-ются в виде приложения к контракту. Использование образцов предполагает соответствие качества товара определенному эталону. Эталон – это образец товара, подтвержденный покупателем. В международной практике принято отбирать три образца: один из них – покупателю, другой – продавцу, третий – нейтральной организации, предусмотренной в контракте, например, торговой палате. Одновременно контрагенты оговаривают и порядок проверки соответствия поставленных товаров образцам. В ряде случаев качество товаров определяют по содержанию определенных веществ в товаре (марганец в руде) или по выходу готового продукта из товара – например, пряжа из шерсти. Отдельные товары продаются по описанию (например, подержанные автомобили). Качество товаров, реализуемых со склада или с аукциона, определяют по предварительному осмотру. Основным документом, подтверждающим качество товара, является сертификат качества. Он может выдаваться изготовителем, продавцом или специальной организацией, например, торговой палатой. Согласно обычаям при отсутствии в контракте каких-либо определенных требований к качеству товара он должен отвечать обыч-ному среднему качеству, т.е. качественные характеристики товара должны соответствовать свойствам наиболее распространенного сре-ди товаров этого типа. Вторым документом, свидетельствующим о качестве поставляемого товара, является санитарно-ветеринарное свидетельство, удостоверяющее, что поставляемый за границу товар находится в здоровом состоянии.
Условия платежа предполагают установление валюты платежа, места и срока платежа, определение порядка расчета и оговорок, направленных на устранение или уменьшение валютного риска. Валюта платежа может быть валютой страны-экспортера, импортера или третьей страны. Возможно, что валюта платежа не будет совпадать с валютой цены товара. Место платежа определяется по согласованию сторон. Если в контракте отсутствует оговорка о данном месте, то с учетом требований Венской конвенции покупатель обязан произвести платеж в месте нахождения коммерческого предприятия продавца или в месте передачи. Срок платежа обычно конкретно устанавливается в контракте и зависит от договоренности сторон. Если сроки платежа не установлены, то согласно конвенции ООН покупатель должен уплатить цену, когда продавец передает ему либо сам товар, либо товарораспорядительные документы. В практике международной торговли существует несколько спо-собов платежа: наличный, в кредит и их сочетание. Платеж наличными предполагает оплату товара полностью в период от его готовности для экспорта до момента перехода товара или товарных документов в распоряжение покупателя. Безналичные расчеты – это расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречных требований. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность прин-ципов расчетов, форм и способов совершения платежей и связанного с ними документооборота. Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Наиболее распространенными формами безналичных расчетов яв-ляются аккредитивная, инкассовая, банковский телеграфный и почтовый перевод, чековая, векселями и по открытому счету. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъ-явлению последним документов, соответствующих условиям аккре-дитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка. Ответственность за исполнение аккредитива всегда несет банк, выставивший его (банк-эмитент). Но помимо него ответственность может взять на себя и другой банк, участвующий в операции, который подтверждает банку экспортера факт открытия аккредитива в пользу его клиента, взяв на себя таким образом ответственность за исполнение платежа (он называется подтверждающим банком). В этом случае аккредитив называется подтвержденным. Конечным банком, участвующим в операции, является банк поставщика, в пользу которого выставляется аккредитив. Он информирует клиента об открытии и условиях аккредитива и берет на себя ответственность за прием, проверку и своевременную отправку документов. Для экспортера с точки зрения надежности платежа выгоднее подтвержденный аккредитив. Использование аккредитивов в международных расчетах регулируется специальным документом «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов», который разработан Международной торговой палатой (IСС). Эти правила периодически дополняются и изменяются исходя из тенденций развития международной торговли и расчетов. Среди документов, против которых производятся платежи, в договорах указываются: · специализированные счета; · дубликаты железнодорожных накладных или документы авто- или авиаперевозчиков; · упаковочные листы (описи технических документов); · гарантийные письма продавца о качестве и комплектности поставки; · сертификаты качества и происхождения товара; · акт сдачи-приемки (протоколы испытаний); · разрешение на отгрузку, если товар принимается за границей представителем покупателя; · копии действующих экспортных лицензий соответствующих властей страны импортера, если таковые требуются; · другие документы, отвечающие характеру сделки. На рис. 7.1 изображен механизм прямой экспортной операции с платежом по аккредитиву.
Рис. 7.1. Схема проведения аккредитивной операции на условиях DDP Порядок проведения аккредитивной операции следующий: 1 – экспортер направляет оферту импортеру; 2 – стадия переговоров между фирмами. Подписание контракта на поставку товара. на базисном условии DDР (место назначения) с платежом по безотзывному подтвержденному аккредитиву; 3 – фирма-экспортер дает поручение зафрахтовать судно перевозчику, с которым ранее заключила договор о транспортно-экспе-диторском обслуживании ее грузов; 4 – экспортер направляет письмо страховой компании, с которой ранее заключил соглашение о страховании грузов, с просьбой застраховать товар на период перевозки, выписать страховой полис на импортера; 5 – экспортер сообщает импортеру о готовности товара к отгрузке (товар упакован, замаркирован, снабжен необходимыми товарными документами) и просит открыть безотзывный подтвержденный аккредитив; 6 – импортер направляет своему банку поручение на открытие аккредитива; 7 – банк импортера открывает аккредитив в банке экспортера, сообщает условия выплаты по аккредитиву, включая перечень документов, против которых производится выплата; 8 – банк экспортера извещает экспортера об открытии аккредитива; 9 – если условия аккредитива совпадают с текстом контракта, экспортер отгружает товар в пункт отправления; 10 – экспортер дает поручение перевозчику произвести транспортно-экспедиторское обслуживание, включая таможенное декларирование и отгрузку товара 11 – перевозчик дает поручение произвести эту работу транспорт-но-экспедиторской конторе в пункте отправления; 12 – транспортно-экспедиторская контора направляет в таможню необходимые документы и после таможенной очистки товара направляет товар в порт импортера; 13 – перевозчик направляет транспортные документы экспортеру; 14 – экспортер передает транспортно-распорядительные докумен-ты в свой банк; 15 – банк экспортера проверяет документы на предмет их соответствия контракту и, не найдя противоречий, зачисляет деньги на счет продавца; 16 – банк экспортера направляет товаросопроводительные документы в банк импортера; 17 – банк импортера направляет валюту в банк экспортера; 18 – импортер, получив документы от своего банка, вступает во владение товаром; 19 – экспортер выполняет таможенные формальности, уплачивает пошлину, налоги; 20 – товар поступает на склад импортера.
В основе инкассовой формы расчетов лежит расчетная операция, посредством которой банк по поручению своего клиента на основе расчетных документов получает причитающиеся ему денежные средства от плательщика за отгруженные в его адрес товароматериальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на его счет в банке. Инкассо может быть чистым и документарным. Чистое инкассо – это инкассо финансовых документов (векселя, че-ки и др.), когда они не сопровождаются коммерческими документами. Документарное инкассо – это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, а также инкассо только коммерческих документов. Документарное инкассо представляет собой обязательство банка по поручению экспортера получить от импортера сумму платежа по контракту против передачи последнему коммерческих документов и перечислить ее экспортеру. Инкассовая форма имеет ряд недостатков: · к моменту прибытия коммерческих документов в банк импортер может отказаться от оплаты; · к моменту прибытия коммерческих документов в банк импортер может оказаться неплатежеспособным. Частично преодолеть указанные недостатки можно за счет применения инкассо телеграфного, позволяющего сократить разрыв во времени, а также за счет применения инкассо с предварительно выданной банковской гарантией, что позволяет создать надежность платежа.
Порядок осуществления расчетов в форме инкассо приведен на рис. 7.2.
Рис. 7.2. Этапы проведения инкассовой операции
Представленный механизм расчетов можно разделить на девять операций: 1. Стороны при заключении контракта определяют инкассо в качестве формы расчета и оговаривают, через какие банки будут производиться расчеты; 2. Экспортер отгружает товар; 3. Перевозчик передает экспортеру транспортные документы; 4. Экспортер (доверитель) готовит документы и передает их в свой банк-ремитент (экспортер, передающий документы на инкассо, называется доверителем, а банк, которому экспортер поручает операцию по инкассированию, – банком-ремитентом); 5. Банк экспортера проверяет документы и отсылает их вместе с поручением своему корреспонденту в стране импортера. В своем поручении банк-ремитент указывает инструкции в отношении перевода средств, полученных от импортера, а также при необходимости – в отношении векселей, акцептованных импортером; 6. Получив документы, банк импортера направляет их импортеру для получения от него платежа (или акцепта тратт); 7. Банк импортера получает платеж от плательщика; 8. Инкассирующий банк переводит выручку банку-ремитенту в соответствии с инструкциями: переводит телеграфом, по почте, зачисляет на корреспондентский счет; 9. Банк-ремитент зачисляет выручку экспортеру. Банковский перевод –поручение одного лица (перевододателя) банку перевести определенную сумму в пользу другого лица (переводополучателя). Банк, принявший поручение на перевод, выполняет его через своего корреспондента. Такой вид расчетов используется при уплате долга по кредитам, выдаче авансов, урегулировании рекламаций, связанных с невыполнением условий контракта, и др. В этих случаях не требуется товарная (коммерческая) документация. Расчеты чеками представляют собой письменное распоряжение чекодателя банку-плательщику об оплате указанной в ней суммы чекодателю (предъявителю чека) за счет имеющихся у банка средств чекодателя. Расчет чеками завершает платежные отношения лишь после того, когда сумма чека будет зачислена на счет продавца в банке. Срок обращения чека ограничен (в одной стране – 8 дней, если место выдачи чека и его оплаты находятся в разных странах – 20 дней, если оплата совершается в другой части света – 70 дней). Оплата векселем. Вексель – письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать с должни-ка уплаты обозначенной денежной суммы. Различают простые и переводные векселя. Простой вексель представляет собой долговое обязательство одного лица уплатить указанную сумму другому лицу. Он выписывается и подписывается должником. Переводной вексель (тратта) – безусловное предложение одного лица, адресованное другому лицу, уплатить в назначенный срок третьему лицу определенную денежную сумму. Он выписывается и подписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ должнику (трассату) уплатить в указанный срок обозначенную сумму третьему лицу (ремитенту).
Упаковка и маркировка. В международной торговле упаковка и маркировка товара выполняют различные функции: рекламную, сохранности товаров при транспортировке и перегрузке; обеспечение максимальной заполняемости транспортного средства; информа-ционные функции и др. В этом разделе указываются вид и характеристика упаковки, ее качество, размеры, способ оплаты, нанесение на упаковку маркировки. Различают упаковку внешнюю (ящики, коробки, контейнеры и др.) и внутреннюю, не отделимую от товара. В контракте обычно определяют вид и размеры только внешней упаковки. В большинстве случаев ее возврат продавцу не предусматривается и она вместе с товаром переходит в собственность покупателя. Стороны предусматривают способы оплаты упаковки: включение цены упаковки в цену товара, установление цены упаковки отдельно от цены товара, определение цены упаковки в процентах от цены товара. Кроме упаковки товара в обязанность продавца входит и маркировка груза. Маркировка грузов обычно предполагает указание реквизитов импортера и экспортера, номера контракта, места назначения, характеристик веса и габарита места, номера места и числа мест в партии и специальных обозначений (таких как «осторожно, хрупкое», «вверх не кантовать»). Продавец несет ответственность за убытки, связанные с повреждением груза и его прибытием не по адресу вследствие неполной или неправильной маркировки. Сдача-приемка товара. Под сдачей-приемкой товара понимается передача товара продавцом в распоряжение покупателя в соответствии с условиями контракта купли-продажи. В отношении сдачи-приемки товара в контракте согласуются вид, место и срок сдачи-приемки, порядок приемки товара по количеству и качеству и кто ее производит. По видам сдача-приемка товара делится на предварительную и окончательную. Предварительная приемка производится на предприятии продавца и имеет целью установить соответствие товара, его упаковки и маркировки условиям договора. Окончательная сдача-приемка устанавливает фактическое выполнение поставки по количеству и качеству в согласованном месте и в определенный срок. Место фактической сдачи-приемки определяется в соответствии с базисными условиями поставки и может быть выбрано как в стране продавца, так и покупателя. Это может быть склад продавца, пограничный пункт, железнодорожная станция в стране отправления или порт назначения. Сдача-приемка товара по количеству и качеству производится в различные сроки: по количеству – сразу по прибытии товара и передаче его покупателю, по качеству – в течение более длительных сроков. В контракте устанавливается, на основании каких документов будет производиться приемка товара по количеству и качеству. По количеству она производится, как правило, согласно договору, спецификации, транспортной накладной и упаковочному листу, по качеству – согласно сертификатам качества и способу определения качества товара, согласованного в контракте. Для установления соответствия фактического количества поставленного товара документам производится его пересчет или взвешивание. Приемка товара по качеству может осуществляться путем анализа, сличения образцов, осмотра товара, проведения испытаний и т.п. В международной практике используются два основных метода проверки качества поставленного товара: выборочный или всей партии. При выборочном методе в контракте устанавливается доля или количество подлежащих проверке единиц от всей партии товара. При отсутствии в контракте оговорки «около» покупатель не обязан принимать товар в большем или меньшем количестве, чем указано в контракте. Венской конвенцией предусмотрено, что если продавец постав-ляет большее количество товара, чем указано в договоре, покупатель может принять поставку или отказаться от принятия поставки излишнего количества. Если покупатель принимает поставку всего или части излишнего количества, он должен уплатить за него по договорной ставке. Покупатель не обязан принимать товар отличного от предусмотренного в договоре качества. Если он готов принять товар более низкого качества, то продавец предоставляет ему скидку, получившую в международной практике название рефакции. Надбавка за повышенное качество поставленного товара называется бонификацией. Гарантии. При поставках машин, оборудования, техники в контрактах содержится условие о гарантийном обслуживании. Стороны согласовывают объем гарантий, гарантийный срок и обязанности продавца в течение гарантийного срока. В контрактах содержится указание относительно момента или даты начала гарантийного периода. Срок гарантии может быть от нескольких месяцев до нескольких лет и зависит прежде всего от характера товара. В этом разделе перечисляются все случаи, на которые гарантии не распространяются. Если по договоренности сторон гарантийное обслуживание будет производиться покупателем, то продавец должен возместить ему расходы. Рекламации. Рекламации – это претензии, предъявляемые покупателем к продавцу в связи с несоответствием количества и качества поставляемого товара условиям контракта. Предъявление покупателем рекламаций не является основанием отказа от поставки. В контракте стороны устанавливают порядок и сроки предъявления рекламации, перечень и виды предоставляемых при этом документов, обязанности и права сторон в связи с предъявлением рекламации, возможные способы урегулирования рекламации, сроки ответа на полученные претензии. Урегулирование рекламаций может быть произведено различны-ми способами: устранением дефектов, заменой товара другим, воз-вратом уплаченной стоимости, предоставлением скидки с договорной цены и др. Выбор способа урегулирования рекламации зависит от характера товара. При обнаружении дефектов в товаре, обладающем индивидуальными признаками, как правило, производится его замена. На сырьевые товары в этом случае обычно предоставляется скидка с контрактной цены или производится уценка стоимости всей партии товара. Штрафные санкции. В контракте могут быть предусмотрены различного рода санкции: пени, неустойки, штрафы, уплачиваемые продавцом или покупателем за невыполнение своих обязательств по договору. Наиболее распространенный вид санкций – уплата неустойки за просрочку поставки товара. Размер неустойки, как правило, устанавливается в виде процента от стоимости поставляемого товара. Ее величина возрастает в зависимости от длительности просрочки. Максимальная сумма штрафа обычно не превышает 10 % от стоимости не поставленных в срок товаров. Кроме неустойки в контракте может предусматриваться право сторон на взыскание убытков. В некоторых случаях в договоры включается условие о праве импортера аннулировать контракт полностью или частично без возмещения продавцу каких-либо расходов, если просрочка будет длительной.
Страхование. Этот раздел включает четыре основных условия страхования: что страхуется, от каких рисков, кто страхует, в чью пользу страхует. При сделках купли-продажи товары страхуются от рисков повреждения или утраты при транспортировке. Ссылки в договоре на базисные условия ФОБ, СИФ и др. определяют страхователей, которые обязаны заключать договоры о страховании. Так, при базисных условиях ФОБ экспортер страхует транспортировку груза до порта и в порту до погрузки его на судно. Дальнейшая забота о страховании лежит на покупателе. Форс-мажор. В ходе исполнения контракта могут возникнуть обстоятельства, препятствующие исполнению договора, которые не-возможно было предвидеть и предусмотреть при его подписании. Такие обстоятельства называются непредвиденными или форс-мажор-ными (стихийные бедствия, политические действия и т.д.). В контрактах предусматривается возможный перечень таких обстоятельств и по-рядок действия сторон при их наступлении. Сторона, для которой возникли форс-мажорные обстоятельства, должна в письменной фор-ме известить другую сторону. В этом случае действие контракта может быть приостановлено на время действия этих обстоятельств.
Арбитражная оговорка. В этом разделе определяется порядок разрешения споров, которые могут возникнуть в ходе выполнения договора. При возникновении споров и разногласий стороны стремятся разрешить их путем переговоров. В случае если экспортер и импортер не могут прийти к соглашению, они обращаются в суд или арбитраж. При отсутствии в контракте арбитражной оговорки контрагент для защиты своих прав должен обращаться в иностранный суд по месту нахождения ответчика, что влечет большие расходы, поэтому практика в Беларуси предполагает обязательное включение в контракт арбитражной оговорки. Рассмотрение спорных вопросов предусматривается в Высшем хозяйственном суде Республики Беларусь.
Другие условия контракта. Наиболее часто встречаются следующие дополнения к контракту: 1. Положение о том, что приложения к контракту являются его неотъемлемой частью. 2. Условие, что все изменения и дополнения к контракту являются действительными только в том случае, если они совершены в письменной форме. 3. Порядок прекращения контракта. 4. Порядок и сроки предъявления и рассмотрения претензий.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 8407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |