Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принадлежности для обработки

- в цифровой фотографии — программы обработки изображений, компьютеры вообще и фотопринтеры.

- в плёночной фотографии — фотореактивы, бачок, фотоувеличитель, кадрирующая рамка, фонарь красного света и т. п.

Аксессуары фотоаппарата:

- футляры (мягкие, кожаные, водонепроницаемые)

- конвертеры (широкоугольные, телеконвертеры,, линзы для макросъемки, взаимозаменяемые)

- осветительные лампы (для ночной съемки и съемки в помещении, помогают улучшить передачу цвета в условиях недостаточной или фоновой освещенности)

- аккумуляторы и зарядные устройства (эффективны при продолжительной съемке)

- фильтры

- лупы

- пульты дистанционного управления

- микрофоны и адаптеры микрофонов

- бинокль (для наблюдения за объектом с дальнего расстояния)

 

 

Лекция 3. Основы фотосъемки

3.1. Подготовка к фотосъемке

3.2. Технические и творческие приемы фотосъемки

3.3. Основные виды фотосъемки

1. Подготовка к фотосъемке

Все элементы фотоаппарата оказывают непосредственное влияние на техническое качество снимка и могут как присутствовать в конструкции, так и отсутствовать. Они определяют удобство и оперативность работы с фотоаппаратом, обеспечивают точность кадрирования (видоискатель), помогают фотографу в определении параметров съёмки (экспонометр, автоматика фокусировки и экспозамера) и упрощают получение снимков в сложных условиях (фотовспышка, стабилизатор изображения и т.п.).

Фотоаппарат общего назначения обладает видоискателем и спусковой кнопкой затвора как основными органами упарвления действиями «навёл-снял» (англ. point and shoot) в процессе фотосъёмки. Именно эти два действия остаются неавтоматизированными (чему, правда, уже есть курьёзые исключения) и оставляют простор для творчества фотографа, какой бы фототехникой он ни пользовался.

Для большинства фотолюбителей, имеющих дело с компактной автоматической камерой, собственно, фотосъёмка – элементарное действие, едва ли не самое простое во всей технологической последовательности изготовления снимка. Между тем, именно техника фотосъёмки является весьма ответственным и вовсе не таким простым процессом, как может показаться.

Для профессиональных фотографов, на чей опыт можно и нужно постоянно ссылаться, очень часто более важна «чистая» техника фотосъёмки, которую они предпочитают любым техническим трюкам при доработке фотоснимка на компьютере. Уже во время подготовки в воображении мастера складывается окончательная картина, тот самый фотоснимок, который мы потом увидим отпечатанным на бумаге. Фотохудожник стремится в максимальной степени сохранить этот замысел, применив свой опыт техники фотосъёмки, а вовсе не изменить его в ходе компьютерной обработки кадра. Живое впечатление, интуиция, живая мысль – вот самые важные инструменты работы фотографа, а вовсе не совершенная техника фотосъёмки, набор оптики или осветителей.

Техника фотосъёмки лишь необходимое дополнение, продолжение взгляда фотографа, как кисть продолжение руки живописца или перо-воображения поэта.

Но если техника фотосъёмки применяется неправильно, то о творчестве говорить не приходится. Для того, чтобы выразить методами фотографии свои впечатления, своё настроение, свой взгляд на мир, фотограф обязан уметь хорошо применять технику фотосъёмки. В данном смысле под словами «уметь хорошо применять технику фотосъёмки» имеется в виду получение совершенной в техническом отношении фотографии.

В том, что специально учиться применять технику фотосъёмки, в том смысле, который обычные фотолюбители вкладывают в понятие фотосъёмки, не обязательно, мы абсолютно уверены. Однако возьмите в руки свой фотоаппарат и сделайте самый рядовой снимок-точно такой же, как делали вчера, позавчера или неделю назад. Камера у вас цифровая, компактная, лишённая оптического видоискателя. Вы держите её на вытянутых руках перед собой, всматриваясь в дисплей электронного видоискателя... Что здесь не так? Первое и едва ли ни главное, с чего начинается Ваша личная техника фотосъёмки – одной или двумя руками вы удерживаете камеру? Современные «компакты» имеют очень небольшие размеры и вес. Их корпус сконструирован таким образом, что камеру удобно держать в правой руке. Именно по этой причине объектив сдвинут влево и здесь же, в левой части передней панели камеры, установлено окошко встроенной вспышки. Однако снимать одной рукой далеко не лучшая техника фотосъёмки, чтобы получить резкий и правильно экспонированный снимок. Дело в том, что полусогнутая в локте рука – слишком не устойчивая опора. Она подвержена естественным едва заметным перемещениям, которые могут повлиять на резкость снимка, поскольку это перемещение может прийтись именно на момент срабатывания затвора. Далее-под большим пальцем правой руки на корпусе компактной камеры находятся кнопки управления системным меню. Техника фотосъёмки, когда надо удерживать камеру пальцами одной руки и одновременно нажимать кнопки ведения экспозиционной поправки, включения-отключения вспышки или выбирать опцию меню – далеко не самая лучшая.

Правильная техника фотосъёмки требует снимать (даже самым небольши по размерам фотоаппаратом) двумя руками. При этом указательный и большой пальцы левой руки обхватывают корпус камеры сверху и снизу, а три оставшихся пальца поджимаются к ладони таким образом, чтобы случайно не заслонить объектив и окно фотовспышки.

Как только мы разгрузим правую руку, то сразу получим дополнительную степень свободы. Большой палец левой руки может свободно оперировать кнопками на задней панели камеры и диском переключения автоматических режимов (он может располагаться на верхней панели, рядом с контрольным дисплеем или на правой грани корпуса фотоаппарата – в зависимости от конкретной модели), указательный – нажимать на кнопку спуска и управлять кольцевым рычагом трансфокатора. Помимо этого, две согнутые в локтях руки образуют гибкую, но всё же достаточно устойчивую и, что важно, хорошо контролируемую опору для камеры. Удерживать фотоаппарат неподвижно во время срабатывания затвора становится заметно легче.

Правильная техника фотосъёмки зависит от положения самой камеры. Если камера располагается перед лицом, чуть выше уровня глаз, на некотором расстоянии от лица фотографа – то это неверное положение. Идеальным было бы такое положение камеры, которе мы используем при визировании кадра через телескопический видоискатель. Объектив камеры – продолжение глаза фотографа.

Если вы планируете заниматься творческой фотографией (а в этом случае техника фотосъёмки имеет огромное значение), то из двух равных по своим техническим возможностям камер выбрать лучше ту, что больше размерами. Если же камера приобретается исключительно для бытовой съёмки и, тем более, длоя съёмки в путешествиях, то предпочтение следует отдать компактным автоматическим фотоаппаратам.

Опытные фотолюбители рекомендуют начинающим сразу после приобретения цифрового фотоаппарата приобрести и штатив. Техника фотосъёмки с применением штатива бывает очень полезна, а при некоторых видах съёмки – просто незаменима. Например, при съёмке себя самого с использованием автоматического таймера, при макросъёмке – когда необходимо зафиксировать камеру на небольшом расстоянии от снимаемого объекта и т.д.

Но и при обычной съёмке-пейзажной, архитетурной, портретной – штатив будет крайне полезен. Техника фотосъёмки с применением штатива в этом случае позволяет неспешно выстроить комопзицию кадра, оценить освещённость, цветовую картину. Штатив – лучшее средство от присущей фотографам поспешности. Но главное назначение техники фотосъёмки со штативом –устранить влияние непроизвольного перемещения камеры фотографом в момент срабатывания затвора.

Компактный фотоаппарат рассчитан больше на событийную и бытовую съёмку. Творчеством же лучше заниматься с зеркальной камерой. Техника фотосъёмки с использованием именно этого класса фотоаппаратуры предоставляет фотолюбителю наибольшие возможности.

Новые модели зеркальных камер имеют удивительно компактные размеры. Это неизбежное следствие маркетинговых тенденций последнего времени – потребители предпочитают компактные камеры, не желая при этом отказываться от преимуществ фотоаппарата с зеркальным видоискателем. Но техника съёмки этими фотокамерами имеют и обратную сторону.

Маленькую «зеркалку» трудно удерживать в руках. Правда, сама конструкция камеры подразумевает технику фотосъёмки двумя руками, а не одной, как в любительских компактах. Правая рука при этом охватывает массивный прилив. Указательный палец лежит на спусковой кнопке, большой – на кнопках управления (их обычно несколько). Левая рука обхватывает корпус камеры снизу, а пальцы лежат либо на кольце изменения фокусного расстояния зум-объектива (ближайшее к корпусу камеры кольцо) или на кольце фокусировки. Камера располагается вплотную к лицу фотографа.

Одно из несомненных достоинств зеркальной фотоаппаратуры – системность. К каждой камере компания-производитель выпускает целый набор (он-то и называется «системой») аксессуаров и дополнений. Техника фотосъёмки с применением некоторых из них для творческой работы будет весьма и весьма полезной.

Набор объективов и набор навинчивающихся (лучше резиновых) бленд – вот стандартный комплект активно снимающего фотографа. В этот набор должны входить, как минимум, три объектива. Широкоушолльный с фокусным расстоянием в 28 или 35 мм (в приведённом к узкой плёнке значении), нормальный 50 мм (с углом зрения в 90 градусов) и умеренно длиннофокусный с фокусным расстоянием в 85 или 100 мм (его применяют в портретной съёмке). Однако техника фотосъёмки в данном случае предназначена не для начинающего, а для опытного фотолюбителя, который знает, чего хочет добиться в своих занятих фотографией. Соображения престижа или поиск выгодного вложения денег здесь абсолютно неуместны. Хорошей дорогой камерой в наше время уже не удивишь, а цифровая фотоаппаратура недолговечна и обесценивается моментально. Так что техника фотосъёмки зеркальным фотоаппаратом и комплект оптики нужны только творческому человеку – для работы и для любимого увлечения, не более того...

Не следует забывать об основном премуществе цифровой камеры – результат съёмки можно просмотреть сразу после срабатывания затвора. Детали проще рассмотреть через лупу (небольшая складная лупа много места в фотосумке не займёт, но может оказаться очен полезной). А в случае неудачи кадр во многих случаях можно тут же переснять...

Техника фотосъёмки предполагает общее правило для фотолюбителя, снимающего недорогой компактной цифровой камерой – включив фотоаппарт, не забудьте тут же перевести объектив в промежуточное положение, соответствующее среднему значению фокусного расстояния. Именно в этом положении оптика фотоаппарата достигает максимальных характеристик. И техническое качество снимка будет для данного фотоаппарата максимально возможным.

Техника фотосъёмки несложна в освоении и доставляет фотолюбителю немало удовольствия. Но все же относиться к ней надо с полной серьёзностью, чтобы избежать самых простых, но и самых, к сожалению, частых ошибок. Правила техники фотосъёмки элементарно просты – держать камеру крепко, не допуская её перемещения в момент срабатывания затвора, правильно выстраивать композицию снимка, точно фокусироваться на снимаемом объекте и умело применять тот инструментарий, которым наделён современный плёночный или цифровой фотоаппарат.

2. Техника фотосъёмки

В первом разделе вы познакомились с оборудованием и материалами для фотосъёмки, так же рассказано об основах работы с фотокамерой. Далее речь пойдёт о создании изображения и о светочувствительности. Знакомство с фотоаппаратами начинается с обычной современной фотокамеры и постепенно доходит до распространенной «зеркалки» с одним объективом. Каждый элемент управления фотоаппаратом рассматривается отдельно, чтобы было ясно, каков его практический вклад в создание фотоснимков. Затем-краткое изучение совместной работы всех составляющих фотоаппарата. В заключение – выбор плёнки и измерение экспозиции.

Вполне возможно, у вас нет лаборатории для проявления и печати, вы никогда не проявляли плёнку и даже не имеете понятия, как работает фотоаппарат, то есть вы начинаете с нуля. В таком случае следует закреплять прочитанное на практике.

Для начала понадобится много плёнки, потому что некоторые время уйдёт, чтобы добиться желаемых результатов. Вы будете делать снимки-сравнения, снимкм-эксперименты – ошиьки здесь неизбежны. Практикуйтесь больше, ведь полученные результаты дадут материал для сопоставления.

Несколько советов: подумайте, для каких целей вам нужен этот снимок? Может быть, хотите сравнить результат, который получается при других значениях? Или проверить методику на конкретном объекте? Или сознательно нарушаете правила, чтобы посмотреть, каков будет зрительный эффект? Привыкайте делать несколько вариантов одного снимка. Вам будет легче запомнить оптимальные значения найденных величин, если вы станете их записывать. Проявляйте и печатайте плёнку, не мешкая, и критически оценивайте результаты, запоминайте или записываете их.

На этом этапе идеальных снимков ожидать не приходится. Ваши первоначальные результаты будут носить характер упражнений. Постарайтесь извлекать пользу из своих ошибок, как и из своих достижений. Сначала выбирайте для съёмки простые объекты, избегайте сложных условий освещенности, таких как резкие контрасты между светом и тенью, не снимайте в плохо освещённых помещениях. Ваша основная задача на этом этапе – привыкнуть к фотоаппарату, научиться свободно сним обращаться. Только тгдаможно спокойно “работать через фотоаппарат”, легко снимать любые объекты и уверенно чувствовать мебя при любых условиях освещённости.

О ФОТОКАМЕРАХ

Начнём с разбора простого и дешёвого фотоаппарата, поскольку у него есть все необходимые элементы – объектив, затвор и видоискатель. Вам предстоит научиться заряжать плёнку, скорость и точность зарядки станет одинаковой для всех типов фотокамер. В простом фотоаппарате величины для установки объекта и затвора либо зафиксированы, либо имеэт очень узкий диапозон. Поэтому такой фотоаппарат является несложным и удобным в работе.

Однако отсутствие регулировки скоро перестанет вас устравивать. Захочется подойти ближе к объекту, работать при при любом освещении, попробовать выделить часть снимка и расфокусировать остальное изображение. Для этого потребуется более широкий выбор объективов и различные скорости срабатывания затвора. Поэтому далее мы рассмотрим фотокамеру посложнее, которая имеет большую манёвренность за счёт дополнительных возможностей объектива, диафрагмы и затвора. Речь пойдёт преимущественно о зеркальной фотокамере на 35 мм с одним объективомь- она наиболее популярна и относительно проста.

Работая с зеркальным фотоаппаратом с одним объективом – “Пентакс”, “Никон”, Минольта” и “Кэнон”, - вы с большей точностью можете предвидеть, как будет выглядить фотоснимок, потому что видите прямое изображение, принимаемое объективом. Все эти камеры-как бы основа целой системы самых разнообразных объективов, дополнительных принадлежностей и насадок, которыми вы научитесь пользоваться по мере овладения техникой фотографии.

Первый элемент управления фотокамерой – фокусирующее кольцо на объективе. Как уже было сказано, фокусоровка объектива сходна с фокусировкой глаза. В фотокамерах используются различные устройства, чтобы показать, какие именно части снимаемой сцены находятся в фокусе. В одних случаях вполне достаточн поставить на шкале расстояний фотоаппарата соответствующую величину. В других изображение в видоискателе будт двоиться, если резкость выставлена неточно. Лучше всего фотокамеры с матовым стеклом – они показывают, как в действительности выглядит изображение, какие его части в фокусе, а какие нет, каков будет общий эффект. “Зеркалка” с одним объективом – одна из таких фотокамер.

В этом и следующем разделах рассматриваются только «нормальные» объективы – те, что продаются непосредственно с фотоаппаратом и, как считается, дают обзор, наиболее схожий с обзором, который открывается глазу. Камера на 35 мм обычно оснащена объективом с фокусным расстоянием 50 или 55 мм. Если ваша фотокамера больше или меньше, «нормальное» фокусное расстояние соответственно увеличивается или уменьшается. Например, оно становится 80 мм для аппарата с катушечной плёнкой и квадратным 6х6 см и 25 мм для карманной фотокамеры типа 110.

Второй элемент управления фотоаппаратом-это диафрагма. Она рассатривается после фокусирования потом, что помещена на фотоаппарате рядом с фокусирующим кольцом, но и есть другая причина – резкость снимка зависит и от диафрагмы. Отверстие диафрагмы контрлирует количество света, падающего в фотоаппарат. Чтобы управлять этой величиной, вы должны привыкнуть к «шкале чисел f» и усвоить, как при одном фокусировании расстояния положение диафрагмы влияет на резкость снимка. Очень удобно, если в видоискателесразу видно, как именно влияет на освещённость и резкость объекта изменение отверстия диафрагмы. Зеркальный фотоаппарат с одним объективом обладает и этим свойством.

Третий элемент управления - затвор. Затвор определяет, когда и на какой отрезок времени плёнка подвергается световому воздействию. Скорость срабатывания затвора (выдержка), которую вы выбираете сами, довольно любопытно влияет на то, как движущиеся объекты будут выглядеть на снимках.

Диафрагма и затвор управляют экспозицией – общим количеством света, попадающим на плёнку. Перрвый показатель регулирует величину, или интенсивность света, другой – время. В течение которого он действует.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СВЕТОВОГО ПОТОКА

Световой поток от реального сюжета преобразуется съёмочным объективом в действительное изображение; калибрируется по интенсивности (диафрагмой объектива) и времени воздействия (выдержкой); балансируется по цвету светофильтрами.

В плёночном фотоаппарате запоминание изображения происходит на фотоматериале (фотоплёнке, фотопластинке и т.п.). В цифровом фотоаппарате изображение воспринимается электронной матрицей, полученный с матрицы сигнал подвергается оцифровке, запоминание происходит в буферной и внешней флэшпамяти.

ГЛАВНОЕ ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ

Методика построения схемы преломления лучей в оптических приборах и установления характеристик оптики имеет определённую символику графического изображения и расчёты. Так, при прохождении света (например, через собирательную линзу) параллельно главной оптической оси линзы лучи, преломляясь. Собираются в одной точке-главном фокусе линзы. В то же время линза (объектив) – это материальная форма, имеющая определённые размеры в трёхмерном пространстве и соответствующие оптические свойства. В частности, такая оптическая система, как объектив, имеет две основные точки, лежащие на пересечении главной оптической оси и являющимися изображениями друг друга в натуральную величину. Передняя главная точка объектива находится в пространстве снимаемого объекта, задняя – в пространстве изображения объекта. Плоскости, проведённые через переднюю и заднюю главные точки, называются соответственно передней и задней главными плоскостями. Расстояние от главного фокуса до главной задней плоскости объектива называется главным фокусным расстоянием.

Фокусное расстояние для обычных типов объектов – величина постоянная, для панкратических, т.е. с переменным фокусным расстоянием, - переменная. Фокусное расстояние обозначается F или f и выражается в миллиметрах.

Основные характеристики, в том числе и фокусное расстояние объектива, гравируются на его оправе. Цифры 2/58 или 3,5/50 на оправе означают, что фокусное расстояние этого объектива соответственно (по знаменателю) 58 мм (5,8 см) или 50 мм (5 см).

От фокусного расстояния объектива зависит масштаб изображения, получаемого на фотокадре. Например, линейный масштаб изображения объектива при Б1 – 100 мм будет вдвое больше линейного масштаба при Г=50 мм.

Используя объективы с различным фокусным расстоянием при фотографировании объекта из одной точки, необходимо учитывать следующее: чем больше величина фокусного расстояния объектива, тем крупнее изображение объекта, и чем меньше эта величина, тем мельче изображение и большее количество объектов, падающих в поле зрения объектива.

На практике возникают ситуации, когда невозможно приблизиться к объекту съёмки для получения крупного масштаба изображения. В этом случае необходимо применить сменный объектив, фокусное расстояние которого позволяет сделать съёмку в нужном масштабе. Имея набор таких фотообъективов, можно получать разноплановые фотоснимки.

Диапазон фокусных расстояний современных объективов находится в пределах 16 («рыбий глаз»)-г 1000мм и более. Используя их, можно из одной точки снять большую или меньшую часть объекта, а при смене точки съёмки сфотографировать данный объект с большими или меньшими перспективными искажениями.

 

 

2. Технические и творческие приемы фотосъемки

Изучив фотоаппарат до мельчайших деталей, вы будете чувствовать себя вполне уверенно, когда начнёте работать под настроением кадра. А пока постарайтесь как можно ближе познакомиться с основами фотосъёмки, особенно с достоинствами и недостатками собственного фотоаппарата.

Фотография воспроизводит действительность, однако она отражает лишь тот момент, который пожелал отразить фотограф, взяв в кадр и нажав затвор. При этом расчетливо выбранные тема, объект, ракурс, точка съёмки и план кадра не помогут достичь ожидаемого эффекта воздействия на зрителя, елси не «прочувствованы» автором снимка. И этот процесс «прочувствования» обусловлен, прежде всего, принадлежностью снимка к тому или иному жанру. И менно этот вопрос о жанровом разнообразии фотографии остается всегда открытым и актуальным.

Распечатанный снимок или просмотр его на экране компьютера – это плоская, одномрная картинка, а мир трёхмерен и проблема передачи объёма трёхмерного мира на одномерной плоскости волнует фотографов вот уже более 100 лет, а художники рушают эту проблему уже сотни лет. Но художники могут дорисовать всё что угодно на своих творениях, мы же, фотографы, пользуемся только тем, что можем увидеть. Однако и у нас, и у художников одинаковый выбор «инструментов»: линейная перспектива, тональная и масштабная перспектива, а так же наличие размытия в изображении, то есть ГРИП. В переводе с английского языка фотографировать выглядит как «to take a picture», что в дословном переводе переводе означает «брать картинку», не делать, а именно брать! Это очень тонко. Потому что мы именно берём увиденное и оставляем его отпечаток у себя на плёнке или матрице. И как мы это сделаем, как построим кадр, где сделаем зону размытия, именно от этих решений зависит какой результат мы в итоге получим. Следует рассмотреть каждый вид перспективы, чтобы увидеть, как он влияет на снимок.

ТОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Воздух никогда не бывает прозрачным, потому что он состоит из молекул разного характера, а молекулы – это тоже объекты со своей плотностью и весом. Тональная перспектива зависит от влажности, запыленности воздуха и проявляется в разных погодных условиях по-разному. Самые яркие проявления тональной перспективы можно наблюдать в туман, в ветреную и пыльную погоду в пустыне или степи, на рассвете над водой. И все эти явления приводят к следующему: чем дальше объект, тем менее чёткие и ясные его очертания, тем менее он насыщен, кажется более светлым и менее контрастным.

МАСШТАБНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Масштабная перспектива проявляется в уменьшении однотипных объектов: чем дальше объект, тем он меньше. Не зря пейзажи снимают широкоугольными объективами (фокусное расстояние 17-28 мм.): искажая передний план, этот видобъективов делает его как бы выпуклым, перспективу и масштабность предметов эти объективы рисуют гораздо лучше, чем длиннофокусный, который как бы «схлопывает» картинку, делая передний план плоским (в силу своего узкого угла зрения). Так же надо отметить, что широкоугольные объективы благодаря своему широкому углу зрения (примерно 70 градусов) дают резкость на всём протяжении снимка с меньшим значением диафрагмы, а это полезно в условиях малой освещённости, но о резкости чуть позже. В натюрморте тоже можно применить этот вид перспективы, организовав ритм удаляющихся однотипных объектов. В нижеприведённом снимке мы видим два вида перспективы: линейная и масштабная, а катушка ниток на переднем плане усиливает ощущение объёма, как и малая ГРИП (глубина резко изображаемого пространства):

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Линейная перспектива выражается в линиях, которые стремятся сойтись в одной точке на горизонте или в бесконечности. Дорога, уходящая в даль, мост, линии перил, бордюров, домов, электрических проводов... Всё это может служить основой для линейной песпективы. Линейная перспектива очень часто появляется в пейзажах, где достаточно основ для образования линейной перспективы.

ГРИП

Размытость фона или части изображения – это тоже инструмент, который влияет на объём кадра, и управляет этим диафрагма: чем меньше её значение, тем более размытой будет та часть снимка, которая находится ближе и/или дальше точки фокусировки (точкм резкости). Есть масса советов в различных статьях по поводу математического расчёта глубтны резкости, но он не всегда удобен. Помните, самый главный наш инструмент – это глаза. Глубина резкости – это расстояние между самым ближним и самым дальним предметом, которые при данной диафрагме будут резкими. В фотографии принято обозначение ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), которое зависит от:

1. Расстояния до объекта (чем оно больше, тем ГРИП больше и наоборот);

  1. От значения диафрагменного числа (чем оно меньше, тем меньше и ГРИП и наоборот);
  2. От фокусного расстояния объектива: чем оно меньше, тем больше ГРИП (при одинаковом расстоянии до объекта).
  3. От линейного размера матрицы (не количества Мп): чем меньше размер матрицы, тем больше ГРИП (это нужно учитывать при макро-съёмке, если нужна бОльшая ГРИП)

При съёмке более крупного объекта с такой же диафрагмой и таким же фокусным расстоянием на расстоянии 20 метров, ГРИП может равняться 5 метрам. И на ом же расстоянии (20 метров), при диафрагме 15,0 и фокусном расстоянии = 20 мм, ГРИП будет на протяжении всего кадра, начиная с 3 м от фотографа и до самого горизонта. Чтобы окончательно понять, что к чему, нужно посмотреть внутрь фотоаппарата и понять, чем управляет диафрагма. Диафрагма – это выдвигающиеся «лепестки» внутри объектива, которые регулируют диаметр отверстия, через которое проходит свет в фотоаппарат. Так вот, чем уже это отверстие, тем более резкой получается картинка. Значение диафрагмы – это величина, на которую выступают её лепестки. При диафрагме 5,6 лепестки выставлены совсем чуть-чуть и отверстие большое, а потому ГРИП будет малой, часть снимка будет в размытости. При диафранме 2,0 лепестки выставлены уже достаточно, отверстие маленькое, а поэтому резкость будет значительной, при съёмке пейзажа широкоугольным объективом она будет на протяжении всего кадра, если кадр сделан общим планом. Даже лучи фонарей собираются «в звёздочки» при таком значении диафрагмы. Если у вас зеркальная камера (не важно, цифровая или плёночная) или продвинутая мыльница (камера снесменным объективом), то при смене настроек диафрагмы, изменения в резкости можно увидеть сразу же в окуляре или на экранчике фотоаппарата. Именно этой информации нужно доверять, проверяя результат на экране фотоаппарата после нажатия на кнопку затвора. Размытость позволяет не только управлять объёмом снимка, но и зрительским вниманием, что тоже немаловажный фактор в композиционном построении. Размытый фон позволяет выделить модель, сделать фон однородным, а снимок-объёмным. Однако вы в праве выбирать, какие инструменты применять для построения кадра.

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФОТОСЪЁМКИ

РЕПОРТАЖНАЯ СЪЁМКА

Фоторепортаж – широкая сфера деятельности фотографа. Термин происходит от французского «информировать», «извещать» и показывает, что репортажный снимок – это, прежде всего, правдивый фотодокумент, доставляющий визуальную (зрительную) информацию. Объект изображения в фоторепортаже – всегда событие актуальное, имеющее общественно-политическое или народно-хозяйственное значение; объект исследования - жизнь человеческого общества. Необходимо акцентировать внимание на публицистичности репортажных снимков. Конечно, между фоторепортажем и публицистикой простого знака равенства поставить нельзя, но невозможно представить себе ни одного истинно репортажного снимка без публицистического начала. Следует также отметить агитационно-пропагандистское значение фоторепортажа. Основная масса снимков, возникающих в этой сфере творческой практики, может быть отнесена к так называемому информационному роду фоторепортажа.

Информационный снимок имеет ту же событийную основу, что и весь фоторепортаж в целом, содержит в себе сообщение о новости дня, отличается высокой оперативностью, но нередко освещает лишь едеиничный факи, не поднимаясь до обобщения. Информационный род фоторепортажа соседствует с другим его разделом, гдесобытие уже не просто фиксируется в кадре, но намечается аналитический подход к материалу, где простуает авторская позиция, оценка явления действительности, с которым встретился фоторепортёр. Здесь идёт активная творческая интерпретация, а не прямая съёмка жизненного материала. Но, конечно, в сонове снимка по-прежнему лежит конкретный факт. Однако на снимке этот факт как бы сопровождается авторским комментарием. Создать живую яркую многоплановую картину в фоторепортаже, несомненно, намного труднее, чем в любой другой области фотографии. Природа фоторепортажа не допускает никакого вмешательства фотографа в происходящее событие, и съёмка здесь возможна только непосредственно по ходу действия: фоторепортёр следует за событием, схватывает его узлове моменты. Всю специфику фоторепортажа определяет документальность фотоизображений: каждый репортажный снимок имеет точный адрес, показывает действительные события, происходящие в определённо месте в определённое время.

Формы и композициооные решения репоражных снимков нуждаются в особом изучении. Документальная сущность фотоизображений делает их рисунок весьма специфичным. Динамичнось важна здесь как, ни в каком другом виде фоторафии. Ибо она помогает передать пульс жизни и её плдлинную правду. Своеобразие изобразительных решений репортажных снимков, их свободные, разомкнутые композиции несомненно находят основание в самом характере материала: мы рассматриваем реортажный кадр как «фрагмент времени и пространства», как зафиксированный кратчайший миг события, протекающего во времени и пространстве, выходящем далеко за пределы угла зрения объектива. Смысл кажущейся незавершённости компзиции в том, что она должна способствовать сохранению у зрителя впечатления временной и пространственной протяжённости, масштабности проиходящего.

Необходимо особо отметить важность точного и яркого изобразительного решения репортажного снимка. Иногда за счёт репортажности съёмки и жёсткого режима времени, в котором проходила работа, стараются списать неудачную точку съёмки, невыразительный ракурс, рыхлый световой рисунок и другие недостатки неслаженной изобразительной формы репортажного снимка. Но репортажность съёмки не извиняет точку съёмки, невыразительный ракурс, рыхлый световой рисунок и другие недостатки неслаженной изобразительной формы репортажного снимка. Но репортажность съёмки не извиняет этих художественных просчётов. Репортажному снимку, так же как и всякому другому, нужны и лаконичность рисунка, и акцент на смысловом центре, и выразительный свет, и перспективное построение кадра. Более того, серьёзность и важность тем, над которыми работает репортёр, налагают на него особую ответственность и выдвигают ребования правдивого, динамичного, эмоционального решения снимка. Известно ведь, что рыхлая композиция, неумелое размещение в кадре её элементов, вялая тональность могут полностью испортить снимок, и важная тема останется нераскрытой. Главная задача фотографа в репортажной съёмке – показать движение.

ПОРТРЕТ

Под портретом подразумевается изображепние определённого, конкретного человека. Одновременно могут быть изображены несколько людей (парный, групповой портрет). В портрете многогранные представления о своеобразии характера человека, его внешнего облика и духовной жизни нередко сочетаются с раскрытием социально-типических черт. Для журналов и особенно газет наиболее характерны репортажные портреты, а не студийные или постановочные.

Портрет считается наиболее сложным жанором в профессиональной фотографии. Не изучив пары-тройки книг по портретной съёмке, не посетив десятка фотовыставок, и главное, не отсняв полкилометра фотоплёнки, невозможно стать «портретистом».

Задача современного фотопортрета – углубленный показ человека, современника во всеми собенностями его характера, внутреннего мира, деятельности. Возникший на заре фотографии, близкий к живописному станковый портрет (сегодня его называют то павильонным, то поствленным, то студийным) широко распространён и сейчас. Разумеется, он претерпел немалые изменения, стал более живым, динамичным, приобрёл более свободные изобразительные формы, разработанные в современной фотографии. Многое стало возможным в связи сразвитием техники, однако ещё большую, чем техника, услугу павильонному портрету оказало развитие репортажного направления фотографии. Это оно дало образцы наполненных жизнью, динамичных снимков, в том числе и портретных. Ведь жанры развиваются не изолированно друг от друга, а, совершенствуясь, взаимообогощаются, влияя один на другой своими новыми находками и достижениями. Самая современная форма портрета – портрет чисто репортажный, дающий возможность не только изобразить человека в действии, но и передать атмосферу события, в рамках которого возникает этот особый взгляд на событийный материал, портрет, снятый в реальной обстановке, крупный план героя события или другого действующего лица. Такой портрет – форма чрезвычайно ёмкая: сохраняя всю психологическую глубину портретного жанра, он ещё и насыщается действенностью фоторепортажа; повествуя о нашем современнике, он рассказывает и о его славных делах.

Портретные съёмки распространены во всех видах печатных СМИ, будь то развлекательный журнал или серьёзное общественно-политическое издание. При этом для печатных СМИ наиболее характерны репортажные портреты, сделанные в процессе интервью или события, а не студийные или постановочные, которые впрочем, незаменимы для обложек глянцевых журналов.

ПЕЙЗАЖНАЯ СЪЁМКА

В фотографии пейзаж – это не просто съёмка видов и не протокольно точное воспроизведение того или иного уголка природы. Недаром говорят, что фотограф-пейзажист долженбыть не столько ботаником, сколько поэтом! И если речь идёт о создании художественного снимка, то мы вправе требовать его автора точного отбора материала, верности и понимания этого фотоизображения. Современная пейзажная фотография очень разнообразна. Сохранился и развивается пейзаж, в котором его авторы следуют примерам классических образцов живописи. Здесь, конечно, нельзя говорить о бездумном подражании и простом повторении приёмов и эффектов, найденных живописцами. Фотография не теряет своей самостоятельности, специфических черт современности. Но аналогии в сюжетах и изобразительных структурах всё же остаются, они достаточно очевидны. Такие пейзажи интересны, развивают художественный вкус, демонстрируют живописное мастерство, вызывают у зрителя ассоциативные представления.

Учиться снимать пейзаж легко – хотя бы потому, что пейзаж всегда имеет место быть, а во-вторых, учёбу можно совмещать с отдыхом на природе или путешествиями. Достаточно уделять съёмке по часу времени в утреннее и вечернее время.

АРХИТЕКТУРА

Снимки архитектурных сооружений могут быть выразительными лишь при условии, что фотосъёмка прозводится при совещении, выявляющем их сущность и замысел архитектора. С точки зерния техники при фотосъёмке архитектуры всегда важно получить на снимке геометрически правильное изображение здания, чего добиться крайне трудно. Начните учиться снимать архитектуру в столицах и исторических центрах тех стран, где вы бываете. Обязательно вооружитесь штативом и терпением.

ИНТЕРЬЕР

Под интерьером в фотографии понимают съёмку в любом закрытом помещении: комнает, холле, концертном зале, заводском цехе или железнодорожном вагоне. Трудности при съёмке интерьера возникают из-за относительно небольшой и замкнутой площади самого помещения (часто невозможно отодвинуть аппарат на нужное расстояние), из-за расположения окон, свет котрых подчас попадает прямо в объектив. Часто мешают и архитектурные особенности интерьера. Фотографу приходится тщательно выбирать точку съёмки, сменный объектив, вспомогательные источники света, чтобы наиболее выразительно передать изображение объёмов, пространств и фактур.

Уместно предостеречь от использования при съёмке интерьеров фотовспышек. Они посылают на объект съёмки мощный поток переднего света, котрый заливает весь объект, при этом исчезают светотень и выраженный световой рисунок. Изображение на снимке получается плоским,невыразительным, лишённых объёмов и фактуры.

НАТЮРМОРТ

Сам термин означет «мёртвая природа». Под ним понимается изображение веще и предметов. Человек живёт и работает среди вещей, и по тем предметам, которыми он себя окружает, можно судить о его профессии, образе жизни, характере и поведении. В любом тематическом снимке не существует изображения человека вне фона – среды и обстановки действия. Точно переданные на снимке фактуры фона, различных предметов обстановки дополняют характер события или человека.

Какие бы цели ни преследовал фотограф при составлении натюрмотра, он должен скомпоновать его так, чтобы был ясно выражен основной замысел снимка и достигнуто наиболее удачное композиционное решение.

В заключение всего вышесказанного хочется добавить, что фотожурналисту должны быть подвластны все жанры фотографии. Только тогда его можно будет назвать профессионалом, а все снимки настоящими работами.

 

Успех пейзажной съемки зависит от двух навыков: умения найти подходящий сюжет и умения снять его наилучшим образом. Выбор сюжета часто является делом случая, т. е. нередко фотограф неожиданно находит то, что нужно, осматривая местность в поисках интересного кадра. Съемка же требует сочетания эстетического вкуса, который проявляется в выборе ракурса, времени суток и погодных условий, и чисто фотографических приемов, таких как выбор наиболее подходящего объектива, сочетание выдержки и диафрагмы, применение фильтров и т. д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вспомогательные фотопринадлежности | Предварительная подготовка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.