Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и гражданское общество




Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества. Государство и гражданское общество.

Наиболее крупной социальной организацией общества является го­сударство. Государство возникает из определенных социальных по­требностей, с определенной целевой направленностью, в нем доволь­но четко осуществляется социальная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные управляющая и управляемая подсистемы и другие признаки соци­альной организации. В социологии существует множество теорий государства. Наиболее разработанным нам представляется марк­систское учение о государстве как социальной организации классо­во-антагонистического общества.

Основоположники этой теории К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ле­нин исходили из предпосылки, что в основе всех форм общественных отношений, в том числе и политических отношений, которые прежде всего организуют государство, лежат социальные интересы.

Интере­сы — это реальные жизненные стремления индивидов, слоев, групп, классов и других общностей, которыми оно осознанно или неосознан­но руководствуется в своих действиях и которыми определяется их объективное положение в системе общественного производства.

Ос­нову социальных интересов составляет та или иная форма собствен­ности. Волевое, авторитарное выражение интереса субъекта собст­венности, проявляющееся в организации социального управления, есть социальная власть.

Основные функции власти — это осуществ­ление интересов субъекта собственности посредством организации управления. Средствами осуществления власти выступают различ­ные социальные институты, которые функционируют с целью реа­лизации властной воли.

С точки зрения марксизма, в первобытнообщинном, бесклас­совом обществе, базировавшемся на общественной собственности, существовало полное совпадение коренных интересов людей и соци­альная власть принадлежала всем его членам. В этом обществе не было дифференциации его членов на властвующих и подвластных. Субъект и объект власти совпадали. Совет старейшин, вожди явля­лись органами власти, возникшими вследствие разделения труда. Эти органы обладали высшим властным авторитетом, их воля была обязательна для всех членов общества.

В условиях совпадения ко­ренных интересов авторитарная воля органов власти выступала как интегрированная воля всего общества. Гарантией реализации этой власти служили нормы морали, обычаи, традиции, которые формировались в общественном мнении. В этих условиях силы обществен­ного мнения было достаточно для осуществления власти и вопрос о создании специальных орудий властвования не имел объективной основы для возникновения.

Общественное разделение труда нарушило целостность обще­ственного интереса, способствовало разделению относительно само­стоятельных интересов и социальных групп, произошел процесс классообразования. В своей основе процесс классообразования есть процесс отчуждения основных средств производства от непосредст­венных производителей, в результате чего коренным образом изме­няется отношение одной группы людей к другой, а также происходят процессы обособления этих групп.

Субъект собственности конститу­ируется как класс, противостоящий непосредственным производи­телям, отчужденным от средств производства. Интересы этих двух классов непримиримы, разгорается классовая борьба. Чтобы эти про­тиворечия и противоположные классы «не пожирали друг друга в бесплодной борьбе», отмечал В. И. Ленин, возникает сила, стоящая, по-видимому, над обществом, — государство.

Таким образом, вслед­ствие отчуждения собственности в процессе классообразования со­циальная власть также отчуждается от общества и находит способ своей реализации в государстве как форме отчужденной власти.

В классовом обществе власть в ее структурно-функциональном измерении есть политические отношения, в институционально» плане — власть есть государство как публично-властная форма ор­ганизации классового общества.

Классовое расслоение потребовало наделения социальных ин­ститутов дополнительными функциями, в частности, введения пред­писаний, требующих безусловного им подчинения. Для этой цели норм религии, морали, обычаев и традиций оказалось явно недоста­точно. Потребовалось формирование институциональных норм, то есть норм, которые создаются особыми институтами, обладающими, на это особыми прерогативами.

В случае, когда в качестве такого сложного типа социального института выступает государство, нормативная деятельность реа­лизуется в форме правовой регламентации. Право — это историчес­ки определенная социальная форма, посредством которой обеспечи­вается целостность общественной системы путем принудительного подчинения особому интересу государственной власти. Основным элементом правовой системы являются правовые нормы.

Право­вые нормы — это организованные в определенной структуре и вы­раженные в установленной форме общие правила, регулирующие типичное общественное отношение или ту или иную сторону этого отношения.

В государстве уже четко разделяется управляющая и уп­равляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государст­ва как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату.

Государственный аппарат — это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой ор­ганизации и классовой власти. Государственный аппарат есть ре­зультат разделения политико-управленческой деятельности вну­три классового организованного общества. Если в доклассовом об­ществе публичное властвование, управление обществом было прочно вплетено в материально-практическую деятельность, то процесс классообразования привел к отпочкованию публичной вла­сти в самостоятельную социальную функцию.

Государственный аппарат — это тот слой, «корпорация», кото­рый практически осуществляет власть в государстве, приводя в дви­жение всю огромную и сложную государственную машину. Концентрация властных полномочий в руках государствен­ной бюрократии зачастую приводит к весьма значительной самостоя­тельности государственного аппарата по отношению к классу, вплоть до того, что бюрократия диктует свою волю, основанную на частном «корпоративном интересе», господствующему классу.

К. Маркс неод­нократно отмечал наличие у бюрократии своих особых целей, которые она в процессе властвования выдает за всеобщие. Бюрократия состав­ляет особое замкнутое общество в государстве. Бюрократия считает са­мое себя конечной целью государства, так как бюрократия делает свои «формальные цели своим содержанием, то она всегда вступает в кон­фликт с реальными целями». И этот факт может откладывать серьезный отпечаток на функционирование госу­дарственных учреждений. Эти учреждения в какой-то мере могут ото­рваться от обслуживания классовых интересов и замкнуться на «кор­поративном» интересе государственной бюрократии. Однако, как под­черкивал К. Маркс, всегда «бюрократия при всем своем стремлении к самовластию была орудием господствующего класса».

Главная функция государства состоит в формировании такой социальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки разви­тия господствующих производственных отношений и самого класса собственников. Марксизм утверждает, что организация общества в форме государства есть институционализация в политической фор­ме экономического могущества господствующих классов, концент­рированное выражение этого могущества и создание на его основе принципиальных условий существования данного способа производ­ства. Однако создание таких условий невозможно без общего интере­са класса собственников и направления воли всех граждан (поддан­ных государства) в одно русло, что предусматривает определенное ограничение стихии самого этого класса, обещание стихии единич­ных интересов.

Другой не менее важной функцией государства является подав­ление сопротивления угнетенных классов, установление отношений господства и подчинения. Господство — это не что иное, как навязыва­ние воли класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осуществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологически­ми. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классово­го господства.

Государству, как наиболее общей форме социальной органи­зации отношений людей, в известной мере, противостоит такая фор­ма социальной организации, как гражданское общество. Граждан­ское общество — это совокупность независимых, имеющих возмож­ность реализовать свои цели личностей и их добровольных объединений.

Как самостоятельная форма социальной организации граж­данское общество формируется в процессе борьбы с властью, перво­начально требуя изменения своих прав, затем добиваясь участия в управлении государством и, наконец, превращая государственную власть в надежный инструмент регулирования общественных отно­шений.

В центре гражданского общества находится суверенная лич­ность, обладающая разнообразными правами и свободами, прежде всего, такими «неотчужденными» правами, как право на жизнь, соб­ственность, свободу. В этих условиях поведение человека определя­ется, прежде всего, его собственными интересами, на него ложится и вся ответственность за свои действия. Такая личность превыше все­го ценит собственную свободу, уважая, вместе с тем, законные инте­ресы других людей.

Ценность человека определяется его личностны­ми качествами, что стимулирует в нем стремление к раскрытию и развитию его способностей. Осознание личностной самооценки явля­ется важнейшей характеристикой гражданского общества.

Формирование гражданского общества связано со становле­нием и развитием капиталистического способа производства, кото­рый способствовал утверждению идеологии индивидуализма. В ус­ловиях капиталистических общественных отношений индивид полу­чил возможность действовать как самостоятельная общественная сила, чьи возможности во многом зависели от его собственных спо­собностей. Становление капиталистического общества в политичес­кой сфере способствовало утверждению правового государства, вы­рабатывающего механизмы защиты общества и личности от произ­вола государственной власти.

Такой тип общества в странах Западной Европы формировал­ся на рубеже XIX-XX вв. В России в это время начали закладывать­ся только первоначальные задатки гражданского общества. Но этот процесс был прерван в октябре 1917 г. В результате социалистичес­кой революции советское общество превратилось в тоталитарную систему. Тоталитаризм полностью подчиняет интересы личности ин­тересам государства. Государственная машина регламентировала все, даже самые интимные стороны жизни советских людей. В насто­ящее время Россия встала на путь создания гражданского государст­ва со всеми его необходимыми атрибутами: правовым государством, правом людей на собственность, на свободу деятельности и выраже­ния мнений и убеждений.

Понятия "гражданское общество" и "правовое государство"- концептуальные категории философии, политологии, социологии.

Гражданское общество - сфера самопроявления свободных гра­ждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ог­ражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государствен­ной власти.

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX вв. Гегель рассматривал граждан­ское общество как сферу материально-экономической жизни, в основе развития которой он видел "мировой дух", "абсолютную идею". К граж­данскому обществу он относился как к инобытию духа, идеи; во взаимо­действии государства и гражданского общества отдавал приоритет госу­дарству (особенно отчетливо это выражено в его философии права).

Маркс и Энгельс развили идею Гегеля о разграничении граж­данского общества и государства. Концептуальное значение имеет вы­двинутый ими тезис о диалектике государства и гражданского общества, который сводится к следующему: не государством обусловливается и определяется гражданское общество, а гражданским обществом обу­словливается и определяется государство. В общество как важнейший элемент политической надстройки входит государство.

Если государство знает различные формы правления господ­ствующих классов - демократические, монархические, диктатор­ские, то для гражданского общества характерна демократическая форма существования. Поэтому, чем менее развито гражданское об­щество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти.

В процессе своего развития гражданское общество проявляет тенденцию к охвату все более широких слоев населения. В рабовладель­ческом обществе раб был совершенно бесправен, его можно было про­дать, купить, убить. Несколько иное положение было у феодального крестьянина: оставаясь в ряде случаев объектом купли-продажи, он об­рел уже право на жизнь. С возникновением буржуазного государства ностей. Буржуазное государство было вынуждено не только считаться с возникшими, общественными ассоциациями, но и встать на путь право­вого упорядочения своих отношений со всем населением, существенно перестроить свои собственные властные структуры.

Передовые мыслители XVII-XVIII вв. - Локк, Монтескье и другие сформулировали принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых должна быть, во-первых, относительно самостоятельной; во-вторых, урав­новешивать другие. Принцип разделения властей послужил основой (фун­даментом) для теории правового государства.

Признаки правового государства отрабатывались и совершенст­вовались человечеством веками. К ним относятся:

1. господство права, его приоритет над государством. Это означа­ет, что правовой закон, принятый парламентом, не может быть изменен, отменен, приостановлен ни ведомственными актами, ни правительствен­ными распоряжениями. Государственный орган, издавший закон, также не вправе его нарушать;

2. четкое разграничение компетенции властей на законодатель­ную, исполнительную и судебную при условии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках правового закона, на основе кон­ституционно-правовой регламентации разделения властей;

3. незыблемость свободы личности, ее прав, чести, достоинства; их охрана и гарантии. Это важнейший вопрос для любого демократиче­ского правового государства;

4. взаимная правовая ответственность личности и государства. Это означает, что человек становится центром, вокруг которого функ­ционирует весь общественный механизм. Но и личность ответственна перед государством;

5. наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией правовых законов, других норма­тивных актов.

Из этого следует, что первооснова правового государства заклю­чается в его современном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в неукоснительном осуществле­нии прав граждан, в их уважении и соблюдении со стороны государства. Итак, правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотноше­ний с индивидами как субъектами права.

Гражданское общество - сфера свободной, творческой жизне­деятельности личности, коллективов и общностей людей. Разнооб­разие взглядов и подходов, мотивов и интересов, предельная индивидуализация форм общения и поведения в гражданском обществе не только допустимы, но и необходимы. Лишь полное и разумное самовыражение каждого человека рождает в обществе тот потенциал, который обеспечивает его динамичное развитие. В таком обществе призваны действовать многообразные политические силы, которые, прежде всего путем горизонтальных контактов, соглашений, терпимости, взаимопо­нимания и т.д., должны достигать своих целей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое социальная организация? Каковы ее основные черты? Что заставляет людей объединяться в организации? Ка­кой эффект при этом наблюдается? Какие виды организаций вы знаете?

2. Что представляет собой принципиальная схема организации и какие основные элементы она включает? Как формируется социальная структура организации? Какие существуют социальные структуры и как они соотносятся друг с другом?

3. В чем сущность процесса управления в организации? Какие можно выделить функции управления?

4. Что обычно понимается под термином «бюрократия»? В чем состоит современное понимание бюрократической системы?

5. Какую роль играет бюрократия в формальной организации? Как бюрократия влияет на процессы управления организацией?

6. Какой видит роль бюрократии в организации М. Вебер?

7. Каковы причины неэффективности бюрократического механизма по концепции Р. Мертона?

8. Назовите признаки социальной общности.

9. Укажите различия между понятиями «социальная группа», «группа» и «социальная общность».

10. Конформизм: это благо или беда?

11. Назовите характеристики малой группы.

12. Как вы воспринимаете малую группу и толпу? Где себя ощущаете более комфортно?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (СРС)

1. Управление организациями: сущность, функции.

2. Социальные отношения: их сущность, виды, взаимосвязи с социальными системами.

3. Определение социальной организации и ее внутренняя структура.

4. Формальные и неформальные организации: их сущность, механизмы деятельности, конкретные формы (сравнительный анализ).

5. Бюрократия как специфический тип социальных организаций.

  1. Объективные законы развития и субъективный фактор в организационной деятельности. Власть и лидерство в социальных организациях.
  2. Инновации в организациях и отношение к ним.
  3. Управление организациями: сущность, функции.
  4. Орга­низационные процессы. Социальная природа и структура управления.
  5. Теория бюрократии М. Вебера.
  6. Восточные и западные типы бюрократии.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

  1. БитэмД. Бюрократия // Социологический журнал. 1997..№ 4.
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для ву­зов. М., 1998. Гл. 4.
  3. Демидов A.M. Общественное мнение на пути институционализации // Социологические исследования. 1992. № 12.
  4. Жабрее А.А. Современный российский чиновник (наброс­ки к социологическому портрету) // Социологические ис­следования. 1996. № 8.
  5. Кравченко К.А. Исследование организаций за рубежом (ана­литический обзор) // Социологические исследования. 1994.№ 8-9.
  6. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология:Учебное пособие для вузов / Под общ. Ред. Г.С. Батыгина. М.,1999. Гл.6, §1.
  7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурси Ф. Основы менедж­мента. М, 1994.
  8. Нестик Т.А. Бюрократия в зарубежных исследованиях //Общественные науки и современность. 1998. № 2.
  9. Оболонский А.В. Бюрократия и государство. М., 1996.
  10. Пригожин А.И. Современная социология организаций.— М., 2005.
  11. Парсонс Т. Система современных обществ. М.,1 997.
  12. Перегудов СП. Институты гражданского общества и государство // Социологические исследования. 1995. № 3.
  13. Социальное управление: Словарь,— М.: Изд-во МГУ, 1994.
  14. Социология организаций: Словарь-справочник.— М.: Союз, 1996.
  15. Франчук В.М. Основа современной теории организаций. — М, 1995.
  16. Фролов С. С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997. Гл.8,9.
  17. Щербина В. В. Социология организаций // Социологичес­кие исследования. 1998. № 8.

18. Социология организаций. Словарь-справочник. Автор- В.В. Щербина. М., 1996. Щербина В.В., Попова Е.П. Современные западные концепции структурных изменений в организации//Социс. — 1996. — №1.

ТЕМА 2.4. социальные общности и группы. семья как социальный институт и малая группа

 

1. Понятие социальной структуры.

2. Социальные группы и общности (общая характеристика).

3.Общность и личность. Социальные общности и их классификация. Виды общностей.

4. Массовое сознание и массовидные общности. Воздействие на массовое сознание и формы массового протеста.

5. Понятие социальных групп и их классификация.

6. Малые социальные группы и коллективы. Форма и структура малой группы, понятие референтности.

7. Брак и семья как социальные институты. Функции семьи

8. Тенденции развития семейно-брачных отношений

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.