Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие ценности. Ценности в системе социальных отношений

Тема 8. Ценности в системе социального управления.

1. Понятие ценности. Ценности в системе социальных отношений.

2. Взаимообусловленность ценностей, потребностей и интересов.

3. Связь между ценностями и нормами.

4. Изменение ценностей по мере развития общественного производства и управления им.

5. Система ценностных ориентиров. Учет ценностей в системе социального управления.

 

Категория “ценности” является одной из важных в социальном управлении. Осмысление понятия “ценности”, взаимосвязи его с понятиями “потребности”, “интересы”, “нормы”, анализ влияния коллективных ценностей на процессы интеграции, лояльности к сообществу, выявление механизмов формирования, изменения ценностей с помощью управленческих воздействий является частью предметного поля социологии управления. В то же время анализ влияния ценностей индивидов на их трудовое поведение, на их отношение к предприятию, на котором он трудится, важно с точки зрения совершенствования практики социального управления, социального менеджмента. Для принятия важных с точки зрения достижения необходимых экономических и социальных результатов управленческих решений необходимо знание о том, носителем каких ценностей выступает трудовой коллектив и его члены, являются ли эти ценности теми мотиваторами трудового поведения, которые обеспечат эффективное выполнение принятого управленческого решения. А ввиду этого важным представляется уточнить понятие “ценности”.

В социологии понятие “ценности” характеризуется в широком и узком смысле слова. В широком смысле – это оценочная характеристика значимости предметов, явлений и процессов с точки зрения их соответствия потребностям, интересам личности, социальных групп, общества в целом. В узком смысле слова – “это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания”.

Философский подход предполагает рассмотрение не самой ценности и не самой ценностной оценки (отнесения к ценности), а целостного ценностного отношения, “полюсами” которого являются ценность и оценка. Это отношение образуется особой формой связи объекта и субъекта; оно несводимо ни к чистой объективности теологического типа, ни к “голой” субъективности психологического взгляда. По логике М.С. Кагана, ценность – это не свойство вещи, ибо свойство лишь объясняет ее способность обрести ту или иную ценность, став ее носителем; тем более неправомерно считать ценность не отношением, а неким “качеством”. Ценность – это специфическое отношение, поскольку она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, т.е. носителем социальных и культурных качеств, которые и определяют сверхиндивидуальное содержание его духовной деятельности. Ценность возникает в объектно-субъектном отношении, не будучи поэтому ни качеством объекта, ни переживанием другого объекта – человека или животного. Это замечание важно для понимания классификации и систематизации ценностей, а также для понимания механизмов их формирования.

Со стороны субъекта “ценностное отношение…реализуется двояко – как отнесение к ценности оцениваемого объекта и как его осмысление. Эта двойственность… объясняется тем, что, с одной стороны, субъект исходит из восприятия каждого из уже сложившегося у него представления о ценностях и оценка данного объекта становится отнесением к ценности; оно осуществляется непосредственно эмоционально, а затем может в той или иной мере осознаваться и вербализироваться; с другой же стороны, ценностное отношение предполагает возможность, а чаще всего необходимость, осмысления оцениваемого, т.е. выявления и понимания того конкретного смысла, который данный объект имеет для тебя как субъекта”.

Важным для научного понимания ценности является различение понятий “ценность” и “носитель ценности”. Как пишет М.С. Каган, “носителем ценности является нечто конкретное – любой предмет… реальный и воображаемый, природный и рукотворный; вещь, действие или событие, - ценность же есть… значение данного предмета для субъекта. Поэтому материальным или духовным может быть носитель ценности, но не она сама, и значит, неправомерно нередкое… деление ценностей на материальные и духовные – ценность лежит в иной плоскости, чем эта онтологическая дихотомия”.

Категория “ценност2и” - это категория общественного сознания. Ценности напрямую связаны с уровнем культурного развития общества. Ценности формируются в сфере духовной деятельности человека, общества в целом. Ценности накладывают определенные ограничения на поведение человека, становясь внутренними регуляторами его действий. Как пишет А.Г. Здравомыслов, “на первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности”.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личные, коллективные, корпоративные и общественные интересы | Взаимообусловленность ценностей, потребностей и интересов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.