Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту

ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА.

ТЕМА 1.1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО И

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту.

2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия.

3. Техногенные опасности и угрозы (радиационно-опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства).

4. Чрезвычайные ситуации военного характера. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий (прямые, косвенные, связанные с изменением среды обитания людей). Ядерное, химическое, бактериологическое оружие. Обычные средства поражения.

5. Международный и внутригосударственный терроризм.

6. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

В современном мире люди все больше страдают от ими же создаваемых опасностей. Только в ДТП в России ежегодно погибают более 30 тыс. человек. Десятки тысяч людей становятся ежегодно жертвами алкоголя. Тысячи гибнут на производстве.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически и биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасность – это центральное понятие БЖД, под которым понимают любые явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека и ущерб окружающей природной среде.

Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Это позволяет сформулировать следующую аксиому: деятельность человека потенциально опасна.

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасности. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются, причинами. Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб. Форма ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной степени тяжести, заболевания, ущерб окружающей среде и др. Опасность, причина, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, ЧС, пожар и т.д. Триада «опасность – причины – нежелательные следствия» - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т.е. является много причинным. Одна и та же опасность может реализовываться в нежелательное событие через разные причины.

Потенциальная опасность как явление – это воздействие на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. По степени и характеру действия на организм все факторы условно делятся на вредные и опасные. Это деление условно, поскольку вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными.

К вредным относятся те факторы, которые в определенных условиях становятся причиной заболевания человека или снижения его работоспособности.

Опасными называются факторы, которые в определенных условиях приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья (схема 1.1).

 

 

 

Признаками, определяющими опасность, являются:

1) угроза жизни;

2) возможность нанесения ущерба здоровью, т.е. заболевание, травмирование, следствием которых может стать летальный исход, инвалидность и т. п.;

3) нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека и экологических систем.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ:

· по происхождению: природные, техногенные, экологические, социальные, биологические, антропогенные;

· по локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом;

· по вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.п.;

· по приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические;

· по сфере проявления: бытовые, спортивные, производственные, дорожно-транспортные, военные;

· по структуре (строению): простые и производственные, порождаемые взаимодействием простых;

· по реализуемой энергии: активные и пассивные;

· по времени проявления: импульсивные и кумулятивные.

Источниками формирования опасностей могут быть:

· сам человек, его деятельность, средства труда;

· окружающая среда;

· явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Последовательность изучения опасностей включает несколько стадий:

Стадия I. Предварительный анализ опасностей, состоящий:

Шаг 1. Выявление источника опасности.

Шаг 2. Определение части системы, которая может вызвать опасности.

Шаг 3. Введение ограничения на анализ, т.е. исключение опасностей, которые

не будут изучаться.

Стадия II. Выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева

событий и опасностей.

Стадия III. Анализ последствий.

Ученые всего мира пытаются уменьшить вероятность реализации опасности. Но это невозможно, поскольку опасности по своей природе:

· вероятностны, т.е. случайны;

· потенциальны, т.е. скрыты;

· перманентны, т.е. постоянны, непрерывны;

· тотальны, т.е. всеобщи и всеобъемлющи.

Следовательно, не существует человека, которому не угрожают опасности. Но

многие люди об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни. Таким образом, задача БЖД состоит в обеспечении общей грамотности человека в области безопасности. Человек, освоивший основы БЖД, защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Непричёсанные мысли | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 46577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.