Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурный функционализм




Он сосредотачивается на изучении самого механизма взаимодействия общества и ин­дивида, занимая как бы серединную позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается П. Сорокин, а одной из современных концепций - теория действия или теория обмена Дж. Хоменса.

4. Марксистский подход - по типу объяснений социальных явлений он схож с первым подходом, однако, принципиальное отличие состоит в том, что в марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение общества, в то время как первые три традиции рассматривают социологию скорее как рекомендательную.

 

Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: как объ­единяющее название школы социологии, которую основал и возглавил Г.Парсонс и как ме­тод исследования, по которому изменение элемента системы должно рассматриваться в свя­зи с изменением всей системы.

Т. Парсонс и Р. Мертон — американские социологи, которые, отказавшись от натурали­стических и психологических подходов к изучению общества, стали использовать в изуче­нии общества достижения современных наук: математики, кибернетики, биохимии и др., и предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг к другу. Этими элементами могли быть индиви­ды, группы, коллективы, социальные общности и т.д., внутри которых и между которыми устанавливаются структурные связи. Характер этих связей и отношений позволяет построить более или менее полную картину функционирования общества. Наиболее полно основы структурного функционализма сформулировал Парсонс.

Он попытался найти и сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно абстрактной и настолько всеоб­щей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Парсонса - это категория равновесия. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социаль­ной системы. Отсюда основная задача социологии - дать рекомендации по стабилизации общества, то есть поддержанию равновесия. Он стремился обосновать центральную идею своего учения, идею социального порядка, в котором над конфликтом доминирует согласие, консенсус. Парсонс исходит из того, что система не может функционировать и выжить, если не решены определенные основополагающие проблемы.

Поэтому первой фазой анализа общества является выяснение этих проблем. Он выделяет четыре функциональные предпосылки, которые касаются любых социальных систем (будь то семья, национальное предприятие или государство).

1. Первое функциональное требование - адаптация, система должна уметь приспособиться к внешней среде. Адаптивная функция касается отношений между системой и ее средой. Чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над средой. Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить лю­дей необходимым минимумом материальных благ.

2. Второе функциональное требование – целедостижение, система должна уметь достигать тех целей, которые определяются как следствия стремления системы к адаптации - это целе­направленная функция. Эта функция формулирование целей и мобилизации ресурсов для их достижения (целеполагание).

3. Третья функция - интеграция, чтобы достичь цели, система должна обладать достаточ­ным внутренним единством и упорядоченностью. Функция интеграции относится к коорди­нации частей социальной системы.

4. Четвертая функция - латентность, эта функция обеспечения внутренней стабильнос-ти, равновесия, самотождественности системы Латентность – это поддержание образца). Внутреннее единство должно сохраняться и воссоздаваться путем усвоения членами системы интер­национализации норм системы. То есть эта функция сохранения порядка. То есть именно со­хранение порядка и носит название латентности.

Эти четыре основные функции обычно называют системой AGIL, по первым четырем буквам английских названий перечисленных функций. Эти четыре функции соответствуют специальным институтам, составляющим подсистемы общества:

1. Подсистемой, имеющей целью приспособление общества к среде является экономика. Экономика - эта та часть общественной структуры, которая поставляет и распределяет материальные ресурсы, необходимые членам общества.

2. Достижением цели занимаются политические учреждения, которые выбирают целевые установки общества и побуждают членов общества работать на эти установки, то есть подсистемой функции целедостижения является политика.

3. Интеграцией занимаются институты, которые осуществляют социальный контроль и поддерживают общую культуру общества (право и культура). Главным институтом, посредством которого реализуется интеграция, является, прежде всего, право. С помощью правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт все же возникает, то его следует решать через правовую систему, избегая дезинтеграции целостности общества как системы.

4. Функцией поддержания порядка занимаются специализированные институты – это институты социализации (семья, школа, религия), которые согласовывают структуру личностных мотиваций с целями и ценностями общества. Это происходит, когда индивид в процессе социализации приобретает свою индивидуальность и одновременно усваивает нормы данного общества. Латентность предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества.

Выводы:

Консенсус и стабильность системы не означает, что она не способна к изменению. Напротив, на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя определенная степень равновесия необходима для существования системы. Поэтому процесс социальных изменений можно представить как «подвижное равновесие». Процесс «подвижного равновесия» может затрагивать не только части или подсистемы обще­ства, но и все общество в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.