Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сертификация в переходный период

Экономические предпосылки сертификации

ВВЕДЕНИЕ В СЕРТИФИКАЦИЮ

Сертификация возникла как элемент рыночной экономики. Она реализует свои возможности совместно с механизмами саморегулирования рынка.

Рыночная экономика – совокупность независимых субъектов хозяйственной деятельности, имеющих разную форму собственности и действующих по единым законам свободного рынка. Эти законы оговаривают права собственности, права личности, нормы общественной безопасности, но не касаются свободы экономических субъектов заниматься хозяйственной деятельностью. Каждый из них вправе распоряжаться своими ресурсами и заниматься любой предпринимательской деятельностью, не противоречащей законам.

Главным механизмом саморегулирования рынка является свободная конкуренция. Суть ее состоит в том, что продукцию или услугу одного и того же вида могут предложить на рынок несколько предприятий. Остальные предприятия самостоятельно выбирают, чьей продукцией или услугой воспользоваться, исходя из собственной выгоды, которая может определяться ценой, качеством, надежностью, ассортиментом, условиями поставки и т.п. Предприятие тем успешнее, чем успешнее продвигается на рынок его продукция. Поэтому главная цель – победить в конкурентной борьбе. Для этого производитель идет на встречу интересам потребителя снижает издержки, расширяет ассортимент, оговаривает условия поставки и т.п., в том числе проводит сертификацию продукции. Сертификация это независимое авторитетное подтверждение соответствия продукции нормам и требованиям, а значит подтверждение качества и надежности, экономичности, т.е. тех характеристик продукции, которые дают преимущества в конкурентной борьбе. В проведении сертификации заинтересованы сами производители.

 

 

В связи с вступлением в силу 01.07.2003 г. Федерального закона РФ «О техническом регулировании» (далее ФЗ) наступил новый этап развития технического регулирования в России. Этим законом предусмотрены положения, относящиеся к процедурам подтверждения соответствия продукции нормативным требованиям в переходный период до введения в действие соответствующих технических регламентов.

Поскольку технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к объектам технического регулирования, пока находятся на стадии разработки, то возникает вопрос: а какими нормативными требованиями сейчас нужно руководствоваться при сертификации? Как предусмотрено ст. 46 ФЗ, обязательное подтверждение соответствия в переходный период должно осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до введения в действие Закона. Таким образом, механизм подтверждения соответствия остается неизменным вплоть до принятия соответствующих технических регламентов. Чаще всего сертификация производится на соответствие требованиям государственных (национальных) стандартов. Однако некоторые производители продукции неверно трактуют ФЗ в отношении применения национальных стандартов. Принцип добровольности применения стандарта нельзя понимать как возможность выборочного применения требований нормативного документа. Если для подтверждения соответствия добровольно выбирается национальный стандарт, то объект сертификации должен соответствовать всем требованиям этого стандарта. Говорить о том, что после принятия ФЗ требования государственных стандартов носят рекомендательный характер также не корректно.

В переходный период будут действовать два механизма подтверждения соответствия: «старый» - для продукции, на которую еще не приняты технические регламенты, и «новый» - для продукции, на которую технические регламенты приняты. Обязательное подтверждение соответствия продолжает проводиться в рамках систем обязательной сертификации, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти. При этом обязательная сертификация проводится по прежним схемам. Нормативные документы, на соответствие которым проводится обязательное подтверждение соответствия (государственные стандарты, СНиП и др.) по-прежнему применяются в соответствии с «Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация» вплоть до принятия соответствующих технических регламентов. Если же на определенный вид продукции принят технический регламент, то эта продукция автоматически исключается из «Номенклатуры» и для нее устанавливается новый порядок проведения сертификации, зафиксированный в техническом регламенте.

В техническом регламенте для одной и той же продукции могут быть установлены две формы подтверждения соответствия: обязательная сертификация (в обоснованных случаях, при высокой степени потенциальной опасности продукции для жизни и здоровья людей, животных, растений и т.д.) или декларирование соответствия, которое является приоритетной формой. При этом в соответствии с ФЗ, заявитель может сам выбрать форму и схему подтверждения соответствия.

По «старому», ныне действующему механизму подтверждения соответствия, орган по сертификации сам выбирает схему на основании установленных правил применения схем с учетом полученной от заявителя информации о продукции, ее назначении, количестве и т.д. Новый механизм предусматривает, что схемы должны быть установлены в техническом регламенте и не могут быть скорректированы в процессе взаимодействия органа по сертификации с заявителем. В этом сложность для разработчиков технических регламентов: необходимо заранее учесть все особенности будущей продукции.

Принятие ФЗ обусловлено подготовкой к вступлению РФ к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), но у российской системы технического регулирования есть свои особенности. Так, например, в ЕС применяется единственная форма обязательного подтверждения соответствия - декларирование. Насколько действенна окажется эта форма в РФ прогнозировать сложно в силу наших национальных особенностей. Законом учтены действующие схемы подтверждения соответствия, с использованием отдельных элементов европейских модулей оценки соответствия, чтобы позволить заявителям, органам по сертификации и испытательным центрам (лабораториям) безболезненно перейти к подтверждению соответствия в условиях действия ФЗ «О техническом регулировании».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффективность работ по стандартизации | Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.